Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение законов композиции на уроках ИЗО.






Прежде всего, нужно научить учащихся 1 класса расположению формата:

горизонтальному или вертикальному. Работать на шершавой стороне бумаги.

Научить основам композиции (т.е. расположению предмета или предметов внутри листа).

Изображение должно быть не крупным и не мелким.

Последовательность работы над рисунком лучше изучать на предметах плоской формы.

Идеальными моделями являются листья деревьев. 3 этапа - рисунок и 3- этапа - работа цветом.

Рисунок

1.Провести в центре листа ось симметрии предмета, отметить верх и низ листовой

пластины, ее ширину и длину черенка.

2.Нарисовать общую форму.

3.Прорисовать характерные особенности (прожилки, зубчики, черенок). Стереть линии

построения.

Работа цветом.

1.Подобрать на палитре и проложить основной цвет предмета.

2.После высыхания, прокладываем второй слой, который придаст предмету присущие ему

оттенки.

3.Уточнить и проработать прожилки, черенок и контур натуры.

Зарисовать последовательность рисования листьев березы, дуба, клена, рябины.

3.2 Сведения о наблюдательной и линейной перспективе

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы

окружающей действительности так, как мы видим их в натуре. Слово «перспектива» в переводе с

латинского означает «ясно вижу».

Однако при работе с натуры художники не делают точных расчетов, а больше полагаются

на свой глазомер, т. е. используют наблюдательную перспективу.

Ознакомимся с элементами наблюдательной перспективы.

Предметная плоскость – это горизонтальная поверхность, на которой располагается

рисуемый нами предмет. Это может быть земля, крышка стола, пол.

Под картинной плоскостью в перспективе подразумевается прозрачная поверхность,

находящаяся между глазом рисующего и предметом. Она будет всегда вертикальной и

расположена под прямым углом к предметной плоскости.

За картинную плоскость на практических занятиях мы в дальнейшем будем принимать

лист бумаги, на котором выполняется рисунок.

Рисуя с натуры, приходится учитывать линию горизонта, которая образуется от

пересечения воображаемой горизонтальной плоскости, проходящей на уровне глаз рисующего,

с картинной плоскостью.

Место нахождения глаз наблюдателя называется точкой зрения.

Точка на линии горизонта, куда направлен центральный перпендикулярный картине луч

зрения, будет главной, или центральной точкой зрения.

Чтобы научиться изображать предметы с натуры так, как они расположены по отношению

к рисующему, необходимо знать некоторые правила и уметь ими пользоваться.

1. Все предметы по мере их удаления от зрителя уменьшаются в его восприятии. То, что

ближе к нам, то кажется выше, шире, больше, то, что дальше, – ниже, уже, меньше.

2. Параллельные между собой горизонтальные и вертикальные линии, удаляющиеся от

нас, кажутся сближающимися между собой и уменьшающимися, а на линии горизонта они

превращаются в точку, называемую точкой схода.

3. Все горизонтальные направления (грани предметов, шпалы и т. д.), параллельные

картинной плоскости, сохраняют на рисунке горизонтальное направление.

4. Все вертикальные направления (углы домов, столбы, деревья и т. д.), параллельные

картинной плоскости, на рисунке остаются вертикальными.

5. Если прямоугольный предмет находится под углом к картинной плоскости, то на

рисунке получаем две точки схода. В таком случае мы называем перспективу угловой.

6. Если прямоугольный предмет расположен фронтально к картинной плоскости, то на

рисунке такой предмет будет иметь одну точку схода. В таком случае мы называем перспективу

фронтальной.

При рисовании, пользуясь этими правилами, можно быстрее овладеть основами

реалистического рисунка.

Перспектива круга

В перспективе квадрат и прямоугольник превращаются в трапецию, а круг – в эллипс.

На линии горизонта круг изображается в виде прямой линии.

Чем дальше от линии горизонта вверх или вниз, тем эллипсы становятся округлее, чем

ближе к линии горизонта, тем эллипс становится уже. Убедиться в этом легко, поднимая перед

собой стакан с водой.

При выполнении рисунка любого цилиндрического предмета всегда будет округлее то

основание, которое находится дальше от линии горизонта. Значит, рисуя, например, кружку

ниже линии горизонта, ее нижнее основание нужно изобразить округлее верхнего.

Еще одну особенность изменения круга следует иметь в виду при построении тел

вращения. Высота ближней к нам половине эллипса рисуется немного больше, чем высота

дальней половины.

Но надо помнить, что на маленьких рисунках эта разница между высотами частей эллипса

незначительна.

3.3 Светотеневая моделировка предметов

Предметы на рисунке должны выглядеть реалистически; для этого их нужно не только

правильно построить, но и передать объем, т. е. найти общий светотеневой строй.

Свет – освещенная часть предмета, куда лучи света падают под прямым углом.

Блик – отраженный источник света, самое яркое место на предмете. Ярко выделяется на

глазурованных, стеклянных, металлических предметах. На рисунке блик не штрихуется.

Полутень – часть плоскости предмета со скользящими лучами света, плавный переход от

света к тени.

Тень собственная – часть плоскости предмета, куда лучи света совсем не попадают, самое

темное место на предмете.

Рефлекс – светлая полоса в тени предмета, это отраженный от других предметов и

поверхностей свет, падающий на теневую сторону поверхности тела.

Тень падающая – от предмета на горизонтальную или вертикальную плоскость, всегда

бывает темнее собственной тени.

3.4 Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью.

Все зрительные ощущения цвета делятся на две группы.

Ахроматические цвета – черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные

цвета.

Хроматические цвета – все остальные, т. е. красный, синий, желтый, зеленый, розовый и

пр.

семь цветов спектра, которые в природе располагаются в определенной последовательности:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их оттенки. Этими цветами можно

изобразить цвет солнца, огня, раскаленного металла, пустыни – того, что в природе

действительно дает тепло.

Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и их оттенки. Этими цветами

изображают лед, снег, воду, лунный свет – то, что ассоциируется в нашем представлении с

холодом, прохладой.

Цвета, которые невозможно получить при смешивании каких-либо красок, называются

основными. Это – красный, желтый и синий цвета.

Цвета, которые можно получить путем смешивания основных красок, называют

составными или производными.

Невозможно правдиво изобразить предмет или тематическую композицию, не зная

особенностей воздушной перспективы.

Воздушная перспектива – кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под

воздействием воздушной среды и пространства по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

При выполнении работы нужно учитывать следующие законы воздушной перспективы.

1. Ближние предметы воспринимаются четко, со многими деталями и фактурой, а

удаленные – без подробностей и деталей.

2. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных – мягко.

3. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все

дальние – плоскими.

4. Все близкие предметы многоцветны, а удаленные – одноцветны.

5. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менее

Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках

изобразительного искусства

Тематическое рисование правильнее назвать композицией. Композиция - (от лат.) что

означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии

с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция, это изображение

художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Это распределение, изображение на листе бумаги, холсте предметов, явлений, действий людей,

связанных какой – либо идеей.

Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения. Рисовать

нужно от общего к частному, т. е. от крупных деталей к мелким. Рисование фигуры человека

облегчает знание ее пропорций.

В основе определения пропорции лежит метод сравнения

За единицу меры при определении пропорции фигуры человека взята высота головы

человека.

У взрослого человека высота головы занимает от всей высоты 1/8 у мужчины и 1/7 у

женщины.

У подростка – 1/6.

У ребенка 3-х, 5-и лет – 1/4.

Длина ног равняется половине всей высоты человека.

Предплечье и плечо руки примерно равны между собой.

Голень и бедро ноги так же равны.

Концы пальцев опущенной руки находятся чуть ниже середины бедра.

Локоть соответствует линии талии.

4.4 Портрет

Античные художники установили классические пропорции лица человека.

1.По вертикали от темени до подбородка лицо делится на 2 равные части линией, называемой

впадиной глаз.

2.Высота лицевой части (без волосяного покрова) делится на 3 равные части, где 1-я линия это

брови, а 2-я – нижняя часть носа.

3.На расстоянии 1/3 от носа вниз – линия рта.

4.Высота уха равна расстоянию от бровей до основания носа.

5.Расстояние между глазами равно ширине носа или длине глаза.

6.Уголки рта заканчиваются на продолжении линии середины глаз.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.