Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предприятие в условиях чистой монополии.






В случае несовершенной конкуренции фирма обладает определенной рыночной властью, т.е. способностью влиять на цену своего товара, изменяя объемы его предложения.

Как следует из предыдущей главы (табл.), наибольшей степенью рыночной власти фирма обладает в условиях чистой монополии. В этом случае отрасль состоит только из одной фирмы, которая является единственным производителем какого-то продукта или поставщиком услуги. Из этого следует, что продукт монополии не имеет аналогов, поэтому покупатель вынужден приобретать его по цене, диктуемой фирмой – производителем, или обходиться без него.

Появление и длительное функционирование монополистических предприятий обусловлено наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению в отрасль других товаропроизводителей. Такими барьерами, прежде всего, являются:

- патенты, дающие исключительное право одному производителю выпускать определенный продукт или применять новую технологию;

- государственные лицензии, разрешающие какой-то вид деятельности лишь одной фирме;

- владение редким сырьевым ресурсом, позволяющим фирме производить уникальную продукцию;

- большая капиталоемкость некоторых видов производств и экономия масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности, в сферах связи, газо- и водоснабжения и т.п.).

В зависимости от обстоятельств, в силу которых предприятие может стать единственным поставщиком продукции на рынке, условно выделяют следующие виды монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия появляется в результате имеющихся нормативно-правовых актов (лицензий, разрешений, патентов и т.д.), препятствующих проникновению в данную отрасль других фирм.

Естественная монополия возникает и существует в тех отраслях, где в виду особенностей производственной технологии наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы, а не нескольких. Данный вид монополии далее будет рассмотрен подробнее.

Открытая монополия характеризуется тем, что предприятие благодаря новизне предлагаемого товара может на некоторое время стать его единственным поставщиком, однако оно не имеет защиты от конкуренции в виде патентов или лицензий как в случае закрытой монополии и у него отсутствуют преимущества естественной монополии.

Наряду с монополией со стороны производителей встречается монополия со стороны спроса – монопсония. В этом случае, на рынке при множестве конкурирующих продавцов имеется только один покупатель, что позволяет ему, манипулируя объемом закупок, снижать цены. Наиболее типичным проявлением монопсонии являются государственные закупки сельскохозяйственной продукции, вооружений и др.

Фирма-монополист олицетворяет целую отрасль, поэтому кривая спроса на ее продукцию – есть отраслевая кривая спроса, имеющая отрицательный наклон (рис. 13.1).

Рис. Кривая спроса монополиста

Каждому уровню цены соответствует определенное количество товара, которое потребители готовы купить в данное время. Монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар, ему приходиться считаться со спросом потребителей, но он может ее контролировать. Если он назначает объем выпуска (Q2), то кривая спроса подскажет ему предельную цену, которую будет готов заплатить потребитель за данное количество продукта (P2). Другими словами, цена зависит от выпуска монополиста, является функцией объема производства P=f (Q). Если же монополист назначает цену (например, P1), то должен ограничить предложение тем объемом, который ему диктует потребительский спрос (Q1). Из сказанного следует, что в условиях чистой монополии фирма, исходя из особенностей кривой спроса на свою продукцию, должна выбрать некоторую комбинацию объема производства и цены. Таким образом, у монополиста отсутствует кривая предложения независимая от кривой спроса на товар. Фирма выбирает только точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.

Напомним, что для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены (MR=P). Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода (AR) у него совпадает с кривой рыночного спроса (D), поскольку монополист устанавливает единую цену для всех единиц товара, определяя тем самым величину среднего дохода (AR=P). Что касается кривой предельного дохода, то она располагается ниже кривой спроса (см. рис. 13.1).

Такое положение объясняется следующим. В связи с тем, что кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон, то ему для увеличения выпуска на одну единицу необходимо снизить цену, только в этом случае потребители приобретут всю произведенную им продукцию. При этом цена понижается не только на эту дополнительную единицу товара, но и на предыдущие единицы выпуска.

Предельный доход непосредственно зависит от эластичности спроса. Когда спрос эластичен, увеличение выпуска повышает совокупный доход и предельный доход положителен. При неэластичном спросе увеличение объемов выпуска сокращает совокупную выручку, и предельный доход отрицательный. В случае единичной эластичности по цене, увеличение величины спроса полностью компенсируется снижением цены. Совокупная выручка при этом не меняет своей величины, а предельный доход равен нулю. Эта зависимость представлена на рис. 13.2 и рис. 13.3.

Из сказанного можно сделать вывод, что монополист будет стремиться избегать неэластичного участка кривой спроса. Совокупный доход достигает своего максимального значения при таком объеме производства, когда предельный доход равен нулю, т.е. когда дополнительно произведенная единица продукта уже не может ничего добавить к общей выручке. Итак, определены пределы, в которых фирма выбирает возможные объемы производства и цены продукта, позволяющие увеличивать совокупную выручку. Но монополист стремиться получить не просто большой доход, а максимум прибыли. Рассмотрим, как он ведет себя при этом в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. Как и любая другая фирма – монополист будет производить продукцию до тех пор, пока предельный доход (MR) не станет меньше предельных издержек (MC). Как мы уже знаем, предельный доход равен приросту совокупного дохода при увеличении объема выпуска продукции на единицу, а предельные издержки равны приросту общих издержек, вызванному выпуском этой дополнительной единицы продукции. Следовательно, до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки (MR> MC), увеличение выпуска продукции на единицу ведет к увеличению совокупного дохода в большей степени, чем к росту общих издержек. Это находит свое отражение в росте совокупной прибыли. Когда предельные издержки превысят предельный доход (MR< MC), совокупная прибыль начнет сокращаться. Условием максимизации прибыли монополиста также является равенство предельного дохода и предельных издержек (MR=MC).

Поведение монополиста в долгосрочном периоде. Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом не столь важно для монополии. Если в краткосрочном периоде монополия получает экономическую прибыль, и при этом отсутствует угроза появления конкурентов, предприятие – монополист будет ее получать и в долгосрочном периоде. Изменяется только интерпретация кривых. Кривая предельных издержек будет соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек, а кривая средних издержек будет интерпретироваться как кривая долгосрочных средних издержек (LAC). Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному предельному доходу (MCL=MRL). Равновесная цена продукта монополии не опустится до минимальной точки долгосрочных средних издержек. При монополии P LACmin.

До сих пор при анализе рыночного поведения монополиста мы исходили из того, что все единицы продукции на протяжении определенного периода, реализуются фирмой по одной и той же цене. Однако в реальной жизни можно столкнуться с дискриминацией в области цен. Например, цены могут различаться в зависимости от объема потребления (скидки оптовым покупателям), времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные) и т.д. Такая практика ценообразования получила название ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не связаны с различиями в издержках производства.

Реализация ценовой дискриминации возможна при следующих условиях:

1) продавец должен обладать достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

2) он должен быть в состоянии сегментировать рынок, т.е. исходя из степени эластичности спроса по цене, разбить покупателей на разные группы;

3) у покупателей приобретающих товар дешевле не должно быть возможности перепродать его дороже другим потребителям.

Смысл проведения ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать прибыль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.