Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурно-функциональный подход в социологии






1. предпосылки и теоретические предшественники подхода

2. ранний структурный функционализм

3. зрелый структурный функционализм

4. структурный функционализм Парсонса и его место в развитии данного направления

5. Мертон и его развитие в развитии структурного функционализма

6. Современный структурный функционализм в социологии

 

1. Структурно-функциональный подход включается в позитивистскую парадигму:

Если сравнивать с классиками:

· Общество – это система, организм

· Социальная статика и социальная динамика

· Идея структурной дифференциации (по мере усложнении системы система развивается с наделением разных частей – разными функциями)

· Функциональный подход Дюркгейма

· Паретто – логико-экспериментальный метод

 

2.

Ранний структурный функционализм – 20-40гг 20 века, представлен 2 социальными антропологами Б.Малиновский, А. Браун – занимались системным методом и функционализмом в рассмотрении общества. «Постулаты раннего функционализма» – бездоказательные постулаты-аксиомы. Р.Мертон критиковал эту работу Малиновского.

 

3.

Работы Парсонса ознаменовывают расцвет функционализма.

Толкотт Парсонс (1902-1979) закончил колледж по предмету биологии. После колледжа он поехал учиться в Лондонскую школу экономику, а позже переехал в Германию изучать социологию, вдохновляемый работами Максом Вебером. Защитил диссертацию и вернулся в Америку. Он начал преподавать экономику в Гарвардском университете (1927). Парсонс долгое время работал и жил рядом, но они оба претендовали на универсализм, но различались в своих представлениях и идеях.

«Структура социального действия» (1937) –

А) как, существуя в обществе, человек может удовлетворить свои потребности?

Б) как общество может функционировать успешно, без кризисов и преодолевать противоречия?

Попытался найти и проанализировать основные теории социального действия, созданные европейской социологии – 4 теории: А.Маршалла, В.Паретто, М.Вебера, Э.Дюркгейма. Его теория как синтез всего, что было.

1. действие всегда целе-ориентированно

2. действие протекает в определенной ситуации

3. действие всегда регулируется нормами, нормы влияют на индивидуальный выбор целей и средства

4. социальное действие – базовая единица, из которой состоит социальная реальность

В то же время он привлекает идеи прагматизма Дж.Дьюи.

В центре книги – механизм социального действия: как человек, имеющий свободную волю и определенный социальных условиях, мотивирует свои действия таким образом, чтобы его потребности были удовлетворены. Он выдвигает несколько типов мотивации, диспозиций/ценностных ориентаций, которые действуют в системе:

· Познавательная/когнитивная – субъект классифицирует объекты

· Катетическая – субъект пытается понять разницу между объектами и их ценность

· Оценочная/моральная – субъект оценивает исходя из своих норм способность объектов удовлетворить потребности

· Временная (условно) – учет последствий выбора тех или иных объектов

На основе этих мотиваций субъект ставит цели, выбирает средства действия. Субъектом действия может быть не только индивид, но их, по крайней мере, 4: индивид, коллектив, институт, общество в целом. В структуру социального действия входят субъект (актор); цели, установленный из ситуации, норм; сама ситуация действия (контролируемые, неконтролируемые); мотивации, условия действия, средства действия. Подсистемы (подстраиваются друг над другом, автономны): организм, личность, социальная система, культура.

Социальное действие – самоорганизующаяся система, которая имеет 3 отличительные черты: а) символичность, б) нормативность, в) автономность/волюнтаризм.

Подсистемы:

Биологический организм – биопсихологическое состояние личности, включающие инстинкты, биологические потребности

Личность – мотивационная структура, совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций,

Социальная система – совокупность образцов поведения, социального взаимодействия субъектов в рамках этой социальной системы и социальные роли.

Система культуры – духовные ценности культуры, социальные нормы, необходимые для стабильного функционирования общества.

Теория социальной системы раскрывается в книге «Социальная система»(1951), «Структура и процессы в в современном обществе» (1960), «Социологическая система и эволюция теории действия» (1977).

Социальная система создаются в интеракции всех акторов, причем акторы являются как объектом, так и субъектом социального действия.

Социальное система состоит из 4 функциональных компонентов: ценности, нормы, коллективные организации, роли. Ценности первичны для социального порядка, им соответствует первичное функциональное требование как латентность (поддержание заданного культурного образца – институт семьи, образования, церковь). Нормы соответствуют функциональному требованию интеграции (поддержание или восстановление интеграции – институты социального контроля, правовые и моральные). Коллективные организации соотносятся с функциональным требованием целеполагания (для реализации целей существует институт политики). Роли соответствуют выполнению функционального требования адаптации системы к окружающей среде (осуществляется через институт экономики). Требования – AGIL.

Социальная структура – стандартизованные отношения субъектов, выполняющие относительно друг другу определенные роли. Она результат адаптации социальной системы к окружающей среде (состоит из других социальных систем). Социальный порядок надо, чтобы социальная система находилась в состоянии поддержания границ с окружающей средой – гомеостазис – динамическое отклонение, не выходящее за определенные пределы. Два процесса: 1) тяга системы к самосохранению, 2) естественная тенденция системы к поддержанию гомеостазиса – поддержка социальной интеграции как основы социального порядка. Основа интеграции – консенсус по отношению к существующим в обществе ценностям и нормам. Структурированный порядок – ядро нормативной социальной системы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.