Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческих функций руководителем (в условиях






функциональной организации)



Наличие у руководителей управленческих способностей. Ориентация на выполнение основных целей организации. Последовательность руководителей в своих решениях, дей­ствиях.

Учет ситуаций и подбор нужного стиля управления. Внимание к личности исполнителя. Учет творческих возможностей подчиненных. Принятие ответственности за работу групп. Ориентация на выполнение перспективных задач организации. Делегирование полномочий своим подчиненным по текущим задачам работы группы.

Последовательное принятие на себя роли организатора дея­тельности подчиненных.

Уважение достоинства работника и внимание к его потреб­ностям.

Оказание поддержки и помощи работникам при необходимости. Проведение активной работы по предотвращению конфликт­ных ситуаций. ' '

Умение гасить деловые, межличностные и социально-ролевые
конфликты. 1


Матричная структура

Матричная структура управления пред-;

управления полагает двойное подчинение. Например,

в конструкторском бюро организации сред-

ства и полномочия по принятию решений передаются руководителю проекта (горизонталь), но в выполнении проекта участвуют различ­ные специализированные подразделения (см. рис. 5).

Преимущества матричной структуры управления: оптималь­ное использование резервов, а также легкость управления.

Недостатки матричной системы управления: трудности фи­нансового контроля, большая нагрузка на руководителей высшего звена управления.


Часть I. Глава 2. Функции управления

Рис. 5. Матричная структура управления

Стратегическим целям организации должна соответствовать организационная структура, которая могла бы соответствовать обес­печению эффективного взаимодействия с окружающей средой и достижению поставленных целей /1/. Ввиду изменения внешних и внутренних переменных организации ее структура не может оста­ваться неизменной.

Большинство современных организаций используют бюрокра­тические структуры управления. Функциональная структура орга­низации является наиболее распространенной структурой бюро­кратии, поскольку внутри организации существуют различные под­разделения, выполняющие специализированные функции.

Бюрократия — от франц. слова — " господство канцелярии, бюро"; и от греческого — " сила, власть, господство". Основная сущность бюрократии заключается в главенстве формы над содержанием, в подчинении правил и задач функционирования организации целям сохранения ее (т.е. самой бюрократии).


В. А. Розанова

Проблемами бюрократии в жизни общества занимались в свое время К.Маркс, социолог М.Вебер, а также психолог В.Вундт. По М. Веберу, бюрократия, как пример легального господства, основыва­лась на ряде принципов:

--------------------- 1 1) существование служб, строго определяемых за-

Принципы конами таким образом, что их функции четко разгра- оюрократии I HH4eHbIi как и власть принимать решения;

2) защита служащих в соответствии с их положением (например,
несменяемость судей);

3) иерархия в выполнении функций, подразумевающая четкую
административную структуру, разграничивающую управленческие
посты и подразделения с возможностью обращения высших руко­
водящих инстанций к низшим. Обычно в такой структуре соблюда­
ется единоначалие, а не коллегиальное руководство, и налицо тен­
денция к максимальной централизации власти;

4) подбор кадров производится на конкурсной основе по про­
хождении экзаменов или цо предпочтению дипломов, что требует от
кандидатов наличия соответствующего специального образования.
Как правило, функционер назначается (реже избирается) на кон­
трактной основе;

5) регулярная оплата труда служащего в виде фиксированной
заработной платы и выплаты пенсии при уходе с государственной
службы. Размер оплаты устанавливается в соответствии со штат­
ным расписанием, учитывающим внутреннюю административную
иерархию и уровень ответственности служащего;

6) право контроля со стороны администрации за работой подчи­
ненных (скажем, путем создания контрольно-дисциплинарной ко­
миссии);

7) возможность продвижения по службе на основе оценки по
объективным критериями, " не по усмотрению администрации", пол­
ное отделение выполняемой функции от личности служащего, по­
скольку никакой служащий не может быть собственником своего
поста или средств управления.

Условия бюрократической организации формируют специфичес­кий тип личности, главными психологическими и моральными чер­тами которой является политический, моральный и идейный кон­формизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.


Часть I. Глава 2. Функции управления

Обезличенность составляет основу бюрократической природы: здесь каждый теоретически должен знать законы и поступать в соответствии с абстрактными положениями жесткого порядка.

Формы бюрократии менялись в связи с изменениями социаль­но-экономических форм устройства общества.

Египет периода нового царства, китайские империи, Римская ка­толическая церковь, европейские государства — все они имели свою бюрократию наподобие той, какая сохраняется на крупнейших со­временных предприятиях.

В нашей же стране слова бюрократия и коррупция стали почти тождественны, и поэтому люди представляют бюрократию как один из главных бичей общественного развития, что совершенно неверно.

Бюрократия представляет собой часть государства, без которого оно давно стало бы неуправляемым.

Бюрократические структуры управления имеют преимуще­ства, состоящие в четком разделении труда, иерархической сопод-чиненности работников и органов управления, упорядоченности системы стандартов и правил, определяющих функционирование орга­низации. При этом не исключается профессиональный рост сотруд­ников и руководителей, базирующийся, на их компетенции /1/.

Вместе с тем бюрократические структуры оказывают нега­тивные воздействия на функционирование организаций. Они про­являются в жесткой форме поведения, затрудненности людей внут­ри самой организации, неспособности к инновациям и т.д. Масшта­бы этих проблем будут быстро расти, если организация столкнется с возрастающими изменениями окружающей среды и высокораз­витой технологической продукцией.

Бюрократия ввиду своих особенностей активно препятствует пол­ноценной работе руководителей по коммуникации с подчиненными, учету личностных особенностей сотрудников, делегированию им части полномочий руководства в решении текущих задач и т.п.

Бюрократия не допускает, чтобы часть работы руководителя вы­полняли подчиненные, были ответственны за нее и имели бы часть полномочий от руководителей.

Исследователь проблем управления У. Ньюмен выделил ряд при­чин, по которым руководители не хотят делиться со своими подчи­ненными полномочиями, а подчиненные, в свою очередь, не хотят брать на себя дополнительную ответственность. Эти данные пред­ставлены в таблицах 2 и 3 /10/.


В. А. Розанова

Таблица 2 Причины нежелания руководителей делегировать полномочия

1. Заблуждение " Я это сделаю лучше". Руководители часто исходят из

этой ложной посылки. " Убив" время на выполнение задач, которые могли бы сделать подчиненные, руководитель по этой причине не мо­жет качественно выполнять другие, быть может, более важные зада­ния. Разумнее было бы руководителю уделить больше внимания на планирование, мотивирование и контроль. Если не давать дополни­тельных полномочий работникам, они перестанут повышать свою ква-лификацию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.