Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы гуманистической психологии как методологическая основа психокоррекционной работы.






 

Гуманистическая психология сегодня приобретает все большое распространение в мировом психологическом со­обществе. Это обусловлено тем, что именно в рамках данного психологического направления наиболее адекватно решаются все основные задачи психологии, достигаются главные цели практической психологии – создание усло­вий для гармоничного развития личности, ее самоактуализации и адаптации. Основные принципы гуманистической психологии сводятся к следующему.

1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек обладает свободой и необ­ходимой для нее независимостью. Например, даже обреченный на смерть человек свободен по-разному чувствовать и вести себя при ее приближении.

2. Самым важным источником информации является экзистенциональное состоя­ние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его сознание «здесь и теперь».

3. По­скольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его при­рода никогда не может быть определена полностью, она всегда стремиться к беспрерывному развитию, к реализа­ции возможностей человека.

4. Человек целостен и един. Эта целостность «Я» создает уникальный характер пере­живаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосоз­наваемое, чувство и мысль.

5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям или за­щитам, как во фрейдизме, ни к эпифеноменам бихевиоризма.

Из этих принципов вытекают этические принципы оказания психологической помощи клиенту:

1. В жизни человек несет ответственность за свои поступки.

2. Идеаль­ные отношения между людьми основываются на взаимном признании, что каждый человек – творец своей собст­венной жизни. Каждый признает и ценит внутренний и субъективный мир другого и себя.

3. Каждый человек живет только в настоящем моменте «здесь и теперь» и именно он существенен для бытия.

Основная тема гуманистической психологии – использование внутреннего опыта организма для изучения и измене­ния его личности. Критерий адекватности гуманитарного знания при этом – не точность, а глубина познания. Ис­ходя из признания принципиальной возможности познания психического, психолог, познавая человека, должен ориентироваться, во-первых, на раскрытие как можно более широкого спектра качеств, которыми обладает данная личность, в первую очередь глубинных качеств, определяющих основную сущность личности, ее фундамент, и, во-вторых, на установление связей и иерархии выявленных качеств личности с целью понять источники, основные побудительные силы поведения данной личности в различных обстоятельствах, прогнозировать ее развитие в бу­дущем. К.Роджерс, изучая природу человека и его отношение к себе и другим, пришел к выводу, что основной мо­тив поведения человека – это стремление к самоактуализации, т.е. присущее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным, а его жизнь более разносторонней и удовлетворяющей его. Другие, более частные мотивы, например, голод, жажда, мотив достижения можно считать одним из видов стремления к актуализации. По К.Роджерсу, актуализация присуща всему живому. Несмотря на то, что актуализация у разных людей происходит по-своему, она характеризуется:

1. скорее подвижностью, чем инерт­ностью,

2. открытостью, а не защитными реакциями,

3. независимостью от внешнего влияния и опорой на себя.

13. Цели и задачи коррекционно – развивающей работы.

В практике оказания психологической помощи выделяют различные причины возникновения отклонений в разви­тии: биологические (нарушения темпов созревания организма и т.д.), причины медицинского характера (нарушения строения и функционирования систем организма под влиянием патогенных факторов и т.д.), нарушения взаимодей­ствия между личностью и средой (психическая депривация, неадекватность систем обучения и воспитания, не­достаточный учет индивидуальных особенностей ребенка и т.д.) и другие. Постановка целей психокоррекционной работы, как и в любом случае при оказании психологической помощи, всегда основывается на сформировав­шейся у психолога теоретической модели психического развития и определяется ею. В отечественной психоло­гии основными факторами психического развития считаются общение ребенка со взрослыми, обучение и воспита­ние, осуществляемые через активное включение ребенка в ведущие виды деятельности, с целью формирования у него необходимых для поступательного развития личности и адаптации психологических новообразований. В связи с этим при постановке коррекционных целей оценивают психическое развитие ребенка по трем аспектам (основные направления психокоррекции):

1. Особенности социальной ситуации развития ребенка

2. Сформированность видов деятельности ребенка и их структура

3. Уровень сформированности возрастно-психологических новообразований. При определении целей и задач пси­хокоррекционной работы необходимо учитывать конкретный возрастной период в психическом развитии ребенка, в формировании его личности, важно ставить задачи, которые соответствуют потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности.

По Выготскому в качестве основного содержания коррекционной работы должно выступать создание и расширение зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция должна стро­иться как деятельность психолога, направленная на формирование психологических и психических новообразо­ваний, составляющих сущностную характеристику возраста. И.В.Дубровина отмечает, что в процессе психо­коррекционной работы одной из наиболее сложных является задача – способствовать тому, чтобы возрастные осо­бенности детей не просто учитывались в педагогическом процессе, но и активно формировались. В целом, задача психокоррекции становится актуальной, если взрослые не справляются с задачей полноценного психического и личностного развития детей в силу непонимания индивидуальных особенностей детей или в силу неумения создать условия жизни и деятельности, соответствующие возрастным потребностям в развитии. К типичным случаям, когда возникает необходимость в проведении психокоррекционной работы, можно отнести:

1. несформированность на дошкольном этапе необходимых психологических новообразований, предпосылок учебной деятельности, мотива­ционная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению, которые приводят к трудностям и проблемам в учебной деятельности, обучении, поведении.

2. низкий уровень функциональной готовности младшего школьника к обучению в школе, т.е. несоответствие сте­пени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения.

3. слабое или недостаточное развитие произвольной сферы у младшего школьника (прежде всего неумение слушать и точно выполнять полученные указания взрослого, действовать в соответствии с правилами и т.д.)

4. несформиро­ванность собственно дошкольных видов мышления, в недостатках речевой сферы, прежде всего фонематического слуха, и неточного понимания многих употребляемых учителем слов и т.д. Сюда же можно отнести слабое развитие познавательных потребностей, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника.

5. школьная тревожность как симптом школьной дезадаптации, которая в более тяжелых случаях принимает форму школьного невроза. Причины школьной тревожности фокусируются в основном вокруг «ориентации на ошибку», боязни сделать ошибку.

Основная цель коррекционной работы – способствовать оптимальному психическому и личностному развитию ребенка, раскрытию его потенциальных возможностей с учетом индивидуальности и воз­раста. При проведении психологической коррекции в условиях образовательного процесса перед психологом стоит основная задача – психокоррекция отклонений в психическом и личностном развитии ребенка на основе создания благоприятных психолого-педагогических условий для реализации имеющихся у ребенка возможностей. При кон­кретизации целей психокорекционной работы необходимо руководствоваться следующими правилами (Осипова А.А):

1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной форме. Определение целей коррекции не может звучать в негативной форме, не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития клиента и проявления им инициативы.

2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с про­должительностью коррекционной работы, с возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усво­енных на коррекционных занятиях способов действия в реальные ситуации, в практику жизненных отношений.

3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать перспективы развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционного прцесса, так и возможности отражения возникших перемен в особенностях деятельности и общения клиента на следующих стадиях его развития.

 

14. Принципы проведения психокоррекционной работы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.