Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Микроэкономикаизучает отдельные экономические единицы, входящие в общую экономическую систему - фирмы, домохозяйства, рынки отдельных товаров, производство на уровне предприятия.






Существует множество определений рынка:

1. рынок является формой взаимоотношений между обособленными и потому самостоятельно принимающими решения экономическим субъектами.

2. рынок - это место обмена экономических благ между продавцами и покупателями по ценам отражающим соотношение спроса и предложения.

3. рынок - означает взаимную передачу прав собственности.

4. рынок можно определить как совокупность трансакций (сделка).

Рынок стимулирует применение наиболее экономных методов производства и наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов благодаря конкуренции производителей и потребителей.

Условия возникновения рынка:

1. общественное разделение труда;

2. специализация;

3. экономическая обособленность собственников ресурсов;

4. свободный обмен факторами производства.

Структура рынка. Рынок характеризуется сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям:

1. по экономическому назначению объектов рыночных отношений: 1. рынок товаров и услуг; 2. капитала; 3.труда; 4. ценных бумаг; 5. земли; 6. информации.

2. Пространственная характеристика:

1. мировой рынок; 2. региональный, 3. национальный, 4. местный.

3. По степени ограничения конкуренции: свободный рынок, монополизированный

4. По степени насыщенности: 1. равновесный рынок; 2. избыточный; 3. дефицитный.

5. По степени зрелости: 1. неразвитый; 2. развитый; 3. формирующийся.

6. По отраслям.

7. По характеру продаж: 1. оптовый; 2. рыночный рынок.

Функции рынка:

1. информационная - выявляет общественную платежеспособную потребность;

2. регулирующая – способствует изменению структуры производства в соответствии с платежеспособными потребностями;

3. санирующая - санация - банкротство или наоборот. Рынок позволяет успешно действующим фирмам развиваться при этом неэффективные фирмы уходят с рынка (с отрасли).

4. интегрирующая – эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему.

5. стимулирующая - формирует конкурентную среду.

Понятие рыночной конкуренции и ее виды.

Конкуренция – это экономическое соперничество между участниками рынка, направленное на получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов. Выделяют внутриотраслевую конкуренцию (между производителями однородной продукции) и межотраслевую (между производителями различных видов товаров).

Внутриотраслевая конкуренция ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен.

Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала. Эффективное функционирование конкурентной борьбы подвергается угрозе, если возникает возможность у участников рынка ограничивать вход на рынок своих конкурентов или если к. борьба прекращается из-за сговора между конкурентами. Это проявление монополизации рынка.

Цель государства состоит в предотвращении концентрации власти на рынке, который реализуется с помощью антимонопольного законодательства.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможностей контроля над ценами и использования методов неценовой конкуренции, выделяют следующие виды к.:

1. чистая – совершенный рынок;

2. монополистическая конкуренция;

3. олигополия;

4. чистая монополия.

Модели рынка и виды конкурентной борьбы

 

Характерные черты Модели рынка
  Совершенная Несовершенная
  Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много много Несколько фирм в отрасли одна
Тип продукции Однородная стандартная дифференцированная Однородная или дифференцированная Уникальная, нет близких заменителей
Контроль над ценами отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограничен взаимной зависимостью и значителен при тайном сговоре Значительный контроль
Доступность информации Равный и свободный Некоторые затруднения Некоторые затруднения Есть ограничения
Условия вступления на рынок Препятствий нет Есть некоторая ограниченность в связи с доступностью ресурсов Существенные препятствия Вход блокирован
Неценовая конкуренция отсутствует Значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. присутствует отсутствует





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.