Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиций философии, психологии, педагогики.






2. Психолого-педагогическая характерис­тика личности, компоненты

личности. Этапы становления личности. Лич­ность как объект и субъект деятельности. Освоение личностью культурного наследия.

Освоение нормативных требований профессии и формирование высокого уровня педагогического матсерства происходят только в процессе приобщения учителя к общечеловеческой и педагогической культуре общества, становления на этой основе совей собственной общей и профессиональной культуре. Понятие «культура» всегда ассоциируется в нашем сознании с соверешенстованием человека, достижением им высот в определенной сфере жизни или профессиональной деятелдьности (культура – культивирование, вспахивание), а также с приобщением к системе высших ценностей (культура – культ, поклонение, любовь_ «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих – культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур», - пишет В.Библер.

Оснвой становления профессиональной культуры педагога выступает его общая культура, которая проявляется в разносторонности, широком кругозоре, эрудиции; высоком уровне духовных интересов и запросов, эстетических и нравстенных потребностей в общении с искусством, людьми, природой; культуре мышления, эмоциональной культуре личности, культуре труда, общения, правовой и экологической культуре и т.д.

Одним из основных общекультурных свойств человека являются его универсальность. «Если человек, овладевающий той или иной профессией, замыкается в совем узко профессиональном мире, - пишет Ю.П.Азаров, - то, во-первых, он теряет как личность, а во-вторых, неизбежно сужается его профессиональный диапозон, так как специальные качества основываются на всеобщих законах, творчества и питаются не только в своей области, но и в смежных областях, порой и прямо противоположных видах деятелньости».

Вместе с тем общая культура далеко не сводится к универсальности, разносторонности личности. Для характеристики подлинно культурного человека чаще пользуются такими понятиями, как «духовность», «интеллигентность».

Духовность – сложное образование, качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая елостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Недаром значение слова «дух» (от лат.) – дуновение, тончайший воздух, дыхание. Отмечая, что «духовная культура» и «духовность» не синонимические слова. Е.И. Артамонова утверждает, что духовная культура личности проявляет ее духовность, а духовность выступает целью развития индивидуальной духовной культуры учителя.

Интеллигентность как характериная черта культурного человека не сводится к получению высшего образования и интелектуальной профессии. Д.С.Лихачев считала, основой интеллигентности и духовности, важнейшей чертой культурного человека его способность ставить задачи, сочетать альтруизм, стремление принести как можно больше пользы окружающим людям, обществу в целом с увлеченностью своей профессей, своим делом при выборе жизненного пути.

Профессионально-педагогическая культура учителя базируется на общей культуре личности, выступает как проецирование в сферу профессиональной деятельности и личности педагога культуры в целом, педагогической культуры общества и «представляет собой систему общечеловеческих идей, профессиоанльно-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности».

Методологическая культура учителя представляет собой достаточно сложное личностное образование. Оно включает в себя педагогическую философию преподавателя, представленную в его педагогической концепции как системе основополагающих педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его деятелньости.

Методологическая деятельность педагога включает в себя следующие этапы:

- осознание тех задач, которые ставят жизнь, общество, профессинальная деятельность перед системой образования;

- анализ реального состояния дел в области общего образования и преподаваемой сферы деятелньости;

- выявление противоречий между ними и определенин стартегических целей своей деятелньости;

- анализ существующих концепций обучения и воспитания, выбор наиболее соответсвующих подходов к решению педагогических проблем;

- определение основных принципов своей деятельности, ведущих направлений, задач и предлагаемых результатов;

- организация поисково-экспериментальной деятельности, позволяющей проверить эффективность выдвинутых предположений;

- диагностика (изучение и анализ) результатов совей деятельности.

Важнейшим инструментом формирования методологической культуры учителя становится рефлексия (от лат.) – отражение – специфический вид деятелньости человека, направленный как на осознание процессов, явлений внешнего мира человеческих поступков, ценностей культуры и т.д., так и на осмысление собственных действий, внутренних состояний, чувств, переживаний и т.д. Основные виды рефлексии: философская рефлексия, педагогическая рефлексия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.