Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы педагогического проектирования.






Основные понятия: педагогическое проектирование, проектная деятель­ность учителя, характеристика педагогических проектов.

Главная цель проектно-исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Педагогическое проектирование как деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Таким образом, понимание учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования.

Под проектно-исследовательской деятельностью педагога понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. [2]

Перечислим их:

· постановка проблемы;

· изучение теории, посвященной данной проблематике;

· овладение методикой исследования;

· сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

· собственные выводы и их сравнение с литературными данными;

· создание конечного продукта исследования.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.

Рассмотрим формирование умений и навыков исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения исследовательской работы.

Этапы исследовательской работы Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося
выбора темы исследования, постановка проблемы способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования
постановка целей и задач исследования умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам
знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) собирать, анализировать, систематизировать новую информацию
выбор методов исследования, планирование эксперимента объективность, логичность и абстрактность мышления;
проведение исследований трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия
формулирование выводов умение кратко и логично излагать мысли
оформление отчета и презентации исследования умение оформить результаты достижений, творческий подход
защита исследовательской работы ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

Конечно, обучение учебному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении географии я осуществляю трёхуровневую систему развития умений исследовательской деятельности: 1 уровень - предполагает выполнение заданий минимального уровня (на уровне различения); 2 уровень - частично-поисковый, предполагающий умение сравнивать, анализировать, где предполагается задание типа: выбрать в учебном тексте главную мысль, указать в изучаемом явлении причину и следствие; 3 уровень - исследовательский, предполагающий умение сформулировать вывод из серии наблюдений, экспериментов, умение прогнозировать ситуацию, опираясь на теорию. По результатам контроля осуществляю коррекционную деятельность, которая состоит из 2-х взаимосвязанных процессов: коррекция деятельности учащегося и коррекция собственной деятельности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.