Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внесценические, заимствованные, собирательные и групповые образы-персонажи.






Персонаж – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении (литературный герой, действующее лицо). Он предстает как характер, а с другой стороны – как художественный образ, воплощающий этот характер с той или иной степенью совершенства. В соответствии с этим, персонаж получает не только этическую, но и эстетическую оценку (так, образ Иудушки Головлева в некотором роде совершенен). Средствами раскрытия характера выступают детали в их многообразии, однако восприятие образа-персонажа не всегда нуждается в развернутой структуре.

Экономией выразительных средств отличаются внесценические персонажи, которые кроме всего прочего расширяют пространственные и временные рамки произведения. Той же функцией обладают заимствованные персонажи, заведомо известные читателям. И опять, при минимальных средствах (достаточно назвать лишь имя) достигается яркая выразительность. Этот прием использует Пушкин в «Евгении Онегине», когда описывает гостей на именинах Татьяны; его часто использует М.Е.Салтыков-Щедрин.

Составляют персонажную сферу литературу и образы собирательные (их прообраз – хор в античной литературе), объединяющие группу людей, например, Народ в «Борисе Годунове» Пушкина и т.п. Можно выделить также образы групповые, похожие по своей структуре, но состоящие из конкретного числа лиц, обычно названных по имени (как пресловутые мужики в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо»).

Способы создания образов-персонажей отличаются большим разнообразием, и учебник говорит, что в связи с этим бывает сложно определить их число в произведении. Не знаю, правда, что за удовольствие такое – образы считать!

23. Система персонажей, ее перегруппировка в ходе развития сюжета.

Наравне с сюжетом, основу эпических и драматических произведений составляет система персонажей, и характеризуется она через элементы и структуру. Образ приобретает свой статус и раскрывается только в системе: так, для Д.Дефо «чайная роза – не более чем чаяная роза», а в «Романе о розе», простите, даже и не роза вовсе.

На ранних стадиях развития литературы взаимодействия персонажей определялись логикой развития сюжета (отсюда волшебное число «3»). Постепенно «костяк» обрастал второстепенными персонажами – возникала иерархия образов. Стоит вспомнить, как изменялась греческая трагедия: был хор, затем появился один актер (Феспид), затем двое (Эсхил), затем трое (Софокл), а вместе с ними пришли и декорации. Количество персонажей, объем системы, может достигать неслыханных размеров.

Система персонажей – это и определенное соотношение характеров (между собой и с их функциями и значимостью в сюжете). Для европейской традиции характеры более важны, чем сюжет, который их призван раскрывать. Однако для раскрытия роли главного персонажа важны также и персонажи второстепенные, во взаимодействии с которыми проявляются те или иные его черты.

Тем не менее, между местом героя в сюжете и в иерархии характеров могут быть значительные диспропорции, н-р, сюда можно отнести свободные мотивы, которые, однако, совершенно не лишние в тексте. Положение образа и его суть открываются только в его соотнесении со всей системой (н-р, Тихон Щерабтый и Платон Каратаев). Персонаж, не участвующий в действии, зачастую может оказаться выразителем мнения, резонером. Часто используются литературные двойники, собирательные образы. Все это может меняться местами и функциями по отношению друг к другу в развитии сюжета, особенно в современной литературе, знающей развитие персонажа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.