Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восточное направление – Каспийский поход 1722 – 1723 гг.






Задачи похода: - превратить Россию в главную торговую артерию европейско-азиатской торговли по линии Балтика – Волга – Каспий.

- противодействовать усилению влияния Турции на Кавказе.

1723 г. – Персидский мир: Россия получает Баку, Ленкорань, Решт, Дербент и ряд персидских прикаспийских провинций на южном и западном побережье Каспия.

1724 г. – Константинопольский мир: Турция удерживает Восточную Грузию, Армению, Тебризское, Кадвинское, Шемаханское ханства.

III. Экономические реформы Петра I.

Уже в XVII в. в России стало складываться мелкотоварное ремесло, появились первые мануфактуры. Однако экономическое развитие страны сдерживалось оторванностью от мировых рынков из-за отсутствия морских торговых путей.

Решающий рывок в экономическом развитии был сделан в первой четверти XVIII в. при Петре I. Экономические преобразования, осуществленные Петром, проводились не по заранее разработанному плану, а диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Армия и флот нуждались в большом количестве железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна и т. д. Государство должно было спешно развивать отрасли промышленности, работавшие на военные нужды. Главным металлургическим районом страны стал Урал, где за 5 лет были построены 11 заводов. Уральское железо на долгое время оказалось лучшим в мире. Развивались и предприятия легкой промышленности: Хамовный, Канатный, Суконный и др. дворы. Все они были предприятиями мануфактурного типа, самого передового в то время. Русская мануфактура принципиально отличалась от западноевропейской не только своей тесной связью с государством, но и характером используемой рабочей силы: в 1703 г. Петр подписывает указ о приписных крестьянах – государственные крестьяне, которых приписывали к мануфактурам для работы в счет государственной подати;

в 1721 г. выходит указ о посессионных крестьянах – крепостные крестьяне, которых владельцы мануфактур могли покупать для работы. Посессионные крестьяне считались собственностью мануфактур, заводов и не могли быть проданы отдельно от предприятия.

В конце Северной войны Петр приступил к поощрению частного предпринимательства: российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов;

в частные руки стали передаваться заводы, ранее принадлежавшие казне;

частные мануфактуры работали на казенный заказ.

Для пополнения государственной казны Пётр стремился расширить торговлю. С этой целью создавались крупные купеческие компании, был построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги. Производство и сбыт многих товаров объявлялись казенной монополией и отдавались на откуп крупным купцам: соль, табак, хлеб, лен, смола, железо и т. д. Однако в конце Северной войны большинство монополий были отменены. Государство жестко контролировало торговлю, предписывая купечеству, в какие порты везти товары, какие строить корабли.

Внешняя торговля развивалась в соответствии с теорией меркантилизма, согласно которой основу государственного богатства составляет накопление денег в казне, следовательно экспорт должен был превышать импорт. Основным средством обеспечения этого становился протекционизм (в 1724 г. был составлен Таможенный тариф, имевший ещё более протекционистский характер, нежели Новоторговый устав). Главным торговым портом стал Петербург, оборот которого превысил оборот Архангельска в 12 раз. Российский экспорт составляли в основном лен, пенька, лес, кожа, железо, полотно. Импортировались сукна, шелка, краски, вина, сахар, предметы роскоши.

IV. Государственно-административные реформы.

Старая система управления была не в состоянии справиться с обширными новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей решительности и оперативности. Это побудило Петра провести её реформу, которая проходила на протяжении ряда лет. Поначалу новые органы управления встраивались в прежнюю систему и сосуществовали со старыми. Лишь к концу царствования Петра новая система сложилась окончательно. Петр не имел заранее строгого плана преобразований, однако руководствовался популярными в то время теориями государства и прежде всего теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций отдельных звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга обязанностей чиновников, персональной ответственности, учета документации.

1704 г. – упразднение Боярской Думы (в 1701 г. Петр создает консилию министров, в ведение которой перешли важнейшие дела, прежде решавшиеся Боярской думой. Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. В консилии был установлен строгий порядок работы, регистрация документов, ведение отчетности. Каждый министр отвечал за свой круг обязанностей.)

1711 г. – учреждение Правительствующего Сената с законодательными и контрольно- финансовыми функциями (создается вместо консилий). Первоначально Сенат заменял царя во время его отсутствия. С учреждением коллегий превратился в высший государственный орган. Функции Сената:

- заслушивал отчеты коллегий;

- решал вопросы, которые не могли решаться в коллегиях;

- решал вопросы, связанные с военными действиями на территории государства

- назначал чиновников;

- занимался поддержанием торговли, сбором налогов;

- осуществлял контроль за правосудием.

Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу с общего согласия.

Одновременно с Сенатом Петр учредил должности фискалов в провинциях и обер-фискала в Сенате(1714 г.). Фискалы следили за законностью в центральных и губернских учреждениях. В 1722 г. для надзора за деятельностью государственного аппарата была создана должность генерал-прокурора Сената. Первым генерал-прокурором стал П. Ягужинский. Подчиненные ему прокуроры назначались во все государственные учреждения.

1718 г. – создаются 12 коллегий, заменившие большинство приказов. Коллегии – органы центрального управления, построенные по отраслевому принципу. «Первейшими» были Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Военная ведала сухопутной армией(Меншиков); Адмиралтейская – флотом (Апраксин); Иностранная – дипломатическим сношениями с иностранными государствами (Головкин).

Торгово-промышленные Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии отвечали за горнодобывающую, легкую промышленность и торговлю. Финансовые коллегии: Камер-коллегия собирала доходы, Штатс –коллегия производила расходы, Ревизион-коллегия проверяла деятельность двух предыдущих коллегий. Юстиц- коллегия занималась разработкой законов и контролировала деятельность судов. Вотчинная ведала вопросами землевладения. Главный магистрат осуществлял управление городами. Коллегию возглавлял президент. Решение принималось большинством голосов. Порядок рассмотрения дел был определён Генеральным регламентом, а каждая коллегия имела свой регламент.

1722 г. – образован Святейший Синод – духовная коллегия для управления церковью во главе со светским лицом – обер-прокурором. (После смерти патриарха Андриана в 1700 г. Петр не разрешил выбрать нового патриарха. Главой церкви стал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. В 1721 г был издан написанный Феофаном Прокоповичем «Духовный регламент», прямо подчинивший руководство церковью царю. В соответствии с регламентом была создана Духовная коллегия, а с 1722 г – Святейший Синод). Так церковь стала государственным учреждением.

1722 г. – изменение системы престолонаследия. Указ о престолонаследии дал право императору передавать престол не старшему сыну, а наиболее достойному наследнику, что было связано с делом царевича Алексея, сына Петра, замешанного в заговоре с целью свержения императора.

1708- 1710 гг. – реформа местного управления. Территория страны была разделена на 8 губерний, а те позднее – на 50 провинций. Во главе губернии стоял губернатор, который ведал сбором налогов, судами, набором рекрутов и т. п. Таким образом, система государственного управления приобрела законченность: все местные органы были единообразны по всей стране и подчинялись соответствующему центральному ведомству. При этом Пётр имел возможность личного вмешательства в решение любого вопроса, минуя государственные органы: для этого был создан Кабинет Его Императорского Величества.

V. Социальные реформы.

В период осуществления Перовских реформ произошли изменения в положении социальных групп и в социально-сословной структуре российского общества:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.