Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы государственного управления.






В 1802 г. Александр предпринял частичную реорганизацию системы управления. Вместо коллегий были созданы министерства и образован Комитет министров. Министерств было 8. Особенно широкие полномочия: от сбора налогов до проведения рекрутских наборов приобрело министерство внутренних дел.

Новый этап подготовки преобразований начался в 1809 г., когда к разработке реформ был привлечен М. М. Сперанский. В 1810 г. Александр сделал его государственным секретарем России.

Сперанский был сторонником конституционной монархии и принципа разделения властей. Он разработал «Введение к Уложению государственных законов», в котором предложил создать выборный высший законодательный орган – Государственную Думу. Без согласия Думы законы издаваться не могли. Сенат оставался высшим судебным органом. Создавался назначаемый императором Государственный Совет, который утверждал принятые Госдумой законы.

Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму: рабочий, прислуга и т. п). Избирательные права получали только первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права предоставлялись всем подданным империи, включая крестьян.

Стремясь ослабить недовольство дворянства, Сперанский не включил в проект требования освобождения крестьян, но сам характер предлагаемых изменений делал неизбежным уничтожение крепостной зависимости.

Реорганизацию системы государственного управления предполагалось начать в 1810 г. 1 января 1810 г. был создан Государственный Совет. Летом того же года произошла частичная реорганизация министерств: созданы министерства полиции и путей сообщения, ликвидировано министерство коммерции. Однако предложенный Сперанским план реорганизации Сената был отвергнут Госсоветом в 1811 г. О создании же Государственной Думы речь даже не заходила. Причина этого заключалась в ясно обозначившейся оппозиции дворянства.

Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания. Все лица, кто формально состоял при дворе, но не служил, должны были избрать себе службу или лишиться чинов. Высокое положение при дворе отныне не позволяло занимать государственные должности.

Ещё более возмутило чиновников намерение Сперанского ввести на государственной службе образовательный ценз. Все чиновники 8 ранга и выше должны были сдать экзамены или представить справку об окончании университетского курса.

Проекты Сперанского казались опасными, чересчур радикальными, в них видели угрозу отмены крепостного права. Под угрозой дворянского бунта Александр пожертвовал Сперанским. В марте 1812 г. Сперанский был уволен в отставку и сослан в Нижний Новгород. Самая значительная в русской истории попытка перехода от самодержавия к конституционной монархии не удалась.

1812 – 1825 гг.

После Отечественной войны авторитет Александра – «освободителя Европы» оказался очень высоким. Это позволило ему вернуться к реформаторским замыслам.

В 1816 – 1819 гг. крестьяне Остзейских губерний (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия) стали лично свободными, но земли не получили, превратившись в арендаторов. Отмена крепостного права в Прибалтике была облегчена стремлением местных помещиков увеличить доходность своих хозяйств, тесно связанных с рынком. Низкая производительность крепостного труда препятствовала этому. Поэтому эстляндские помещики сами ходатайствовали об отмене крепостного права.

В глубокой тайне разрабатывался и проект освобождения российских крестьян, над которым работал А. А. Аракчеев. Поручая подготовку проекта Аракчееву, Александр поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов. Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн. рублей на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставляло бы крестьян «подрабатывать» у помещиков.

Возродились и конституционные проекты. В 1815 г. царь объявил о даровании конституции Польше. Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылку без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Сейм должен был собираться 2 раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Сейм не обладал правом принимать законы, он мог лишь обращаться к императору с предложением их принятия. Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.

Польская конституция стала самым крупным шагом Александра на пути реформ за всё его царствование и на время сняла напряженность в отношениях между властью и польским населением. Но, если поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, то Александр считал, что он и так сделал для Польши слишком много.

Будущую российскую конституцию – так называемую Уставную грамоту Российской империи – разрабатывал по поручению царя Н. Н. Новосильцев (1820 г). По этому проекту Россия продолжала оставаться монархией, но одновременно приобретала парламентский облик. В России вводился выборный двухпалатный парламент – Государственная Дума (без одобрения которой царь не мог издать ни одного закона) и местные выборные представительные органы – сеймы. Исполнительную власть осуществлял Государственный Совет и министры. Судебная власть становилась независимой. «Уставная грамота» провозглашала свободу слова, печати, вероисповеданий, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности. Собственность объявлялась священной и неприкосновенной. Как и в проекте Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось.

Однако Александр так и не рискнул ввести в действие Уставную грамоту и начать освобождение крестьян. Конституционные замыслы были вновь отложены на неопределенное время.

Единственным воплотившимся в жизнь проектом Александра I стало создание военных поселений. Часть государственных крестьян переводилась на положение военных поселенцев, которые сочетали сельскохозяйственный труд с военной службой. Предполагалось со временем перевести всю армию на такое же положение. Создание военных поселений преследовало несколько целей:

  1. армия переводилась на самоокупаемость и бюджет получал значительное облегчение;
  2. прекращались ежегодные рекрутские наборы, сопровождавшиеся волнениями крестьян;
  3. избавление основной массы государственных крестьян от рекрутчины превращало их, по существу, в свободных людей.

Это должно было, по замыслу Александра I, стать ещё одним шагом к ликвидации крепостного права.

Однако из этих замыслов ничего не вышло. Жизнь в военных поселениях, подчиненная детальной регламентации, превратилась в настоящую каторгу. Поселения и ведавший их устройством Аракчеев вызывали всеобщую ненависть. Поселенцы неоднократно бунтовали. Самое крупное их выступление – восстание Чугуевского и Таганрогского полков в 1819 г.

С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу: с 1825 по 1850 г.было сэкономлено 45, 5 млн. руб.Но создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства. Отношение общества к поселениям явилось ещё одним большим разочарованием для Александра.

С начала 1820-х гг. царя всё больше охватывали мистические настроения, он стал общаться с религиозными фанатиками во главе с архимандритом Фотием. Было создано единое министерство Духовных дел и народного просвещения, в задачу которого входило изменение системы образования на религиозных началах. Это привело к изгнанию из университетов профессоров, не желавших преподавать свои предметы в точном соответствии с Библией. Значительно усилилась цензура.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.