Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О желаниях родителей-христиан по поводу супружества или безбрачия взрослых детей






 

Как правило, родители – христиане желают, чтобы их взрослые дети вступали в брак, и мало кто желает своим детям безбрачия ради целомудрия (причем в девстве можно жить в миру или уходить в монастырь). Конечно, сейчас родители не решают вопрос брака детей, т.к. дети сами выбирают вступать им в брак или нет, и сами выбирают себе избранников, но родители молятся об этом Богу, настоятельно советуют детям это делать и очень переживают по этому поводу. Вот пример об этом.

Бл. Августин (Исповедь, кн.6, 23): «Меня настоятельно заставляли жениться. Я уже посватался и уже получил согласие; особенно хлопотала здесь моя мать, рассчитывая, что, женившись, я омоюсь спасительным Крещением, к которому, ей на радость, я с каждым днем всё больше склонялся; в моей вере видела она исполнение своих молитв и Твоих (Господи) обещаний. По моей просьбе и по собственному желанию ежедневно взывала она к Тебе, вопия из глубины сердца, чтобы Ты в видении открыл ей что-нибудь относительно моего будущего брака; Ты никогда этого не пожелал. Было у нее несколько пустых сновидений, подсказанных человеческим разумом, погруженным в это дело; она рассказывала мне о них пренебрежительно не с той верой, с которой говорила обычно о том, что Ты явил ей. Она говорила, что по какому-то неведомому привкусу, объяснить который словами она была не в состоянии, она распознает разницу между Твоим откровением и собственными мечтами».

Но в отличие от них в древние времена родители решали участь детей и были родители, которые понимали благообразие девства, и поэтому апостол Павел дает следующее наставление (для современных христиан оно будет полезно, как наставление относительно расположенности родителей к браку детей).

Феофан Затворник (Толков. 1 Коринф. 7, 36-38): «Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть [таковые] выходят замуж» Если кто, не понимая высокого благообразия девства, думает, что ему будет стыдно оставить дочь свою в девах, по каким-либо житейским уважениям, или думает, что для дочери его будет почему-либо это не так удобно и в мнении людей неодобрительно, – а между тем она уже в летах и стала переходить за полный возраст, – так, если думает, что для него некрасиво не выдать дочь свою замуж, некрасиво, если она так должна быть, то есть незамужнею, – пусть делает, как хочет: греха нет. Пусть брачится, то есть пусть для таких устрояется брак. Апостол не поминает о расположениях самих дочерей, вероятно имея во внимании такие случаи, что и они одинаковых мыслей с родителями. Ибо хотя в те времена дети состояли в полном почти распоряжении отцов, но в таком деле, каково безбрачие, самое недалекое благоразумие должно было брать во внимание – намерение и решения самих дочерей. Если, говорит, думает отец, что некрасиво держать дочь в девах, пусть выдаст ее замуж. Что это, – дело Божие предается в жертву мнению людскому или еще что? Может быть, и это имел во внимании Апостол, ради младенчества духовной жизни в тех, кому писал, а может быть, словами «почитает неприличным» – он внушал: если отец видит, что дочь его не удержит, как следует девственной жизни, то пусть лучше устроит ей брак. …Стих 37. «Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает». «Кто непоколебимо тверд в сердце своем», твердое имеет убеждение в превосходстве девства и мужественно противостоит гнету людских мнений (Экумений); «не будучи стесняем нуждою», – нужды выдавать дочь замуж не имеет, ни по семейным делам (например, для поддержания семьи), ни по внешним отношениям (например, если состоялись сговоры о браке и дело зашло далеко), но по нежеланию дочери и опасениям за нее; «будучи властен в своей воле», совершенно свободен, никакого стеснения ни с какой стороны не встречает, чтоб действовать по своей власти: и «решился в сердце своем», – все обдумал, рассмотрел дело со всех сторон и убедился, что оно и хорошо, и удобоисполнимо и ничего не обещает, кроме существенного добра и ему, и дочери, – сложился всем сердцем «соблюдать свою деву», то есть дочь свою в девстве «хорошо поступает». …Стих 38. «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». Отношение брака к безбрачию, – как «хорошо» и «лучше». «Апостол показал, что одно хорошо, а другое прекрасно, и тем наложил узы на язык еретикам, осуждающим брак» (Феодорит); и не этим только, но паче тем, которые осуждают безбрачие. «Смотри, как он этим сравнением убеждает к безбрачию» (Экумений). Выдать деву замуж есть дело благоразумия житейского, а не выдать, в видах совершеннейшего угождения Господу, есть подвиг и добродетель. Если отцу такое одобрение, сколь большего одобрения достойна сама решающаяся девствовать!».

Если же ни юноша, ни девица не желают остаться в безбрачии по Богу, то например, святой Иоанн Златоуст советует, чтобы они сочетались браком в молодом возрасте и что родители должны об этом позаботиться (такой порядок был в древности, но сейчас он мало когда сохранен)

Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, беседа 5): «Чтобы отсечь самые корни (зла), пусть те, которые имеют детей, находящихся в юношеском возрасте, и намереваются ввести их в мирскую жизнь, скорее соединяют их узами брака. Так как еще в юности возмущают их страстные пожелания, то до времени брака воздерживайте их увещаниями, угрозами, страхом, обещаниями и другими бесчисленными средствами; а когда наступит пора брака, – пусть никто не медлить связывать детей своих брачными узами. …Итак, когда сын возрастет, то прежде, чем вступить в воинское звание, или в другой род жизни, позаботься об его супружестве. И если он будет знать, что ты скоро приведешь ему невесту и что уже немного остается времени до брака, то в состоянии будет терпеливо переносить пламень (страсти). Если же он узнает, что ты нерадишь об этом, и медлишь, и выжидаешь, когда он будет получать большие доходы, чтобы тогда женить его, то, пришедши в отчаяние от долгого ожидания, легко устремится к блуду».

Также некоторые христиане расстраиваются о том, что их дети не вступают в брак, но не по желанию сохранить девство, а по различным причинам, не касающихся христианского способа жизни. Вот что на это отвечают святые отцы.

Феофан Затворник (Письма, п.1435): «Что дочь в девицах - это не беда. А замужем какая радость? Только тягота, - труд и нужда. Какая же она беспредельная (беда), когда у отца и матери (живет)? Пусть живет честно и трудится, и хоть всю жизнь так».

Амвросий Оптинский (Письма к мирским лицам, п.135): «Пишете, что желаете женить вашего единственного сына, и он не прочь от женитьбы, что представляются много невест достойных, но ни одна не соответствует его вкусу. Таково вообще направление нынешних молодых людей, и таков их вкус, которому трудно удовлетворить, потому что они сами часто не знают, чего хотят. Что же для таких людей будет по душе и по чувствам? Опыт жизни и вера исправляют таковые души и чувства. И потому его теперь трудно вразумить. Он не может поверить ни вам, ни другому, пока не испытает легковерности суждения и чувств своих на деле. Он угрожает вам уйти из вашего дома куда-нибудь далеко, или определиться в контору. Путь его идет из дому; только не пускайте далеко, а чтобы он жил где-нибудь, если не на ваших глазах, то у знакомых, или у надежного человека, который бы мог удерживать его от своеволия. Пожив на чужих руках, скорее оценит ваш кров и материнскую заботливость. А если теперь его женить, при таком его душевном настроении, едва ли будет прок в женитьбе».

Кстати сказать, опыт говорит, что практически все христиане говорят, что хотят воспитать своих детей в Боге, но редко призывают своих детей к высшим заповедям, и учат, и настраивают детей на счастливый брак, и не говорят о высшей мере – девстве и безбрачии.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, К верующему отцу, сл.3): «Итак, когда у нас ясно доказано, что мы подлежим ответственности одинаковой с монахами, пойдем и сами по удобнейшему пути и сыновей поведем по нему; а не станем, как враги и неприятели, потоплять их и увлекать в бездны порочности. Если бы это делали другие, было бы не так ужасно; но когда родители, испытавшие все житейское и на самом деле узнавшие, как пусты настоящие удовольствия, доходят до такого безумия, что влекут к ним других, так как им самим возраст уже не позволяет (предаваться им), и, когда им следовало бы укорять самих себя за прежнее, ввергают туда же и других, и притом - находясь уже близ смерти, суда и тамошних истязаний; то какое останется для них оправдание, какое прощение, какая милость? Они будут наказаны не только за свои грехи, но и за влияние на детей, успеют ли они довести их до падения, или нет. Но, может быть, вы хотите видеть детей от детей? Как же это, когда вы сами еще не сделались (истинными) отцами?».

Обращаем внимание, что родители – христиане должны помочь своим детям в познании преимуществ и тягот, как в отношении брака, так и девства, но выбор дети должны сделать сами.

Григорий Богослов (Песнопения таинственные, Советы девственникам): «А если ты идешь в середине между Христом и миром, то на одинаковых весах взвесь и супружескую, и одинокую жизнь, хорошо и разумно собрав в уме все выгоды невыгоды той и другой, и, предначертав двоякую цель, избери путь, на который влечет горячая любовь, и вспомоществуй, в одном случае порабощению, а в другом небесным стремлениям. Когда дева достигла совершенных лет, чтобы вступить в брак или исполнить целомудренное намерение; хотя, как супруге служит узами муж, так дочери — родители, а той и другой — Божий страх, не вступившей же в супружество — Христова любовь; однако же ты не удаляй от замужества деву, желающую иметь мужа, и не вводи насильно в дом к мужу стремящуюся к Богу. Пока же не уверишься несомненно, не препятствую делать некоторые испытания».

И вот пример, как свт. Феофан рассказывал молодой христианке о девстве и по благодати Божией она этого захотела.

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 73): «Ревную Божиею ревностью и я по Вас, как это Вы видите с самого начала наших бесед. Се предстоите Вы Христу Господу - дева чистая, Ему себя предавшая! Но обручение Ваше с Господом не мною совершено. Оно устроилось помимо моих усилий и даже намерений. Пиша к Вам, я не имел ничего в виду, как наладить Вас на строй истинно христианской жизни, - строй прочный, в котором, как на безопасной ладье, могли бы Вы переплыть неверное море временного жития. Произошло, однако же, большее. И слава Богу! Предрасположение к тому было у Вас от природы - Бог дал. Повеяла на него Божия благодать. И се решение!».

И если ребенок, после родительских научений или без них, а тем более по благодати Божией, захочет посвятить свою жизнь Богу и своему спасению, то родителям нельзя заставлять детей связывать себя браком.

Григорий Богослов (Песнопения таинственные, Советы девственникам): «Теперь изреку добрый совет родителям, родственникам и целомудренным попечительницам, в руках у которых жизнь, позор и добрая слава дев. Непозволительно и неприлично поступать насильственно с тварью великого Бога. …Посему никто в угождение неразумной плоти не должен против воли вести деву к брачному ложу, когда она держится за Христа и живет лучшею любовью …».

Но часто бывает так, что родители могут препятствовать выбору взрослого ребенка.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 3-ей зап., грех: Стеснение детей в делах богоугодных): «...богопротивное дело склонять дочь к замужеству и препят­ствовать ей поступить в монастырь, когда она первого не желает, а к последнему стремится с разумным сознанием («аще кто, сказано в номоканоне, за еже монашествовати сыну своему лишит его части и наследия, той да отлучится»); —неугодное Богу дело и то, когда отклоняют детей от законного брака с тем собственно намерением, чтоб например, холостой сын исключительно был привязан к матери-вдове и с братскою привязанностью содержал бы своих сестер, между тем как видимая для его нравственности опасность — оставаться ему надолго холостым».

Тем же родителям, которые и сами, и своих детей направляли только к браку без рассуждения, а по плотскому мудрованию следует каяться.

Григорий Богослов (Песнопения таинственные, Советы девственникам): «Но если ты всю мысль свою и руку отдаешь супружеской жизни или радостно устроил уже и брачный чертог, и пляски, и пиршества, в веселии сердца забыл свою старость; а между тем изгоняемая тобой девственность приступит ко Христу…, то боюсь, чтобы вдвойне несправедливое решение не прогневался Бог, перед Которым всякая плотская природа смиряется так же, как тучный воск перед огнем; боюсь, чтобы страх Божий не связал тебя по плоти».

Здесь же нельзя не сказать, что есть родители, которые не желают, чтобы их ребенок вступал в брак, и они руководствуются своими эгоистичными желаниями, например: их ребенок перестанет им помогать материально, т.к. его семье будут нужны деньги, или они не хотят нянчить внуков, т.к. не желают хлопот, или считают, что избранник их ребенка должен быть богатым, или по тому, что не хотят потерять контроль над ребенком, считая, что без них он пропадет, и по другим причинам. К тому же, некоторые христиане могут осознанно или неосознанно лукаво прикрывать свое нежелание благими мотивами, т.е. призывая ребенка посвятить себя Богу. Особенно это свойственно внешним христианам, которые любят всех поучать, говорить о вере красивыми словами и не занимаются истинной духовной жизнью. Конечно, такие желания безбрачия не являются христианскими.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.