Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения.




При поступлении ребенка в школу формы жизнедеятельности, сложившиеся в дошкольном возрасте, уступают место новым. Однако некоторые дети дошкольного возраста в силу запаздывания психического развития попадают в это время в сложную ситуацию. Среди первоклассников 15-20% детей (Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.) сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, для них затруднено вхождение в школьную жизнь. Такие дети находятся в противоречивой ситуации: ведущая для дошкольников игровая деятельность еще не изжила себя, а новая ведущая деятельность – учебная – оттесняет ее, требует перенесения основного внимания на нее. Это обуславливает необходимость проведения коррекционно – развивающей работы с такими детьми на начальных этапах обучения в школе с целью профилактики последующей школьной дезадаптации. Наиболее адекватным подходом можно рассматривать организацию своеобразной деятельности детей, по форме являющуюся игровой, т.е. знакомой и привлекательной для ребенка, но по своей направленности носящей учебный характер. Проведение такой работы в обычных условиях учебного процесса достаточно затруднительно. Поэтому целесообразно некоторые виды коррекции выполнять психологу. Коррекционная работа строится в двух направлениях: 1. Создание условий для завершения формирования основных психологических новообразований, которые должны складываться у ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту и которые являются необходимыми предпосылками учебной деятельности. 2. Формирование психологического потенциала, обеспечивающего успешное продвижение в новом виде деятельности (учебной), ведущей в развитии младшего школьника. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы должны основываться на следующих принципах: 1) В качестве основополагающего принципа коррекции возрастного психического развития выступает принцип ведущей деятельности, которая является основным механизмом формирования основных психологических новообразований. В данном случае ведущая деятельность связана с организацией игровых форм деятельности, дополняемых элементами учебной деятельности. 2) Принцип управления психическим развитием, связанный с представлением о ведущей роли обучения в психическом развитии. Согласно Л.С.Выготскому, развитие является управляемым процессом и обеспечивается в значительной степени помощью взрослого, его участием в организации жизнедеятельности ребенка. Постепенно вмешательство взрослого сокращается, и каждый очередной шаг в деятельности передается ребенку для самостоятельного выполнения. 3) Принцип смены психологической позиции в деятельности, связанный с изменением отношения ребенка к себе, с развитием у него позиции субъекта деятельности. Игры рекомендуется проводить с первоклассниками с низким уровнем готовности к обучению по таким показателям как произвольность поведения. Сформированность пространственной ориентировки и внутреннего плана действий. Игровая деятельность с элементами учебной направлена на формирование и коррекцию: а) произвольности поведения (умение действовать по правилу, овладение программирующей функцией речи, разными видами контрольно-оценочных действий: планирующими, промежуточным и итоговым видами самоконтроля); б) пространственной ориентировки ребенка в плане реальных отношений и во внутреннем плане (умение определять пространственные признаки объекта, направление действий, владение лексикой, отражающей пространственные отношения объектов); в) интеллектуальных способностей (знаково-символической функции сознания: умения кодировать и декодировать информацию, владение схематическим письмом); г) позиции ребенка как субъекта присвоения нового опыта.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.