Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В каких случаях и на каком этапе спора целесообразно обращаться к процедуре медиации






 

При принятии решения об обращении к медиации для разрешения спора следует учитывать множество обстоятельств и факторов, благоприятствующих либо препятствующих урегулированию спора посредством такой процедуры. Наличие хотя бы одного из благоприятствующих факторов при отсутствии неблагоприятных факторов может быть достаточным основанием для применения медиации.

Среди факторов, благоприятствующих проведению процедуры медиации, можно назвать следующие:

- стороны желают участвовать в процедуре медиации и стремятся к скорейшему разрешению спора;

- сторонам нужно сохранить взаимоотношения и после урегулирования спора;

- стороны желают минимизировать судебные издержки;

- стороны желают избежать публичного процесса и огласки и предпочитают урегулировать спор в конфиденциальной обстановке;

- стороны или их представители столкнулись с трудностями на этапе переговоров с другой стороной, не имеют достаточных навыков ведения переговоров или переговоры зашли в тупик;

- стороны по-разному оценивают обстоятельства дела;

- для разрешения спора необходимы сложные взаимные уступки;

- стороны намерены заявить требования, которые суд не сможет удовлетворить.

 

В ситуации, когда стороны испытывают сложности в общении между собой, вмешательство медиатора может оказаться результативным за счет управления переговорным процессом между сторонами и оказания им помощи в налаживании контактов в будущем.

Медиация может также оказаться уместной, если одна из сторон обоснованно уверена в своей правоте, а другая сторона, которая заведомо проиграет в суде, зная об этом, готова строго соблюдать условия соглашения о разрешении спора, что освобождает стороны от затрат времени и средств на рассмотрение дела в суде и на процедуру исполнения судебного решения.

 

Среди факторов препятствующих медиации можно назвать следующие:

- сторона не в состоянии защищать свои интересы;

- по какой-либо причине нарушается принцип равноправия сторон;

- сторона уже допускала недобросовестные действия в отношении другой стороны в ходе переговоров;

- сторона желает получить судебное решение по делу или нуждается в получении судебного решения, например, о восстановлении ее прав;

- лица, чье присутствие требуется для разрешения спора, не желают участвовать;

- сторона намерена обратиться за уголовно-правовой защитой своих прав;

- одна или несколько сторон намерены воспользоваться тактикой затягивания рассмотрения спора;

- спор затрагивает или может затронуть публичные интересы, права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации;

- необходимо разрешить коллективный трудовой спор.

 

К медиации также не следует прибегать, когда для предупреждения возникновения спорных ситуаций, аналогичных уже имеющейся, стороне нужно получить судебное решение, которое, фактически, будет иметь прецедентный характер.

Если спор затрагивает крайне принципиальные для сторон вопросы, медиация будет затруднена, поскольку такие споры, например, вызванные различиями в структуре и системе ценностей, могут быть сопряжены с острыми эмоциями.

Если стороны не могут прийти к согласию относительно фактических обстоятельств дела, то вероятно, потребуется судебное разбирательство, за исключением случаев, когда и без установления таких обстоятельств с помощью медиатора может быть найдено решение, устраивающее обе стороны.

Наконец, можно столкнуться с так называемым «синдромом джекпота», при котором одна из сторон уверена в получении, в результате судебного разбирательства, денежных средств в размере, существенно превышающем, например, реальный размер причиненного вреда, это также может стать препятствием к урегулированию спора с помощью медиации.

В целом факторы, которые нужно учитывать, чтобы определить пригодность медиации для урегулирования спора, зависят от характера спора, отношений между сторонами, средств защиты, которыми желает воспользоваться истец, объема и сложности требований, целей, преследуемых сторонами. Если интерес сторон заключается в быстром и недорогом урегулировании спора в конфиденциальной обстановке с сохранением существующих отношений, то медиация часто является идеальной процедурой урегулирования.

Медиация может быть также осложнена имеющимися взаимосвязями с другими спорами, затрудняющими переговоры и увеличивающими риск возникновения тупиковых ситуаций. С другой стороны, сильной стороной медиации является возможность расширения ее предмета с целью рассмотрения иных факторов и вопросов, имеющих значение для разрешения спора.

 

Согласно части 4 статьи 1 ФЗ о медиации процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

ФЗ о медиации также предусматривает, что стороны могут прибегнуть к процедуре медиации и до, и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства. Так, согласно части 2 статьи 7 ФЗ о медиации:

«процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи».

При этом стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом (часть 2 статьи 4 ФЗ о медиации).

Таким образом, медиация, в принципе, может быть применена на любом этапе после возникновения спора и до принятия решения по спору судом.

Эмпирические исследования не выявили устойчивой связи между результативностью медиации и определенным этапом процесса. В целом признается, что не существует однозначно уместного или неуместного момента времени для начала процедуры медиации.

 

 

Соглашение о применении процедуры медиации и соглашение о проведении процедуры медиации. Кто и каким образом предлагает провести процедуру медиации. Когда начинает применяться процедура медиации

 

ФЗ о медиации вводит и разделяет понятия: «соглашение о применении процедуры медиации» и «соглашение о проведении процедуры медиации».

Согласно пункта 6 статьи 2 ФЗ о медиации: «соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением».

В таком, заключенном в письменной форме соглашении, стороны выражают свое волеизъявление на урегулирование будущих споров (медиативная оговорка) или уже существующего спора с помощью процедуры медиации.

Рассмотрим, может ли повлиять соглашение о применении процедуры медиации на право какой-либо из сторон на обращение в суд.

Согласно части 3 статьи 7 ФЗ о медиации «наличие соглашения о применении процедуры медиации, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами». Один из таких случаев уже предусмотрен – в соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ о медиации:

«в случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права».

Таким образом, стороны вправе добровольно взять на себя обязательство в течение самостоятельно определенного ими срока не обращаться в суд, а рассматривать спор в рамках процедуры медиации, причем суд будет обязан признать это обязательство.

Законодатель установил, что если обязательство не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора будет, по мнению одной из сторон, препятствовать защите ее прав, то суд не признает силу такого обязательства. Буквальное прочтение приведенной нормы говорит о том, что решение суда будет зависеть только от позиции стороны, а не от того, действительно ли проведение процедуры медиации препятствует защите прав этой стороны. Вместе с тем, следует отметить, что судебная практика по данному вопросу еще не сформировалась. В этой связи следует с осторожностью подходить к принятию на себя обязательства не обращаться в суд.

По смыслу ФЗ о медиации заключение «соглашения о применении процедуры медиации» не является достаточным для того, чтобы стороны могли непосредственно приступить к процедуре медиации и носит, скорее, предварительный характер.

Важная роль здесь отводится «соглашению о проведении процедуры медиации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона о медиации: «соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами».

Таким образом, момент начала применения процедуры медиации совпадает с моментом заключения соглашения о проведении процедуры медиации. А согласно части 4 статьи 7 ФЗ о медиации проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

Требования к соглашению о проведении процедуры медиации изложены в статье 8 ФЗ о медиации:

«1. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме.

2. Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:

1) о предмете спора;

2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

3) о порядке проведения процедуры медиации;

4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроках проведения процедуры медиации».

Таким образом, целый ряд вопросов, включая вопрос о выборе медиатора и его роли в процедуре медиации, следует решить уже на стадии заключения соглашения о проведении медиации. Такое соглашение, на наш взгляд, желательно разрабатывать с участием медиатора или с участием организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, а также юристов.

Представляется, что на стадии подготовки соглашения, представитель организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации или медиатор должны разъяснить сторонам действующие нормы и правила в отношении режима конфиденциальности, установленного ФЗ о медиации. Это следует сделать еще до начала применения процедуры медиации, до того, как конфиденциальная информация будет раскрыта кем-либо. В случае необходимости стороны могут договориться об исключениях из режима конфиденциальности и его особенностях.

Следует обеспечить участие в процедуре медиации третьих лиц, чьи права и законные интересы будут затронуты или могут быть затронуты в ходе проведения процедуры медиации. Если это правило не будет соблюдено, то в соответствии с частью 5 статьи 1 ФЗ о медиации процедура медиации применяться не должна.

Отметим, что законодатель предусмотрел возможность проведения процедуры медиации не только одним, но и двумя и более медиаторами.

Участие медиатора или представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, тем более важно на этой стадии, поскольку требуется определить порядок проведения процедуры медиации, определиться в отношении подхода к содержанию процедуры медиации, стиля медиатора, для чего необходимо верно оценить предмет, характер и причины спора, взаимоотношения сторон, обстоятельства, ранее препятствовавшие диалогу между сторонами, цели предстоящей медиации.

Например, если стороны предпочтут привлечь медиатора, использующего «оценивающий подход», то есть примут решение частично или полностью возложить бремя выработки предложений по разрешению спора на медиатора, то это необходимо зафиксировать в соглашении проведении процедуры медиации (частью 5 ст. 11 Федерального закона о медиации установлено, что «медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора).

Предусмотренная ФЗ о медиации возможность самостоятельной разработки сторонами спора порядка проведении процедуры медиации, представляет собой нелегкую задачу, что может осложнить разработку и заключение соглашения о проведении процедуры медиации, даже если соответствующую помощь сторонам будут оказывать квалифицированные юристы/адвокаты, а также медиаторы.

Однако ФЗ о медиации предлагает и более простые пути решения этой проблемы, так:

- согласно части 4 статьи 11 в соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать (если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон) на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора;

- как уже указывалось выше, согласно части 2 статьи 11 ФЗ о медиации порядок проведения процедуры медиации может также устанавливаться путем ссылки в соглашении на правила проведения процедуры медиации, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Отметим, что закон различает понятия «правила проведения» и «порядок проведения» процедуры медиации, причем очевидно, что «порядок» является составной частью «правил» проведения процедуры медиации.

Следует также иметь в виду, что согласно пункту 7 статьи 19 ФЗ о медиации предполагается, что правила проведения процедуры медиации будут также разрабатываться саморегулируемыми организациями медиаторов.

Вероятно, что в простых и очевидных случаях можно будет использовать типовые формы соглашения о проведении процедуры медиации, но предпочтительным видится обращение сторон за помощью к организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, либо к медиатору, что упростит процесс заключения соглашения о проведении процедуры медиации.

Среди сведений, которые должны содержаться в соглашении о проведении процедуры медиации ФЗ о медиации названы сведения «о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации». Таким образом, в ходе заключения этого соглашения стороны должны определиться с выбором медиатора.

Этому вопросу также посвящены части 1 и 2 статьи 9 ФЗ о медиации «выбор и назначение медиатора», согласно которой:

«1. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

2. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации».

Таким образом, стороны:

- вправе выбрать по своему усмотрению не только одного, но и нескольких медиаторов,

- вправе обратиться в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, с тем, чтобы эта организация либо порекомендовала сторонам кандидатуру медиатора (кандидатуры медиаторов), либо назначила, по просьбе сторон, медиатора (медиаторов).

Обратим внимание на то, что если стороны желают, чтобы назначение медиатора (медиаторов) произвела организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, они должны сделать запись об этом в соглашении о проведении процедуры медиации и направить в эту организацию соответствующее обращение.

Напомним также, что если спор был передан на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, то в целях разрешения этого спора могут быть выбраны или назначены только медиаторы, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе.

Немаловажно, что ФЗ о медиации предусмотрел каким образом может быть формализовано предложение стороны об обращении к процедуре медиации. Сторона вправе направить в письменной форме другой стороне предложение об обращении к процедуре медиации.

При этом, согласно части 5 статьи 7 «если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным».

Предложение об обращении к процедуре медиации может быть также сделано, по просьбе одной из сторон, медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (часть 7 статьи 7 ФЗ о медиации). При этом ФЗ о медиации не установил, что такое предложение должно быть сделано в письменной форме.

В любом случае, согласно части 6 статьи 7 ФЗ о медиации «предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать сведения, указанные в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона». То есть в такое предложение должны включаться все сведения, которые должны содержаться в соглашении о проведении процедуры медиации (по всей видимости, в менее «развернутом» виде, нежели в таком соглашении), а не в соглашении о применении процедуры медиации. В этом контексте можно сделать вывод, что если стороной, медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, сделано другой стороне предложение об обращении к процедуре медиации, и получено на то согласие, то стороны сразу переходят к стадии заключения соглашения о проведении процедуры медиации, минуя стадию заключения соглашения о применении процедуры медиации.

Итак, в соответствии с положениями ФЗ о медиации, медиация может быть применена:

- по инициативе и с согласия обеих сторон спора,

- по предложению (в том числе, сделанному в письменной форме) одной стороны и с согласия другой стороны),

- по предложению, сделанному по просьбе одной из сторон, медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (с согласия другой стороны),

- по предложению судьи или третейского судьи и с согласия сторон на это предложение.

В целом ряде случаев медиаторы предпочитают сами приглашать другую сторону к медиации. Это обусловлено тем, что медиатор, равно как организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, способны наилучшим образом представить медиацию в качестве привлекательного средства разрешения спора.

Вмешательство медиатора на этой стадии позволит избежать ощущения, что проявившая инициативу сторона проявила слабость или «потеряла лицо». Некоторые участники споров не хотят, чтобы их воспринимали как инициатора медиации, опасаясь, что это будет рассмотрено как признак слабости, готовности к заключению соглашения на невыгодных условиях. Но медиатор способен решить эту проблему, корректно объяснив другой стороне существо процедуры медиации. При этом нельзя допускать, чтобы предложение было сделано медиатором таким образом, что бы он был воспринят как представитель той стороны, по просьбе которой он обращается, поскольку в таком случае его беспристрастность будет изначально поставлена под сомнение. Медиатор также должен избегать преувеличения преимуществ медиации.

Предлагая процедуру медиации, медиатор должен действовать дипломатично, понимая, что сторона, с которой он контактирует, не просила его провести процедуру медиации. Ему следует сразу же раскрыть существо переговоров со стороной, по чьей просьбе он предлагает процедуру медиации, чтобы позиционировать себя как нейтральное лицо. Но при этом следует строго соблюдать требования статьи 6 ФЗ о медиации, в соответствии с которой, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, то он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

Отметим, что исходя из содержания части 2 статьи 5 ФЗ о медиации, медиатор обязан не раскрывать, без согласия сторон, полученную им конфиденциальную информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении. Однако на рассматриваемой предварительной стадии, проведение процедуры медиации, формально, еще не началось. Вместе с тем, по нашему мнению, это не означает, что конфиденциальная информация, полученная медиатором на стадии предварительных, то есть состоявшихся еще до момента начала процедуры медиации, контактов со сторонами, может разглашаться, так как такое толкование не соответствовало бы провозглашенному ФЗ о медиации принципу конфиденциальности. Помимо этого, согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ о медиации медиатор не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры.

В любом случае, медиатору желательно ограничить объем конфиденциальной информации о споре, получаемой им при первых контактах со стороной, по чьей просьбе он предлагает процедуру медиации, с тем, чтобы обезопасить себя от возможных рисков.

В ряде случаев к медиации стремится только одна из сторон спора, обратившаяся к медиатору или к организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Необходимо проявить уважение к позиции другой стороны, отказывающейся от медиации. Вместе с тем, медиатору следует попытаться диагностировать причины такого отказа. В некоторых случаях отказ может быть мотивирован нежеланием показаться «слабым» или стремлением все обдумать, а иногда - неосведомленностью о процедуре медиации. В таком случае медиатор может предложить ознакомиться с информационными материалами о медиации и предложить встретиться еще раз через несколько дней либо пригласить обе стороны на неформальную встречу, на которой можно было бы поведать сторонам о принципах медиации и ее возможностях при урегулировании споров. В некоторых случаях представляется целесообразным привлечение пользующихся уважением стороны третьих лиц, с тем, чтобы попытаться убедить эту сторону принять предложение о проведении процедуры медиации.

Иногда стороны пытаются ставить условия своего участия в процедуре медиации. Медиатору следует, по возможности, избегать обсуждения таких условий, исключая условия способствующие медиации (например, обязательства в течение оговоренного для проведения медиации срока не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора).

Сроки проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации как основание для приостановления течения исковой давности

Как мы уже отмечалось выше, срок проведения процедуры медиации определяется в соглашении о проведении процедуры медиации, а процедура медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

В этой связи необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 13 Закона о медиации:

- медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней;

- в исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора;

- срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней,

- в случае проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, срок проведения процедуры медиации не должен превышать шестидесяти дней.

Важно, что Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», были внесены изменения в статью 202 Гражданского кодекса РФ, в результате чего заключение соглашения о проведении процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» стало дополнительным основанием приостановления течения срока исковой давности. Согласно пункту четвертому названной статьи Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности приостанавливается с момента заключения сторонами отношения соглашения о проведении процедуры медиации до момента прекращения процедуры медиации, определяемого в соответствии с ФЗ о медиации.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.