Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие методов обучения рисованию в эпоху Возрождения,






Достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не

знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками

методов обучения. Во время становления христианства были варварски уничтожены

теоретические труды великих мастеров Греции, а также многие прославленные произведения

изобразительного искусства.

Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в

области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено

в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики

преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного.

Художники этого времени заново разрабатывают теорию изобразительных искусств, а вместе с

тем и методы обучения рисунку.

Давая научное обоснование методу обучения, Альберти тем самым рассматривает рисование

не как механическое упражнение, а как упражнение ума. Эта мудрая установка дала позже

Микеланджело возможность сказать: «Рисуют головой, а не руками».

Весь процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании с натуры: «А так как

природа дала нам такое средство, как измерения, познание которых доставляет немалую пользу,

так пусть же прилежные живописцы в своей работе заимствуют их у природы и, приложив все

свои умения и старания к познанию их, пусть они держат в памяти то, что они у нее

заимствовали».

Обратим внимание на методическую последовательность изложения учебного материала в

труде Альберта. В первой книге он излагает строгую систему обучения. Знакомство

начинается с точки и прямых линий, затем идет ознакомление с различными углами, потом с

плоскостями и, наконец, с объемными телами. Рассматривая этот труд как своеобразный

учебник, мы должны констатировать здесь наличие основных дидактических положений.

Следующей работой, оказавшей большое влияние на развитие методики обучения

рисованию, является «Книга о живописи» Леонардо да Винчи. В этой книге затрагиваются

вопросы рисунка, и, что особенно важно, Леонардо смотрит на рисунок как на серьезную

научную дисциплину. Он занимался анатомическими исследованиями, установлением

законов пропорциональности человеческого тела, много времени уделял научным

обоснованиям теории рисунка.

Немецкий художник Дюрер считал необходимым подробнее остановиться на вопросах

воспитания и условиях, которые необходимы художнику для успешной и плодотворной

творческой работы.

Воспитывая художника, педагог должен следить, «чтобы он соблюдал меру в еде и

питье, а также во сне», «чтобы он жил в хорошем доме и чтобы ничто ему не мешало».

Особенно внимательно надо следить, говорит Дюрер, чтобы в период воспитания ничто

не ослабляло ум молодого художника, чтобы он не видел ничего плохого, а только хорошее.

Эта мысль получит в дальнейшем свое развитие в академиях художеств. Особое значение

Дюрер придавал личному показу при обучении рисованию.

Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, в первую очередь, отметим ту

колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования

правил рисования. Их труды по вопросам перспективы помогли художникам справиться с

труднейшей проблемой построения изображения трехмерной формы предметов на плоскости.

Многие художники эпохи Возрождения, увлекаясь перспективой, целиком посвящали свое

время этому делу.

Даже теперь их произведения поражают глубоким знанием анатомии, перспективы, законов

светотени. С помощью науки искусство Возрождения поднялось на небывалую высоту. Оно

представляет для нас колоссальную художественную ценность и помогает развивать методику

обучения рисованию.

Мастера Возрождения сумели создать высокие образцы, как для художников-практиков, так

и для педагогов. Они не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы

искусства, но и практически доказали их необходимость. Художественная культура

Возрождения дорога миру за созданный ею кодекс правил и законов изобразительного

искусства. Все, кто любит и знает изобразительное искусство Возрождения, обращаются к нему

как к источнику мудрости, знания и высокого мастерства.

Эту важную работу начали проводить академии художеств, открывшиеся конце XVI века. С

этого времени обучение рисованию начинает проводиться в специальных учебных

заведениях.

22.РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой

педагогической системы — академической. новая система стала предъявлять четкие

требования не только к ученикам, но и к педагогам. самой характерной особенностью этого

периода является создание специальных учебных заведений — академий художеств и

художественных школ. эффективность академической системы преподавания заключалась в

том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и

воспитанием высоких идей. исследуя историю методов преподавания рисования, мы видим,

что в академиях была четкая и строгая система обучения, стремление просветить и

возвысить чувства художника.

четкая и организованная система художественного образования, установившаяся в

академиях, стала оказывать влияние и на методы преподавания рисования в

общеобразовательных учебных заведениях.

овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. занимаясь рисунком, ученик

одновременно познает мир. отсюда вывод: занятия рисованием полезны для всех. эта мысль

начинает занимать умы не только людей искусства, но и деятелей народного просвещения (я а.

коменский, джон локк, жак-жан руссо, иоганн вольфганг гѐ те, иоганн генрих песталоцци,

иосиф шмидт).

к концу xix века специалисты школьного преподавания рисования разделились на два

лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую —

натурального.

при геометралъном методе обучение рисунку основывалось на геометрии. согласно этому

методу, все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической

точки зрения: в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура

или тело. например, рисуя яблоко, ученик вначале намечает форму шара, а затем уточняет

ее по натуре; рисуя ведро, ученик вначале изображает усеченный конус, а затем уточняет

форму по натуре. с 1888 года геометральный метод был введен во всех общеобразовательных

школах.

натуральный метод обучения заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы

сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. приверженцы этого метода

доказывали, что, в отличие от геометрального, он приближает ученика к жизни, к природе.

роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако отечественная

педагогическая наука рассматриваем проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее

только к воспитанию искусством. средствами эстетического воспитания являются и

окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающие красоту

объективных законов природы; и труд, и общественные отношения людей, и быт, и многое

другое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.