Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые обличения к христианам о не следовании за Христом и предпочтении образа жизни, свойственного всем людям






 

Вначале приведем поучение о том, что истинное девство потеряно христианами.

Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, беседа 36): «Тогда (в начале христианства) сонм вдов и лик девственниц составляли великое украшение церквей; а теперь это вывелось и упразднилось; остаются только знаки. Есть и ныне вдовы, есть и девы, но они не составляют того украшения, каким должны быть посвятившие себя на такие подвиги. Отличительный признак девы есть попечение об одних делах Божиих и непрестанная усердная молитва; и признак вдовы состоит не столько в том, чтобы не вступать во второй брак, сколько другом, — в делах страннолюбия, нищелюбия, прилежания в молитвах, и во всем, что с великой точностью предписывает Павел в послании к Тимофею (1Тим.5). Есть у нас и жены, которые в супружестве соблюдают великую скромность; но не это только требуется, а и тщательное служение нуждающимся, чем особенно отличались жены древние, — не так, как многие из нынешних. Тогда украшались вместо золота красотой милостыни; а ныне, оставив это, обвешивают себя со всех сторон золотыми цепями, сплетенными из множества грехов».

О том, что многие христиане не следуют за Христом, а предпочитают образ жизни, свойственный всем людям, говорится и в Евангелии в притче о пире.

Кирилл Александрийский (Глафиры… из Книги Исход, кн.2): «…народ Иудейский (можно сказать и многие полу-христиане – от сост.) всегда предпочитал привременное и плотское благам небесным, это всякий может узнать из евангельской притчи. Рабы, посланные звать на вечерю, хотели созвать их «на брачный пир», сказано, «но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф. 22, 4-5). И поводом к отказу было у одного: «я купил землю», у другого: «я женился и потому не могу придти» (Лк. 14, 18 и 20)».

Макарий Великий (Духовные беседы, б.15): «В Евангелии написано, что Господь послал рабов призвать желающих и объявить им: «я приготовил обед мой» (Мф. 22, 4), но сами званные отказывались и говорили: один: «я купил пять пар волов», другой: «я женился» (Лук. 14, 19. 20). Видишь ли, Звавший готов, отреклись же званные, и, конечно, сами для себя были виною? Таково-то достоинство христиан! Видишь, Господь уготовал им царство, зовет их, что бы вошли, но они не хотят».

Илия Минятий (Слово на Евангелие от Луки. О трех препятствиях к спасению): «Насколько Бог благ и многомилостив для человека, настолько человек не признателен и не благодарен в отношении к Богу. Благоутробие Божие борется со злобой человека; Божия благодать призывает, человеческая воля убегает; та умоляет, эта отворачивается; та предлагает дары щедро, эта беззастенчиво отвергает. Владыка это именно и хочет выяснить нам в нынешнем Евангелии, которое имеет притчевый, нравственный, иносказательный и наводящий смысл, по объяснению богословов. Притчевый его смысл заключается в том, что какой-то человек устроил большой ужин и пригласил многих; нравственный, что этот человек есть Богочеловек Господь, Который уготовал тайную вечерю пречистых Своих Тайн и призывает нас к святому Причащению; иносказательный, что это опять Сам воплощенный Бог Слово, Который, став человеком, пригласил, как на великую вечерю в святую Свою Церковь многих, иудеев и язычников; наводящий, что это Бог Отец, Который призвал на вечерю вечной сладости, т. е. Царства Небесного, всякого человека, грядущего в мир, так как «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2, 4). Так беспредельна благость и велика милость Бога к человеку; но какова непризнательность и неблагодарность человека в отношении к Богу! Приглашенные не приходят, предопределенные отстраняются. «И начали все, как бы сговорившись, извиняться». Один говорит: «Первый сказал ему: я купил землю (село) и мне нужно пойти посмотреть ее» (Лк.14, 18); …это говорит привязанный к миру. Мир великое препятствие к спасению человека. Мир и Бог совершенно противоположны друг другу. Никому невозможно служить Богу и миру …Антонию Великому открылось в одном видении, что весь мир покрыт какими-то сетями: сети на полях и садах; сети на путях и площадях; сети на дворцах богатых и домах бедных; сети на церквах и жертвенниках; сети на всяком месте. Что же обозначает видение? Сети - это заблуждения и обманы мира, его заботы и попечения; сети, ловящие за руки, за ноги, за шею, глаза, уловляющие ум и сердце. Сети, связывающие мужей, жен и детей, юношей и старцев. Тот хочет сотворить молитву, пойти в церковь, хочет поисповедаться, причаститься, хочет, наконец, исправиться, но его держит сеть мира. Хочет помолиться, но он имеет в уме тысячи забот о доме; пойти в церковь, но ему нужно идти к вельможе, нужно окончить какое-нибудь дело, нужно сходить на рынок, осмотреть товар; чтобы исповедаться и причаститься, он не находит ни дня удобного, ни часа, ни мгновения. … Так проходит день без молитвы, проходит праздник без литургии, проходит год без покаяния, целый путь жизни проходит в мирских заботах, без единой мысли о Боге. И как будет мысль о Боге там, где царят мирские заботы? …О, какое великое препятствие для спасения человека представляет мир! 2) А ты, другой, что ответишь? «Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их». Это - человек, любящий богатство. О, какое великое препятствие для спасения человека представляет богатство! Вот здесь-то поистине великая сеть, которая держит душу крепко связанной. …Итак, какое великое препятствие для спасения человека составляет богатство!».

Есть и другое объяснение на эту вторую отговорку людей.

Григорий Двоеслов (40 бесед на евангелие, беседа 36): «Что мы принимаем за пять пар волов, если не пять чувств телесных? И они, верно, названы парами, потому что их по два у обоего пола. Они называются телесными чувствами именно потому, что не могут понимать внутреннего, но познают только внешнее, и, оставляя внутреннее, касаются только внешнего; через них верно обозначается любопытство. Это (любопытство), желая разузнать чужую жизнь, никогда не зная своей внутренней, желает мыслить о внешнем».

И последней отговоркой в притче было:

Илия Минятий (Слово на Евангелие от Луки…): ««Третий сказал: я женился и потому не могу придти» О, какое великое стеснительное могучее препятствие для спасения человека — плоть! Это не сеть, а тройная веревка; это - железная цепь, которую ничто, кроме смерти, не может порвать. …Признаем, христиане, открыто: нет никого, кто бы сильнее женщины властвовал над нашим сердцем. …Распутство ужасно в измышлении зла. О, какое великое, стеснительное, могучее препятствие эта плоть! Если ты попал в сети, хотя бы тысячу раз я призывал тебя к покаянию, ты будешь отвечать: «не могу придти»».

Григорий Двоеслов (40 беседа на Евангелие, беседа 36): «Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк. 14, 16-29). Что означается женой, если не плотское удовольствие? Ибо хотя брак честен и установлен Божественным Провидением для умножения потомства, однако же, некоторые домогаются через него не умножения детей, а удовлетворения пожеланиям плоти, а потому делом праведным может быть прилично означаемо дело неправедное».

Климент Александрийский (Строматы, кн.3, 90, 4): «Человек, который сказал, что он женился и потому не может прийти на ужин, предложенный Господом, являет собой пример отступничества от Божественных заповедей ради телесного наслаждения. После таких слов ни жившие праведно до прихода Христа, ни женившиеся после его прихода, даже если они апостолы, не смогут спастись».

Как видим, эта притча раскрывает различные пороки и земные стремления христиан, которых Бог призывает «на пиршества Вечной Жизни».

Григорий Двоеслов (40 бесед на евангелие, беседа 36): «Итак, верховный Домовладыка приглашает вас на вечерю Вечного Пира, но поскольку один предан любостяжанию, другой любопытству, третий услаждению плоти, то именно нечестивые вкупе все отрицаются. Когда одного занимает земное попечение, другому не дает покоя размышление о чужих делах, третий оскверняет душу услаждением плоти, то каждый, имея отвращение, не спешит на пиршества Вечной Жизни».

Живя в своих земных стремлениях и ища радостей, мы, христиане, не видим, что это - сети и узы, и забываем о последнем дне, как своей жизни, так и дне, перед вторым пришествием Христовым, и об этом также сказано в Евангелии.

Евфимий Зигабен (Толкование на Евангелие от Матфея, гл.24, 38 – 39): «…ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого». Объясняя пример, показал, что Он придет, когда многие будут беззаботны и веселы».

Конечно, погружаясь в радости, заботы и скорби семейной и общественной жизни, мы забываем и о Страшном Суде.

Феофан Затворник (Семь слов в недели, приготовительные к Великому Посту…, В неделю мясопустную): «…если б каким-нибудь образом можно было глубоко запечатлеть в душе людей сей образ Суда Божия, то все в непродолжительном времени сделались бы исправными ревнителями добрых дел. Ибо положите, что верная пришла бы весть с Неба, что вот завтра или послезавтра придет Господь! Стал ли бы кто предаваться тогда утехам и забавам? Стал ли бы поблажать страстям своим и творить грехи?.. Стал ли бы еще отлагать покаяние и исправление свое?.. Разве безумный какой стал бы так делать, а все, не потерявшие смысла, бросились бы поспешнее делать всё, что еще можно сделать в это короткое время. Как ученики, для которых настает экзамен, о том только и думают, как бы приготовиться к экзамену: иной не спит почти и не ест, а не то чтоб позволил себе еще и об играх и шалостях подумать, — так было бы и с нами, если б память Суда Божия никогда не выходила из головы нашей... Только и заботы было бы у нас, как бы неопустительно исполнить все требуемое Господом и тем угодными явиться Ему в Час Суда. Но то беда наша, что мы привыкли отдалять от себя сей Час Суда, привыкли или дали себе на то право. … У нас есть немало людей, кои отдаляют Час Суда; иные, может быть, и не верят тому; но все это не отстранит Суда, и будет минута, когда исполнится положенное Господом, — исполнится, когда не чаем, захватив нас внезапно. «Во дни Ноя, — говорит Господь, — ели, пили, женились, посягали», строились и торговали... Никто и не думал о потопе. Но потоп пришел внезапно и «взял все» (Мф.24, 37-39). Вот и мы едим, пьем, веселимся и хлопочем о разных делах, — о Суде Божием и думать не думаем; но, может быть, он сейчас же придет и застанет нас в чем есть».

И для того, чтобы предстать на Суде готовым и очищенным, мирским христианам, независимо от того, семейные они или безбрачные (хотя во втором случае легче), необходимо внутреннее отречение от устоев мира и от собственных неправых расположений и стремлений.

Феофан Затворник (Сборник проповедей «Слова о покаянии…», В неделю 5-ю Великого Поста): «Есть удаление от мира телом — это удаление в пустыню. Но есть удаление от мира, не выходя из мира, — удаление от него образом жизни. Первое не всем уместно и не всем под силу, а второе для всех обязательно и всеми должно быть выполнено. И вот к сему-то приглашал нас святой Андрей в своем каноне, когда советовал удалиться в пустыню благозаконием. Итак, брось обычаи мира, и всякое твое действие, и всякий шаг так совершай, как повелевает благий закон евангельский, и среди мира будешь жить, как в пустыне. Между тобою и миром сие благозаконие станет как стена, из-за которой не виден будет мир. Он и пред глазами у тебя будет, но не для тебя. У мира будут свои чередования изменений, а у тебя — свой чин и свои порядки. Он пойдет в театр, а ты в церковь; он будет танцевать, а ты класть поклоны; он будет на гулянье, а ты дома в уединении; он в празднословии и смехотварстве, а ты в молчании и богохвалении; он в утехах, а ты в трудах; он в чтении пустых романов, а ты в чтении Божия слова и отеческих писаний; он на балах, а ты в беседе с единомысленным или с духовным отцом; он в корыстных расчетах, а ты в самопожертвовании; он в мечтаниях страстных, а ты, в богомыслии. И так начертай во всем себе правила и заведи порядки жизни, противоположные обычаям мира, и будешь в мире вне мира, как в пустыне. Ни тебя не будет видно в мире, ни мира в тебе. Ты будешь в мире пустынножитель».

И опять-таки отмечаем, что все, что приводилось выше, не говорит, что:

Феофан Затворник (Толк. на посл. Ефесянам, 5, 33): «…для христиан совсем неуместна любовь брачная к женам, а следовательно, и самый брак. …Это не мешает каждому из вас любить свою жену; люби всякий свою жену, как себя, и жена да боится мужа. Надо прибавить: только все о Господе, — чтоб не допускать такой любви стать препятствием к прилиплению к Господу».

Иоанн Златоуст (т.7, ч.1, беседа 7): «Я не воспрещаю жениться, не препятствую веселиться; но хочу, чтобы это происходило не без целомудрия, не с бесстыдством и бесчисленными пороками. Я не предписываю идти в горы и пустыни, но чтобы ты вел себя честно, скромно, целомудренно, живя среди города. Все законы у нас с монахами общи, кроме брака. А Павел повелевает и брачным во всем уподобляться монахам: «время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7, 29)».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.