Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теоретические парадигмы 20 века /6.02.2012






 

1. понятие теории и понятие парадигмы

2. характеристика 3х основных парадигм

3. классификация парадигм и этапов развития социологии 20го века

 

Теория – система знаний, которая признана описать, объяснить, возможно, интерпретировать и желательно предвидеть; (не может быть совершенной, всеобъясняющей теории, так как социальная реальность противоречива и динамична)

Парадигма – совокупность научных достижений и научных положений, по образцу которых происходит постановка проблемы и поиска их решений.

 


Три основные парадигмы:

 

1. позитивистская (объективистская) идет от

Конта, Спенсера и далее Парсонса:

ПРИНЦИПЫ:

Методологический объективизм – общество

Рассматривается как независимое от субъекта

познания, развивающееся по собственным

объективным законам, но эти законы

познаваемы и социолог может эти законы

познать.

Общество – главный объект познания. Человек (субъект) познания – абсолютно независим от Объекта, стоит над объектом и не втянуть в изучение своего объекта, так как эта модель познания была скопирована с естественнонаучных дисциплин. Основная цель – объяснить, как существует мир, общество и законы. Основные методы тоже были взяты из естествознания – наблюдение, анализ документа, эксперимент + использование количественных методов – статистических и математических. Категории – общество, система, структура и другие макрокатегории.

 

2. субъективистская (антипозитивистская) связана с Тардом и психологическим направлением, Фрейдом и фрейдизмом, а также с феменологичими и интеракционистскими теориями.

Методологический субъективизм – общество существует как сконструированное субъектом, функционирующее по законам собственного разума. Субъект познания всегда ангажирован, т.е. познавая мир, он выражает свой интерес, познание идеологически окрашено, а социолог – активен. Цель познания – понимание, интерпретация. Методы – не могут быть взяты из естествознания, так как естествознание берет мир как данность, а в данном случае мир – это есть конструкция, поэтому качественные методы – вживание, переживание. Категории – субъект, личность, взаимодействие (категории микроуровня).

 

3. диалектическая идет от марксизма, неомарксизма. Данная парадигма является оппонентом позитивизму, так как не воспринимает мир как данное и применение естественнонаучных методов, активности субъекта. Социологи данного мира изучают мир, чтобы его изменить, то есть, ориентированы на предвидение и перестройки мира. Общество представляется как будто оно объективно данное, но на самом деле оно сконструировано. Субъект – теоретический гуманизм, активный, творческий субъект. Методы – диалектика, для того чтобы познать и преобразовать действительность. Социолог ангажирован, и должен стать на стороны класса, готового на преобразование. Категории – действие, активность, диалектика, трансформация, изменение.

 

Классификация Осипова, Ритцера

Этапы развития:

1. 19 век – становление (классический)

2. 1910-ые – неклассический

3. к. 60-х - постнеклассический этап

 

20-е годы 20 века – современный (неклассический) этап и он охватывает полвека. На этом этапе возродился интерес эмпиризация социологии, так как центр социологии переносится из Европы в Америку.

В конце 60-х – начало нового этапа, т.к. в этот период наступает кризис социологии. На этом этапе возродился интерес к теориям интегрального толка, общесоциологические теории развиваются в Европы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.