Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 теоретические аспекты формирования у детей правил пожарной безопасности






1.1. Проблема формирования у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности в психолого-педагогической литературе

 

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий [23. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5 - 8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 191 с.].

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека.

Развитие знаний и умений по пожарной безопасности, навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека в условиях дошкольного учреждения можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

· в программах определены вопросы по ознакомлению с окружающим, развитию мышления. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.

· методической литературы по данному вопросу выходит недостаточно, в каждой освещаются лишь отдельные стороны работы с дошкольниками в данном направлении.

· особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере понимания социальных явлений, познавательный интерес и исследовательская активность (любопытство -> любознательность -> наблюдательность => прочные знания) [6. Белая, К.Ю., Зимонина, В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. - М.: Просвещение, 1998.].

Исходя из этого важно, отобрать содержание и знания, которые бы помогали активизировать работу с дошкольниками в данном направлении:

- умение вовлекать воспитанников дидактически ценной проблемой;

- учить детей ставить проблему, намечать стратегию и тактику ее решения, делать умозаключения и выводы;

- развивать детскую практику;

- проводить мониторинг знаний по пожарной безопасности дошкольников [4.Азбука безопасности. Противопожарная и противоожоговая безопасность./ Для преподавателей начальной общеобразовательной школы. – М.: «Друзья русских детей», 1996. – 155 с.].

В научной, учебной и методической литературе понятие «безопасность» нередко раскрывается посредством противопоставления данной категории понятию «опасность» (в самом общем виде безопасность – это отсутствие опасности), содержание которого, в свою очередь, обычно проясняется при рассмотрении опасных и вредных факторов жизнедеятельности, опасной ситуации, экстремальных условий и т.д. Для понимания содержательного наполнения понятия «безопасность» важно обратить внимание на слова, используемые для обозначения противоположных безопасности состояний и процессов: «нежелательные последствия», «негативное влияние», «негативные события», «потери», «ущерб», «вред», «беда» и т.д. Понятие «безопасность» служит мерой (средством оценки) защищенности человека и общества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий) [8. Максимчук, Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. Центр педагогического образования / Л.В. Максимчук. Москва, 2008. – 225 с.]

Понятие «обучение основам безопасности жизнедеятельности» логично использовать для обозначения более частного явления – обучения дошкольников основам безопасности на занятиях и в деятельности вне занятий. Что касается словосочетания «подготовка к безопасному поведению», то его использование следует ограничить в процессе рассмотрения методических аспектов обучения и воспитания готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций (Например, при обсуждении различных аспектов обучения безопасному поведению по предотвращению пожаров) [16.Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие – Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 291 с.].

Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Для реализации этой цели нужно решать следующие задачи:

• Обучить воспитанников умению распознать и оценить опасности окружающей среды;

• Раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

• Привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

• Находить новые агитационные формы пропаганды правил пожарной безопасности, дорожного движения;

• Укрепить преемственные связи с начальной школой;

• Сплотить детский коллектив через совместное творчество [16. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие – Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 291 с.].

В национальной программе «Пралеска» [12. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн., 2007. – 510 с.] для группы «Почемучки» в подразделе «Обеспечение безопасности» стоят следующие задачи по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности:

- формировать понимание того, что нельзя играть с огнем;

- ознакомить с доступными правилами пожарной безопас­ности;

- инициировать знание номеров телефонов: домашнего, по­жарной безопасности, милиции, скорой помощи; учить на­бирать нужный номер;

- создавать условия для сотрудничества персонала дошколь­ного учреждения и семьи в обеспечении безопасности де­тей; ориентировать родителей на осуществление совмест­ных усилий в формировании основ здорового образа жиз­ни.

Для группы «Фантазеры» в подразделе «Обеспечение безопасности» стоят следующие задачи по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности:

- формировать навыки осознанного безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной деятельности (оберегать глаза от напряжения, попадания инородных пред­метов, осторожно пользоваться острыми предметами, пить только кипяченую воду, соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице и пр.);

- учить доступным правилам пожарной безопасности (гра­мотно обращаться со спичками, электрическими и газо­выми бытовыми приборами и т. п.);

- обучать умению ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику милиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать скорую помощь.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» [2. Авдеева, Н. Н., Князева О.Л., Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Основы безопасности жизни. - 1999. - № 9. - С. 23-31.]- программа для дошкольных образовательных учреждений. Программа разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Составители сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общее изменение в нашей общественной жизни.

Задачи по обучению пожарной безопасности дошкольников в разных возрастных группах и ожидаемые результаты

Cредняя группа: познакомить дошкольников с профессией пожарного, техникой, помогающей тушить пожар; знакомить с причинами возникновения пожара; с правилами обращения со спичками, электроприборами; закрепить знания детей о домашнем адресе

Cтаршая группа: углубить знания детей о профессии пожарного и пожарной безопасности; познакомить со средствами пожаротушения (вода, песок, огнетушитель), техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных; углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожара; познакомить с правилами поведения на пожаре; убедить в необходимости выучить наизусть важную информацию о себе; формировать чувтство повышенной опасности огня; углублять и расширять знания об охране жизни людей; учить набирать телефонный номер пожарной службы, формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации

Ожидаемый результат (средняя группа): к концу года дети средней группы должны знать профессию пожарного, технику; элементарные правила обращения со спичками, электроприборами; номер пожарной части; о вреде огня для лесных массивов; называть свое имя, фамилию, точный домашний адрес

Ожидаемый результата (старшая группа): к концу года дети старшей группы должны знать информацию о профессии пожарного, его трудовые действия; средства пожаротушения; правила поведения при пожаре; иметь представления об опасности огня, об охране жизни людей; набирать телефонный номер пожарной службы; называть свое имя, фамилию, точный домашний адрес [3. Авдеева, Н.Н., Князева, О. Л., Стеркина, Р. Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. - М.: Просвещение, 2005. – 215 с.]

Таким образом, формирование основ безопасной жизнедеятельности – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасности в личности воспитанников. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры безопасности выступает в качестве ведущей цели.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.С. Вернадского.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцевой, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцевой и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.