Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие методов обучения рисованию в России,






Рождение академии связывают с именем императрицы Елизаветы Петровны, хотя идея создания подобного заведения принадлежала еще ее отцу, Петру I. Серьезным шагом на пути создания Академии художеств стало основание Рисовальной школы при Санкт-Петербургской типографии. Академия художеств была учреждена при Московском университете по решению Сената от 6/17 ноября 1757 года. Открытая в 1758 году как «Академия трех знатнейших художеств», Академия художеств была отделена от университета указом от 3 марта 1763 года. Своим созданием Академия художеств во многом обязана куратору университета Ивану Ивановичу Шувалову. Став президентом Академии художеств, Шувалов быстро наладил преподавание, пригласив из европейских стран высококлассных мастеров: берлинского гравера Георга-Фридриха Шмидта, из Парижа скульптора Николая Жилле, живописца Лоррена и его помощника рисовальщика Моро, французского художник а Жана-Луи Девельи и живописца Пьетро Ротари. Уже с конца 1770-х годов в академии стали преподавать русские педагоги — А. Лосенко, М. Козловский, Е. Чемесов, А. Акимов и многие другие. Шувалов разработал принципы приема в академию. Ни возраст, ни происхождение кандидатов при зачислении в академию роли не играли — ставка делалась на талант. Первый набор учеников состоялся в 1758 году: из воспитанников гимназии при Московском университете отобрали шестнадцать студентов в возрасте 14–17 лет. Самому старшему из них, Баженову, было уже двадцать. Выдающийся скульптор Федор Шубин в 1766 году окончил Академию и как лучший выпускник получил первую золотую медаль и «аттестат со шпагою», давший ему первый офицерский чин и дворянство. Окончившие академию с золотой медалью направлялись в Европу на три года за казенный счет для усовершенствования мастерства. В 1762 году на престол взошла императрица Екатерина II. На место И.И. Шувалова был назначен И.И. Бецкой, как и Шувалов, он был увлечен идеями французских философов-гуманистов. Президентскую должность в Академии художеств Бецкой занимал больше тридцати лет, с 1763 по 1794 год. Бецкой реорганизовал программу, ввел в обучение ряд новых предметов. Главным руководящим органом стало Академическое собрание. Академия содержалась на средства казны и соединяла в себе собственно академию и художественное училище.

При Академии художеств был открыт театр, в котором играли учащиеся. Музыкальное образование воспитанников включало обучение игре на клавесине, скрипке, виолончели, музыкально-теоретические дисциплины и пение. Были сформированы ученический оркестр и хор воспитанников училища. Занятия строились следующим образом: классы разделялись на утренние с 9 до 11 часов, вечерние с 5 до 7ч.В утренние часы все занимались своей специальностью, вечером все рисовали французским карандашом. Воспитанники академии разделялись на группы по возрастам:! - с 6до9 лет, 2- с9до13, №- с12до15, 4- с15 до18. 1-общеобразовательные дисциплины, рисование с оригиналов, гипсов, натуры, знакомство с техникой и технологией. 2-рисовали с оригиналов, гипсов, натуры(орнаменты, гипсовые головы). 3-перспектива, рисование с оригиналов, гипсов, с натуры, живопись, скульптура, архитектура, гравировальное искусство.4- рисовали обнаженную живую натуру и изучали анатомию, затем шел класс манекена и композиции, а также копирование живописных полотен в Эрмитаже.1769- в академии преподает Лосенко, серьезно изучается анатомия и пропорции.В разное время в академии учились и преподавали: Карл и Александр Брюллов, Бруни, Кипренский, Егоров, шебуев, ЧистяковМартрос, щедрин идр.

Впервые в России рисование как учебный предмет появляется в начале XVIII века. В этот

период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию

образного представления и навыков, которые можно применить в любой профессии. Так, в 1715

году рисование было включено в число учебных предметов Морской академии. С 1716 года

рисованием стали заниматься учащиеся хирургической школы при Санкт-Петербургском

военном госпитале, а в 1721 году оно вводится в число учебных предметов в Карповской

школе Феофана Прокоповича. В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими

науками преподавали «знатнейшие художества» и студенты академии, «буде охота есть»,

могли заниматься рисованием. Постепенно рисование как общеобразовательный предмет

вводится все шире: с 1732 года оно преподается в Кадетском корпусе, с 1747 — в гимназии при

Академии наук, с 1764 — в Институте благородных девиц при Воскресенском (Смольном)

монастыре.

Все эти учебные заведения не ставили своей целью воспитание художников-

профессионалов, не стремились приблизить рисование к задачам художественного обучения.

Они давали своим воспитанникам только элементарные навыки, чтобы те могли их

использовать в самых различных случаях, т. е. обучали рисованию в общеобразовательных

целях

В 1735 году был издан на немецком и одновременно на русском языке учебник по рисова-

нию И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному ху-

дожеству».

Русская Академия художеств (основанная в 1757 году в Петербурге по проекту И. И.

Шувалова) к началу XIX века выдвинулась в первый ряд среди художественных академий

Европы.

В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии.

Из-за недостатка учителей в 1825 году в Москве по инициативе графа С. Г. Строганова

основывается Училище технического рисования, где было отделение, готовившее учителей

рисования для общеобразовательной школы.

Со второй половины XIX века вопросам методики преподавания начинают уделять особое

внимание не только выдающиеся художники-педагоги, но и рядовые учителя школ. Они

понимали, что без специальной методической подготовки нельзя успешно вести педагоги-

ческую работу

В 1864 году уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа

обязательных предметов. В 1872 году рисование вновь включается в круг учебных предметов

реальных и городских училищ. В том же 1872 году были учреждены «Бесплатные воскресные

классы рисования для народа». Преподавание в этих классах велось вначале под наблюдением

профессора живописи В. П. Верещагина и академика архитектуры А. М. Горностаева.

Свидетельства на право преподавания рисования делились на три разряда, соответственно

учебным заведениям: 1) для средних учебных заведений; 2) для низших городских училищ; 3) для

начальных училищ.

С целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах была

создана специальная комиссия при Академии художеств. В эту комиссию входили

выдающиеся художники: Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, П.П. Чистяков. Комиссия занималась

также составлением программы для средних учебных заведений.

Серьезная и последовательная научная разработка вопросов методики преподавания

рисования в общеобразовательных школах начала осуществляться уже в советское время.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в

настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких

авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова,

Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др.

Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции,

народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники

по изобразительному искусству для начальной и средней школы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.