Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стороны и их полномочия, другие участники процедуры медиации






Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ о медиации «стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона» (статья 1 определяет предмет регулирования и сферу действия ФЗ о медиации).

Содержание названных положений позволяет сделать вывод о том, что сторонами в процедуре медиации, проводимой в соответствии с ФЗ о медиации, сегодня могут быть субъекты гражданских (в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности), а также трудовых и семейных правоотношений. Следует также отметить, что никаких особенностей в части того, кто может быть представителем стороны применительно к процедуре медиации, ФЗ о медиации не установил.

ФЗ о медиации создает самый благоприятный режим для сторон, желающих урегулировать спор с помощью процедуры медиации. ФЗ о медиации, определившим принципы медиации, установлены самые широкие полномочия сторон в проведении процедуры медиации. Практически все решения принимаются только на основе взаимного согласия сторон. В качестве исключения можно назвать прекращение процедуры медиации по инициативе медиатора или по инициативе одной из сторон.

Частью 3 статьи 5 ФЗ о медиации (помимо сторон, организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации и медиатора) названы и «другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации». При этом ФЗ о медиации установил, что такие лица, также как и стороны:

«независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:

1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;

3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора».

В контексте приведенных норм можно сделать вывод о том, что ФЗ о медиации не ограничивает участие «иных лиц» в процедуре медиации, но обязывает их соблюдать установленный для них режим конфиденциальности.

Участие таких лиц, на наш взгляд может быть желательным для процедуры медиации в целом ряде случаев. Например, при разрешении какого-либо спора, в котором задействован несовершеннолетний, медиатор может прийти к выводу о необходимости проведения «семейной конференции», с участием родственников, соседей, педагогов, социальных работников, одноклассников, и т.д.

ФЗ о медиации, на наш взгляд, не препятствует проведению многосторонней медиации, а норма пункта 4 его статьи 14 об участии «одной, нескольких или всех сторон» в процедуре медиации, прямо свидетельствует о такой возможности.

В практике применения процедуры медиации за рубежом медиаторам нередко приходится сталкиваться с попытками «первых лиц» делегировать свои полномочия подчиненным либо участвовать в процедурах медиации по телефону или с помощью иных средств связи. Представителем стороны может назначаться лицо, уполномоченное лишь на участие в процедуре медиации, но не обладающее полномочиями по выработке и принятию решений, которые могут иметь комплексный и компромиссный характер. Участие таких представителей, как правило, серьезно снижает шансы на успех медиации. Другая сторона обычно расценивает то, что оппонент не уделяет достаточно личного внимания разрешению спора как неуважение к себе. При этом стороны лишаются непосредственного контакта между собой, что может иметь ключевое значение в ходе медиации. Не присутствующие на переговорах лица лишаются доступа к важной информации, их личный вклад в процедуру и ее результат сильно ограничивается. В таком случае медиаторы пытаются все-таки привести за стол переговоров представителя с должным объемом полномочий, либо, что обычно более реалистично, добиваются расширения полномочий представителя стороны.

В этой связи вопрос о подтверждении полномочий представителя стороны желательно ставить в самом начале процедуры медиации. Если это возможно, следует отложить процедуру и дать участнику время на оформление необходимых полномочий, особенно если все стороны заинтересованы в скорейшем урегулировании спора. Медиатору следует разъяснять сторонам, что только наличие необходимых и достаточных полномочий у их представителей позволит разрешить спор и прийти к оптимальному соглашению.

Медиатор также может помочь представителю стороны получить необходимые полномочия, самостоятельно установив контакты с лицами, принимающими решения, и разъяснив им существо проблемы.

Если же проблему получения полномочий представителя стороны снять не удается, то это следует разъяснить другой стороне, с тем, чтобы у нее не возникли неоправданные или завышенные ожидания.

Вопрос об участии экспертов и юристов (адвокатов), привлекаемых сторонами вместе и каждой в отдельности, также важен. Считается, что такое вовлечение может иметь как плюсы, так минусы для процедуры медиации, причем ключевым становится вопрос об отношении таких лиц к целесообразности достижения взаимовыгодного для сторон решения по существу спора во внесудебном порядке.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.