Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночные структуры, их типы. Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции.






Совершенно конкурентная фирма - фирма, которая не проводит собственной ценовой политики, а лишь приспосабливается к рыночным ценам.

Спрос на продукт отдельной фирмы является частью рыночного спроса. Между тем, это не означает идентичности функций спроса для рынка и фирмы.

Так как продукт совершенно конкурентной фирмы стандартизирован, то есть ничем не отличается от продуктов, других, действующих на данном рынке фирм. В этом случае спрос на продукты отдельной фирмы будет совершенно эластичным. Рыночная равновесная цена является для отдельно взятой совершенно конкурентной фирмы величиной заданной (фирма-ценополучатель). Поэтому кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы есть горизонтальная линия, совпадающая с линией среднего и предельного дохода фирмы.

 

    P D = AR = MR     0 Q

 

 

Рис. Кривая спроса на продукт совершенно конкурентной фирмы

Предложение фирмы в краткосрочном периоде определяется исключительно ее издержками производства. Поэтому кривая предложения совпадает с кривой ее предельных издержек. Поскольку по мере роста объема производства растут предельные издержки выпуска еще одного изделия (вследствие закона убывающей предельной отдачи), только повышение цены на продукцию может побудить фирму произвести ее дополнительную единицу. Вследствие этого кривая предложения фирмы имеет восходящий характер.

 

Р   MC = S   0 Q

 

Рис. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы

 

 
 


P MC = S   E PE. D = MR = AR   QE Q (тыс.)

 

Рис. Равновесие фирмы

Правило MR = MC является условием (правилом) максимизации прибыли, а точка пересечения кривых MR и MC есть точка равновесия фирмы (точка Е на рис. 12.3). Равновесие фирмы характеризуется равновесной ценой PE и равновесным объемом производства QE, при которых прибыль достигает своего максимума.

Чтобы определить размер прибыли алгебраически или графически, помимо предельных показателей следует использовать средние величины дохода и издержек. Средняя прибыль (т.е. прибыль, приходящаяся на единицу выпуска) представляет собой положительную разницу между средней выручкой (AR) и средними издержками (AC). В условиях совершенной конкуренции выручка в расчете на единицу изделия полностью совпадает с его рыночной ценой, поэтому прибыль, получаемая в среднем на единицу продукции (APf) равна разнице между ценой и средними издержками.

APf = AR – AC = Р – AC.

Тогда совокупную прибыль (TPf) можно рассчитать умножив среднюю прибыль на количество произведенной и реализованной продукции.

TPf = APf ∙ Q.

MC AC E РЕ D=MR=AR K L     ОQ QE

Рис. Максимизация прибыли методом средних и предельных величин

Максимизирующий прибыль объем производства QE соответствует точке равновесия фирмы Е, т.е. точке пересечения кривых предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Обратим внимание, что кривая среднего дохода (AR) расположена выше точки минимума кривой средних издержек (АС). Положительная разница между средним доходом в точке равновесия фирмы (точка Е, где MR = MC) и средними издержками (проекция точки Е на кривую АС), графически отображенная отрезком ЕL равнозначна величине средней прибыли. Совокупная прибыль представлена на рис. 12.4 площадью четырехугольника KPEEL.

Очевидно, что если цена равновесия выше уровня средних издержек, предприниматель получает экономическую прибыль. Если цена равна средним издержкам, то компенсируются все затраты на производство и обеспечивается получение нормальной прибыли. Если цена реализации ниже средних издержек, предприниматель терпит убытки.

Величину совокупной прибыли можно определить и через соотношение совокупной выручки (TR) и совокупных издержек (TC).

TPf = TR – TC.

Если цена на производимые фирмой товары не изменяется, то совокупная выручка будет прямо пропорциональна величине производства. Изменение величины совокупных издержек в связи с изменением объема выпуска будет отображаться более сложной зависимостью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.