Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чикагская школа / 06.02.2012




Школа:

Связь институциональная

Связь по объекту исследования

Связь по методологии

1. причины эмпиризации социологии и этапы развития собственно эмпирической социологии

2. методологические основы эмпирических исследований

3. основные направления исследований эмпирической социологии (Чикагской школы)

4. роль Чикагской школы в развитии социологии

 

Причины:

1. Америка обладала ресурсами

2. Американское общество, не требовавшее восстановления, развивалось по пути урбанизации

3. Чикаго предоставлял достаточно богатый материал для изучения для улучшения (социально-реформаторская школа, мелиоризм)

 

Руководителем школы был А.Смолл и её возникновение связано именно с его уровнем. Данный подготовительный этап охватывает 1892-1914 года. В 1892г. Смолл как руководитель кафедры сделал её как выпускающую, в 1894 Смолл выпустил свой учебник по социологии, в 1895г. Смолл был инициатором возникновения первого в США социологического журнала AJS (American Journal of Sociology). В 1905 году была организована Американская Социологическая Ассоциации и данный журнал стал её рупор. В 1949г. Была создана Международная Социологическая Ассоциации. Поэтому Чикагская школа становится исследовательским центром, когда социология институализируется.

Методологические основы:

Разработка специальных социологических теорий для проведения и объяснения эмпирических исследований. Единой методологической основы у них не было, но, тем не менее было 2 популярных направления, которые вписывались и давали результаты на микро-уровне.

Первое направление – психологизм, акцент на отдельного человека и его роль в малой группе. Ученые Чикагской школе изучали причины безработицы через личные причины, индивидуальные особенности. Изучали девиантное поведение – проституцию, пьянство. В этих исследованиях преобладало описание либо функциональное объяснение. Позже в 30-х годах стал развиваться символический интеракционизм. Психологизм позволял изучать типы характеров, индустриальная психология.

2. неопозитивизм в социологии – продолжение классического позитивизма (Конт, Спенсер, Милль) и акцент на логический позитивизм

Принципы:

1. изучение природу и общества как объективные вещи

2. сциентизм

3. бихевиоризм

4.операционализм (все научные понятия должны раскладываться на индикаторы)

5. квантификация (все изучаемые процессы и явления должны быть выражены количественно)

6. методологический объективизм – общество такой же объект познания, как и объекты естественных наук

Ученые Чикагской школы называли себя последователя естественнонаучного направления (Плантерберг, Чендлер).



Направления исследований связаны с городом, «социологической лабораторией». Изучая город, они развивали эмпирическую социологию, методологию и методику исследования:

· Социология города

· Индустриальная социология

· Социология СМИ

· Социология общественного мнения

· Социология малого города

· Социология девиации («шайка», «гетто», проституция)

 

Периодизация:

1. Подготовительный /1892-1914/ (Большая 4ка: Смолл, Томас, Хендерсон, Винсент) – соединяли теорию с эмпирией, показали необходимость гипотез в исследований, методологический плюрализм, реформистская ориентация). Прагматизм (Дьюи).

2. В 1914 Парк получает место в Чикагском университете, экологическая направленность. Вместе с Берджессом они издали книжку «Введение в социологию». При Парке произошел расцвет символического интеракционизм. В 1925 с Берджессом и и Маккейнли выпустили книгу «Город», в которой изучается город Чикаго.

3. С 1935, после ухода Парка – упадок Чикагской школы (У.Обберн). И доминирующую позицию занимает Гарвардская школа (П.Сорокин, Т.Парсонс), возникшая в 30-х годах. У.Обберн выпустил книгу о социальных изменениям и был приверженцем позитивизм и свел все исследования к количественным методам.

 

Значение:

1. Чикагская школа совместила теоретические знания с эмпирическими исследованиями.

2. В рамках Чикагской школы был создан научный аппарат исследований

3. Социологами были выявлены очень важные закономерности (У.Томас: если люди определяют ситуацию как реальную, то последствия этой ситуации реальные)

4. Введение новых тем – изучение «дна»



5. Институализация социологии в США и воспитание профессиональных социологов

6. В рамках школ были разработаны первые специальные теории

7. Были разработаны методы социологических исследований (комбинированные методы)

 

Парк (доклад)

Концепция «ткани жизни» - все находится во взаимодействии и взаимозависимости – биотический порядок, отвечающий за численность населения и равновесие между частями.

Составляющие:

· Популяция

· Территория (среда, ресурсы)

· Взаимные зависимости частей

В людских взаимодействиях биотический порядок (экология) – это субстрат. А над обществом существует суперстрат, представленный технологией и нематериальной культурой.

Основные социальные процессы:

конкуренция (у людей она опосредована суперстратом; чем больше конкуренции, тем меньше в обществе солидарности), - экономическое равновесие

конфликт, - политический порядок

аккомодация, - социальная организация

ассимиляция. – личность и культурное наследние

 

Теория концентрации зон Парка, Берджесса:

Выделено 75 естественных зон, 3 тысячи локальных сообществ

Чикаго, с население более миллиона – районы были также исследованы по уровню криминальности

 

 
 

 

 


Жилье рабочего

класса

 

обеспеченные

жилищные

Рестораны, районы,

Этнические группы гостиницы

 

 

Самые богатые жилищные

Районы

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал