Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психокоррекция умственного развития.






В работе с учащимися должны быть максимально реализованы возрастные и индивидуальные возможности и резервы развития детей. В младшем школьном возрасте начинается целенаправленное систематизированное обучение и воспитание детей. У младших школьников развивается потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, они активно овладевают учебными знаниями, умениями, навыками. Иными словами, отмечают психологи, к концу младшего школьного возраста, ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности. Практически все проблемы школьников (в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и т.д.), определяются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо не сформирована учебная и познавательная мотивация, либо ребенок не видит перспективы учения. Часто у школьников, особенно в младших классах, отсутствует ясное понимание того, что, как и зачем он делает, для чего выполняет то или иное задание, какую задачу (или тип задач) он в данный момент решает. Когда педагогическая практика и целенаправленно проводимая психологическая диагностика умственного развития учащихся выявляют наличие указанных неблагоприятных симптомов отклонений в развитии, возникает необходимость коррекционной работы, направленной на коррекцию и развитие необходимых и недостающих ребенку качеств мыслительной деятельности, в первую очередь таких как самостоятельность и гибкость мышления. Для этого важно обращать внимание детей на то, каким путем получен тот или иной результат, специально ставить усложняющиеся задачи, а также ставить задачи на поиск самостоятельных решений. При коррекции умственного развития, когда у учащихся уже сформирован негативный опыт умственной деятельности и, соответственно, закреплены неверные способы решения, требуется несколько иная последовательность коррекционных воздействий. Вырабатывается полная программа решения поставленной задачи и осуществляется процесс ее решения в сопровождении с речевым контролем за ходом реализации намеченной программы. С этой целью детей обучают:

1) выделять существенное в тексте учебника

2) классифицировать материал по значимости

3) составлять планы

4) выполнять полный и краткий пересказы

5) составлять планы – инструкции для решения учебных задач

6) осуществлять самоконтроль и т.д.

В этой связи могут быть рекомендованы следующие коррекционные мероприятия, осуществляемые поэтапно:

1) помощь ребенку в осознании того, что ошибка вовсе не обозначает безнадежности, что посредством ошибки можно глубже проникнуть в разрешаемую ситуацию, в усваиваемый материал;

2) подведение ребенка к самостоятельному, спокойному обнаружению ошибки, к так называемой «детекции» ошибки, т.е. определение ее места в целостном процессе решения задачи;

3) интерпретация ошибки, объяснение причин ее возникновения и последствий для дальнейшей работы;

4) коррекция ошибки, ее сознательное исправление; 5) самостоятельное выполнение аналогичного задания.

Особое значение в коррекции умственного развития имеет работа с детьми, имеющими задержки психического развития. Она должна быть направлена на следующие цели: совершенствование двигательной сферы воспитанников и коррекция имеющихся у них отклонений в психическом развитии. Работа строится на активизации познавательной деятельности детей. В процессе коррекции умственного развития необходимо учитывать самые общие правила умственной деятельности в процессе поиска решения проблемной ситуации.

1) чтобы решить задачу, надо хотеть ее решить

2) чтобы решить задачу, надо верить, что ее решение возможно

3) чтобы решить задачу, надо ее решать

4) чтобы решить задачу, надо понять, что мешает ее решению

5) чтобы решить задачу, надо увидеть в помехе путь к ее решению. Во всех ситуациях коррекционного воздействия необходимо помнить, что первые успехи ребенка, имеющего серьезные трудности в своем развитии, в усвоении учебной программы можно только организовать. Это необходимо для того, чтобы ребенок смог поверить в себя, в свою важность и полезность для окружающих, в свое равенство с ними.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.