Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы психологической коррекции.






1. Принцип единства коррекции и развития, который означает, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основании психолого – педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

2. Принцип единства диагностики и коррекции. Это означает, что уже при подборе диагностических методик психолог должен учитывать их коррекционную направленность (т.е. возможность с помощью данной методики не только выявить отклонение в развитии, но и определить направление и способы его коррекции).

3. Принцип единства изучения личности и общения: поскольку личность – это психосоциальное качество индивида, становится очевидным, что только в процессе общения наиболее полно проявляются все наиболее существенные параметры личности.

4. Принцип генетического подхода (с учетом культурно-исторических условий развития детей, становления их личности), единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка, поскольку в каждом конкретном возрасте ребенок выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших закономерностях психического развития, к которым относятся постепенность, неравномерность развития наличие «латентных» периодов, когда развитие протекает в скрытой форме, различны индивидуальные темпы развития, своеобразие переживания ребенком различных жизненных ситуаций и т.д. Эффективной является та коррекционная работа, которая опирается на способности ребенка, а не на имеющиеся у него отклонения. Способным признается при этом каждый ребенок.

5. Принцип детерминизма, причиной обусловленности – необходимость изучать личность ребенка во всех многообразных связях его с окружающими людьми.

6. Принцип единства сознания и деятельности, который предполагает, что сознание в деятельности формируется, проявляется, функционирует. В результате коррекция личности может протекать эффективно только в условиях специально организованной деятельности. Именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности, в наибольшей степени способствующий развитию ребенка на данной ступени онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности само требует специального формирования и обучения.

7. Принцип не нанесения вреда ребенку – выбор цели, задач, способов и условий коррекционной работы всегда должен исходить только из интересов развития ребенка и с учетом его состояния, отношения к происходящему. Коррекция не может проводиться насильственным, навязанным ребенку образом.

8. Принцип стереоскопичности, предполагающий важность учета мнений всех взрослых, особенно часто общающихся с ребенком.

9. Принцип беспристрастности, объективности при проведении психокоррекционной работы означает, что, во-первых, при выборе целей, задач и методов коррекции психолог исходит не из субъективных представлений о том, каким должны быть поведение или уровень развития ребенка, а из глубокого знания теории психического развития, и, во-вторых, программа психокоррекционной работы должна включать в себя средства осуществления объективного контроля за результатами психокоррекции.

10. Принцип сотрудничества предполагает необходимость установления контакта и доверия в отношениях с ребенком, взаимопонимания по поводу предлагаемой психокоррекции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.