Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория спроса и предложения. Механизм установления равновесных цен.






1. Спрос: кривая, функция спроса, закон спроса.

2. Предложение: кривая предложения, функция предложения, закон предложения.

3. Понятие эластичности спроса и предложения.

4. Отраслевое равновесие спроса и предложения по моделям Вальраса и Маршалла.

Категория Спрос (Ddemand)– это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Это значит, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса.

Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически:

Рис. Кривая спроса

Кривая спроса - это кривая, показывающая какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Закон спроса: между уровнем цены и величиной спроса на него существует обратная зависимость, поскольку при прочих равных условиях по низким ценам товаров готовы купить больше, чем по высоким. Это происходит по двум причинам: 1. понизившаяся цена доступна большему числу покупателей; 2. подешевевший товар «перетягивает» покупателей дорогих товаров.

Функция спроса: QD=f (1\P);

прямолинейная функция: QD = a- b * P,

где а - неценовые факторы (экзогенные, влияющие на величину спроса), b -эластичность спроса или тангенс угла наклона при оси координат.

Вывод: движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса.

Кроме ценового фактора, влияющего на кривую спроса существуют неценовые факторы:

· изменение доходов потребителя; изменение вкусов и предпочтений; колебания расходов на рекламу; изменения количества покупателей; ценовые и дефицитные ожидания; изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров и т.д.

Эти неценовые факторы способствуют сдвигу кривой спрос вправо при увеличении спроса или влево при снижении спроса.

Рис. функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например: рост цен на чай может переключить часть спроса на кофе. Это позволяет сделать вывод, что если 2 товара взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость.

Рост цен на взаимодополняемые товары, наоборот, сокращает спрос. Например: рост цен на бензин приведет к уменьшению объема продаж и падению спроса на автомобили, т.е. если 2 товара комплементарные, то между ценой на один их них и спросом на другой существует обратная зависимость.

Предложение – это количество товаров, которые продавцы готовы представить к продаже при данной цене.

Кривая предложения обозначается S (supply), показывает, какое количество экономических благ готовы произвести и предложить производители по разным ценам в данный момент. Она имеет положительный наклон – прямую зависимость, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Это подталкивает к расширению производства.

Закон предложения: при высоких ценах товаров предоставляется больше, чем при низких, т.е. величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен.

Функция предложения: Qs=f (P) - прямолинейная функция,

Простейшая функция предложения: Qs = m+ n*P,

где m - неценовой фактор, влияющий на величину предложения; n> 0.

Рис. Кривая предложения

Вывод: Под влиянием цены блага происходит движение вдоль кривой предложения, что говорит об изменении величины предложения.

На величину предложения также влияют неценовые факторы:

· количество продавцов;

· размер рынка;

· цена на факторы производства (ресурсов);

· технология;

· размер налогов и субсидий и др.

Под влиянием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево или вправо.

Сдвиг вправо обуславливает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево - сокращение предложения блага.

В условиях рынка конкуренция способствует оптимизации цен, спроса и предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.

В графической модели экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения.

 

Рис. Цена равновесия и отклонения от нее

Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его, в противном случае, равновесие неустойчивое.

В точке равновесия - Е соблюдается равенство: РЕ = Рd= Рs,

где РЕ - равновесная цена, Рd – цена спроса, Рs–цена предложения.

Это означает, что QE=Qs =Qd,

где QEравновесный объем, Qs – объем предложения, Qd – объем спроса.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Возможны отклонения от равновесия. При высокой цене - выше цены равновесной - возникает излишек. По поводу того что произойдет вслед за этим существуют две версии: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница вобъема спроса (предложения). Согласно Вальрасу (короткий период), при избытке предложения возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей они начнут снижать цены. По мере снижения цены, объем спроса будет возрастать, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие.

 

Рис. Концепции формирования равновесной цены:

а - по Л. Вальрасу; б – по А. Маршаллу

В случае отклонения цены вниз от своего равновесия значительно спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до равновесия.

В модели Альфреда Маршалла (длительный период), главным является разность цен Р1-Р2. Поскольку цена спроса Р2 превышает цену предложения Р1, фирмы получают прибыль, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет равновесного объема – Qe, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения. Прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют от относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей.

В случае превышения равновесного объема предложения, цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что ведет к сокращению производства до равновесного объема.

Для характеристики чувствительности объема спроса к изменениям разных факторов спроса используются коэффициенты эластичности спроса.

Эластичность спроса по цене EpD (коэффициент эластичности спроса по цене) - возможная реакция со стороны экономических агентов (домашние хозяйства, фирмы) на изменение цены, показывает на сколько процентов изменится объем спроса на благо при изменении цены за единицу данного блага на один процент.

Возможные варианты реакции величины спроса на изменение цены:

1. слабое изменение цены вызывает сильное изменение спроса – это эластичный спрос.

2. слабая реакция (сильная) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение спроса – спрос единичной эластичность.

3. сильное изменение цены вызывает слабое изменение спроса – неэластичный спрос.

4. сильное изменение цены не вызывает никакого изменения спроса – это абсолютно неэластичный спрос.

5. При постоянстве цен величина спроса изменяется - абсолютно эластичный спрос.

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает относительные изменения объемов предлагаемых благ под влиянием изменения цены.

Возможны 5 вариантов – реакция величины предложения на изменение цены:

1. слабое изменение цены вызывает сильное изменение предложения – эластичность предложения.

2. слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение предложения – единичная эластичностью

3. сильное изменение цены вызывает слабое изменение предложение – это неэластичное предложение.

4. при сильном изменение цены величина предложения остается неизменной, речь идет о абсолютно неэластичном предложении.

5. при постоянстве цены предложение изменяется – абсолютно эластичное предложение.

Кроме того, в условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично, т.к. за короткий период времени фирме сложно изменить параметры производства. Однако, в условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поскольку у фирмы имеются все возможные величины факторов производства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.