Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пять принципов в исследовании истории






Чтобы нам серьезно взглянуть на возможность обнаружения примеров стратегического уровня духовной войны в исто­рии Церкви, в первую очередь необходимо исследовать принципы самой истории, поскольку каждый из этих прин­ципов оказывает самое прямое воздействие на то, как мы по­нимаем вопросы, поднятые критиком Б. В нашем исследова­нии истории нам следует помнить следующие пять принци­пов:

Принцип первый. Далеко не всякое событие в исто­рии сохраняется в записи. Мы с вами не в состоянии запом­нить все, что произошло вчера, не говоря уже о прошлом годе или событиях десятилетней давности. У нас как у от­дельных личностей, так и у семей и целых обществ имеются врожденные фильтры, которые в значительной степени по­зволяют отбирать то, что мы считаем нужным запомнить, а остальные мы отбрасываем.

Для христиан история Иисуса и апостолов является чрез­вычайно важной. Но из самой Библии мы знаем, что библей­ские авторы задействовали тот же фильтр, хотя в их случае они поступали так под воздействием Самого Бога. Когда апостол Иоанн закончил свое Евангелие, он сказал: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подроб­но, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан.21: 25).

Когда в недавнем времени я писал комментарии к Деяни­ям святых апостолов, я сделал некоторые расчеты. Я имею в виду повествование Луки о том семинаре, который Павел организовал в Милите для пасторов Эфеса и Малой Азии.

Это очень значительное событие, потому что это единствен­ный случай, представленный в Деяниях, когда Павел обучал христиан. Для среднего читателя Деяния 19: 18-35 могут по­казаться объемным материалом. Вряд ли можно предполо­жить, что Павел провел однодневный семинар, однако Лука предпочел выбрать всего лишь полпроцента из всего учения Павла, чтобы записать его в своей книге. Наше историческое знание об этом событии в истории явно ограничено, потому что далеко не все, что происходит, сохраняется в записи или устной истории.

Принцип второй. Не все записанное сохраняется. Многие исторические записи выбрасываются, потому что те или другие люди подвергают сомнениям их ценность или считают их просто вредными. Некоторые документы были уничтожены врагами из чувства ненависти. В различные пе­риоды истории армии захватчиков сжигали библиотеки по­коренных городов, чтобы запечатлеть свои победы. Фернан­до Кортес, например, во время своего завоевания уничтожил многие исторические записи ацтеков, к великому огорче­нию современных археологов и историков.

Принцип третий. Не все сохранившееся можно найти. Одним из аспектов деятельности историков являются по­пытки найти исторические записи, которые по той или иной причине спрятаны. В наше время одним из наиболее удивительных открытий стала находка в 1947 году свитков Мертвого моря.

Принцип четвертый. Не все найденное становится доступным. Другой задачей историков становится попыт­ка сделать известный исторический материал доступным для других историков и общественности через перевод, из­дание и публикации. Чем более понятным становится исто­рический материал, тем больше пользы он может принести обществу. Для тех из нас, кто не является профессионалом в области историографии, многое из такого материала мог­ло бы заинтересовать, но такой материал чаще всего недо­ступен. Я лично испытал эту ограниченность, когда вместе с моим ассистентом Джанис Уилер мы пытались найти ма­териал для этой главы. Я уверен, что существует намного больше материала на тему духовной войны стратегическо­го уровня, чем то, что мы сумели найти с учетом нашего ог­раниченного времени и ограниченных возможностей как историков.

Принцип пятый. Не все доступное воспринимается одинаково. Историк, как и всякий другой человек, обладает собственными парадигмами — особыми линзами, через кото­рые он и прочитывает историю. Я вернусь к этому, и мы пого­ворим об этом подробнее чуть позже, потому что я подозре­ваю, что именно по этой причине у нас нет достаточного ма­териала на тему духовной войны стратегического уровня. Тема невидимого мира просто не находит себе места в умах некоторых историков, как христиан, так и нехристиан.

 

Три варианта

Если мы запомним эти пять принципов и посмотрим на взаимосвязь между историей и духовной войной стратеги­ческого уровня, нам понадобится слишком много времени, чтобы понять истинное положение вещей. Но раз мы начали исследовать историю, мы можем проследить за развитием трех возможных вариантов:

Вариант А: Мы не находим явных примеров в исто­рии.

Вариант Б: Мы находим множество примеров в исто­рии.

Вариант В: Мы находим небольшое количество при­меров в истории.

На мой взгляд, совсем неважно, на каком варианте мы ос­тановимся — А., Б или В. Достоверность духовной войны стратегического уровня можно подтвердить в любом из трех случаев, если помнить те пять принципов, что были пе­речислены чуть раньше. Итак, последуем дальше.

Вариант А. исторических примеров нет

Предположим, что мы исследовали все девятнадцать столе­тий истории Церкви, начиная с эпохи апостолов, но не суме­ ли найти примеров использования нашими предшественни­ками того, что мы сейчас называем духовной войной страте­гического уровня, духовной картографией или отождеств­ленным покаянием. По мнению наших сторонников, эта ситуация может показаться наихудшим из возможных вари­антов.

На самом деле все обстоит иначе, как мы скоро увидим, но тем не менее давайте будем помнить о двух важных вещах.

Во-первых, нам следует признать, что отсутствие доступ­ного материала не доказывает тот факт, что в прошлом ник­то не осуществлял духовную войну на стратегическом уровне. Может быть, они вели такую борьбу, однако о ней просто нет записей, или записанные сведения имелись, но были со време­нем утеряны. Способы и средства исторических исследова­ний постоянно совершенствуются, и на поверхность выходит масса новой исторической информации. Завтра мы будем знать намного больше, чем знаем сегодня.

Во-вторых, даже если мы согласимся с гипотетическим выводом о том, что стратегического уровня духовная война никогда в прошлом не велась, мы столкнемся с другой серь­езной проблемой: а может ли Бог творить нечто новое? Или, другими словами, будет ли Бог творить в 1990-е годы новое, чего Он не делал раньше, при варианте А, во время жизни предыдущих поколений христиан?

Очень немногие из знакомых мне людей, независимо от их согласия или несогласия с концепцией духовной войны стратегического уровня, станут сомневаться, что Бог может решить творить что-то новое в нашем поколении. Ничто в характере Бога не может помешать Ему в этом. В Книге про­рока Исаии мы читаем, что Бог сказал: «Вот, Я делаю новое» (Ис.43: 19). И в другом месте сказано: «Вот наступают дни, го­ворит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер.31: 31). Все ближе то время в буду­щем, когда Он выполнит сказанное Им: «Се, творю все новое» (Отк.21: 5).

В таком случае уже не кажется невероятным, что Бог мо­жет решить обеспечить нас новой духовной технологией для завершения Великого поручения в нашем поколении.

Входит ли в понятие новых технологий духовная война стратегического уровня, духовная картография и отожде­ствленное покаяние — все еще вопрос спорный. Я лично ду­маю, что входит, а что касается исторической перспективы, я совершенно убежден, что Бог в разных поколениях действи­тельно творит что-то новое. Самый лучший пример этого я обнаружил во время моих тщательных исследований вопро­са о духовных дарах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.