Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полезность, ценность и цена. Теории потребительского выбора.






1. Спрос и полезность. Закон убывающей предельной полезности.

2. Условия равновесия потребителя на рынке (рациональный выбор потребителя).

3. Реакция потребителя на изменение дохода и цен:

-линия «доход- потребление»

-линия «цена- потребление»

-«кривая Энгеля».

4. Эффект замещения и эффект дохода.

На поведение потребителя влияют3 равнозначных фактора:

· полезность блага; цена; доход потребителя.

Полезность блага (utilityofgood) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Потребитель приобретает товар, потому что, этот товар обладает полезностью.

Общая полезность (ТU) - совокупная полезность всех потребляемых благ в одном непрерывном процессе; потребитель постоянно увеличивает количество единиц потребляемого блага пока не насытит потребность в нем (каждая дополнительная единица блага приносит ему дополнительную полезность).

Предельная полезность, маржинальная полезность (МU) - дополнительная полезность, добавочная полезность, прибавляемая каждой последующей единицей товара.

Свойства МU:

1. закон убывающей предельной полезности: предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент времени, меньше полезности предыдущей единицы – «первый закон Госсена». Пирожки. Это происходит потому, что между количеством блага и реальной потребностью, существует обратная зависимость. Чем больше блага по сравнению с потребностью, тем меньше дополнительная потребность его последующей единицы и тем меньше цена этого блага для потребителя.

Функция полезности:

U= U (х, у),

2. Мах удовлетворения общей полезности достигается в т. А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что благо полностью удовлетворяет полезность потребителя. Если дальнейшее потребление приносит вред, т.е. МU меньше 0, то общая полезность снижается (АВ).

3. МU данного блага всегда будет определяться полезностью последней имеющейся единицей этого блага. Это значит, что цена товара определяется не общей полезностью, а предельной, а поскольку МU экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизят цену.

а)

б)

Рис. Предельная (а) и общая (б) полезность

Кардиналисты и ординалисты

Количественный подход. В качестве сравнения использована условная денежная оценка полезности - ютиль.

Пример: «Предельная полезность и цена благ»

Благо Предельная полезность МU Цена (Р), руб. Взвешенная предельная полезность (МU\Р) предельная полезность на 1 руб. дохода
А 100 руб.    
В 80 руб.    
С 45 руб.    

Распределение наших денежных средств не оптимально. Благо В приносит наибольшую полезность, следовательно, потребитель будет перераспределять свой бюджет: следует отказаться от последней единицы блага А, которая приносит наименьшее полезность. При этом он сэкономит 10 руб. на которые купит 2 ед. благ Б. Соответственно, МU блага А будет постепенно повышаться, а МU блага Б понижаться.

Второй закон Госсена. Функция полезности потребителя достигает максимума, если отношение предельной полезности i-го блага (МU) к его цене (Рi) одинаково по всем (n) благам, входящим в состав набора купленных благ, и равно предельной полезности бюджета, или денег:

MU1 \ P1 = MU2 \ P2=………………MUn\ Pn.

или соотношение между предельными полезностями любых благ n равно соотношению их цен, т.е.

MU1: MU2 : …… MUn= P1: P2 : ……..: Pn.

Условие равновесия потребителя: денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Потребитель должен приобрести товары на свой доход в таком количестве, полезность которых одинакова.

Пример: «Предельная полезность и цена благ»

Благо Предельная полезность МU Цена (Р), руб. Взвешенная предельная полезность (МU\Р)
А      
В      
С      

Критика количественной оценки полезности благ.

Современная теория потребительского выбора (предпочтения или ранжирования).

Ординалисты (порядковый подход) - отказались от поиска универсальной единицы и вместо абсолютных измерителей МU измеряли ее по предпочтению одних комбинаций товаров другими комбинациями товаров. Инструмент анализа -кривые безразличия.

Кривая безразличия (КБ) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную полезность для потребителя. Отказ от одного из этих товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. Множество кривых безразличия – карта КБ.

Рис. Карта кривых безразличия

 

Свойства КБ:

1. КБ являются непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.

2. Чем правее располагается КБ, тем больше удовлетворения приносят представленные его комбинации 2-х благ.

3. КБ всегда имеют отрицательный наклон, выпукла, из чего следует, что рассматриваемые блага в определенной степени взаимозаменяемы. Потребитель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующих условий: если он увеличивает потребление блага X, то должен отказаться от известного количества блага Y, чтобы сохранить общий уровень полезности.

Зона замещения (субституция) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Взаимная замена благ Y и X имеет смысл только в пределах СБ; вне его замена исключается и 2 блага выступают как независимые друг от друга. Количество благ X = ОХ1 – это минимальная величина потребления X, от которого потребитель не может отказаться.

Количественной характеристикой взаимозаменяемости благ является предельная норма замещения (замены) блага Y благом Х (MRSхy), которая показывает, на сколько можно сократить потребление блага Y при увеличении потребления блага Х на единицу, не изменяя при этом уровень удовлетворенности потребителя, и наоборот:

MRSхy = -Δ y\Δ x= Px\Py.

Угол наклона КБ – MRSхy.

КБ позволяют выявить потребительские предпочтения, но не учитывают двух факторов: цены товара и дохода потребителя. Эти факторы учитывают бюджетная линия, которая показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за имеющийся доход потребителя.

Рис. Бюджетная линия

Угол наклона БЛ – Рх\Ру.

I= PxX+ PYY

Где – I – доход потребителя;

Px – цена блага Х;

PY – цена благ У.

Свойства БЛ:

1. расположение БЛ зависит от величины денежного дохода потребителя, при условии, что цена блага остаются неизменными. Увеличение денежного дохода приводит к смещению БЛ вправо, и наоборот;

2. расположение БЛ зависит от изменения цен товаров.

Пример: Если блага А станет дороже, а цена блага В не изменится, то потребитель может приобрести меньше блага А; БЛ изменит угол своего наклона.

 

Рис. БЛ при повышение цены товара А.

Однако нас интересует не столько что можно купить, а что пожелает купить потребитель при данном доходе.

Ответ на этот вопрос дает график совмещения кривых безразличия и бюджетной линии.

 

Положение равновесия потребителя, т.е. признак достижения потребителем максимума полезности при заданном бюджете и ценах:

MRSхy = -Δ y\Δ x=MUx\MUy=Px\Py.

(при увеличении потребления блага Y предельная полезность его падает, сокращение потребления блага Х увеличивает его предельную полезность).

Потребитель всегда делает выбор между различными наборами товаров, руководствуясь своими предпочтениями.

Более предпочтительными являются наборы с высокой полезностью, кроме того, что на реакцию потребителя влияют изменения дохода, которые показывает линия дохода – потребления.

Исходная ситуация: Р соnst, доход увеличивается. Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо.

Бюджет ограничивается сдвигом в положение 1, 2, 3, 4. Точки касания кривых безразличия с бюджетными линиями означается как. Они показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Соединим точки, которые сформировали кривую «доход- потребление».

Ее вывел американский писатель Хикса. Если линия Хикса- это луч под углом меньше 45 градусов, это значит, что с ростом дохода потребителя в одинаковой степени увеличивается потребление блага А и Б. Если меньше наклона прямой на соответствует этому значению, то потребитель увеличивает потребление товаров- непропорционально.

При положительном наклоне прямой Хикса товары называются нормальными.Это означает, что при более высоких доходах, потребители доходов потребительских товаров больше, при более низких – меньше.Информация полученная из линии уровня жизни может быть использована для построения кривых Энгеля.

Кривая Энгеля – это зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретенного товара, при этом доля доходов, затраченных на приобретение товара первой необходимости уменьшается, а часть дохода направляется на предметы роскоши - увеличивается.

«Цена потребление». Исходная ситуация: цена изменяется, а величина дохода постоянной.

Допустим, цена блага Х снижается (Рх1> Рх2> Рх3> Рх4 и т.д.). Графически выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2 в NX3 в NX4 и т.д. Обозначим точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 и т.д. точками R1, R2, R3, R4 и т.д. и соединив их, получим кривую «цена–потребление», которая показывает влияние изменение цен на относительную замену одного блага другим. Это линия позволяет объяснить действие закона спроса: чем ниже цена товаров, тем больше его количество.

На базе этой кривой может быть построена кривая спроса. На оси ординат – цена товара Х, на оси абсцисс – количество блага Х.

Рис. Кривая «цена-потребление» (а), и построение кривой спроса (б).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.