Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианину не следует вступать в брак с неверующим человеком или инаковерцем






Брак между христианами является благословенным, и носит на себе печать тайны духовной, т.е. изобра­жает собой любовь Христа и Церкви. Но если же христианин, уже прибывающий в лоне Церкви, т.е. участвующий во всех таинствах, соединяется в официальном браке с некрещеным или человеком иной веры, то это брак не может быть благословенным во Христе, не подлежит венчанию, а представляет собою обычное законное супружество по плоти.

Есть неверное мнение некоторых людей, что о таких браках сказал Апостол Павла в первом послании к Коринфянам, глава 7: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее…». Но эта фраза не является оправданием бракам с иноверцами или неверующими, так как:

Иоанн Златоуст (Толков. на 1Кор., бес.19): «Здесь (апостол) говорит не о тех, которые еще не сочетались браком, но о сочетавшихся; он не сказал: если кто хочет вступить в брак с неверным, но: если кто имеет неверного, т.е. если кто после женитьбы или замужества примет благочестивое учение, а другое лицо останется в неверии и между тем пожелает жить вместе, то брак не расторгается».

Феофилакт Болгарский (Толкование на посл. 1Коринф.): «Между тем, рассматриваемую заповедь апостола относит к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда еще оба находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо, если прежде только один муж был неверующим, или только одна жена, то верующей половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверующей: это видно из слов апостола, ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверующую, но: «если какой брат имеет». Опять не просто предписывает жить верующей половине с неверующей, но только в том случае, если последняя пожелает того; ибо это значит: «согласна», то есть если пожелает».

Тертулиан (Послание к жене, ч.2, гл.1-4): «Теперь намерен я рассуждать о том же предмете в отношении к человеческому непостоянству. Примером тому служат те жены, которые сделавшись свободными по причине развода со своими мужьями или после смерти их, не только не пользуются представившимся им случаем остаться в безбрачии, но до того забывают закон Божий, что и замуж не выходят в Господе. …Видя, что некоторые христианки вступают в брак с язычниками вне церкви, и, вспоминая, что тоже происходило несколько раз и прежде нас, я не могу не удивляться собственной их дерзости и превратному уму их советников, которые не открыли им, сколь противно поведение их духу священного Писания. Они, по моему мнению, вероятно ослепляются 7-ю главою Первого послания к Коринфянам, где сказано: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор 7.12-15). Сие увещание весьма неправильно понимается безбрачными людьми, если они думают, что оно может служить им поводом к вступлению в супружество с неверными. Очевидно, что текст сей относится к тем, которых благодать Божия застала уже в союзе с неверными, как-то доказывают и самые слова: «если какой брат имеет». Апостол не говорит тут брать жену неверную: он только упоминает, что кто из недавно обращенных уже женат, тот должен оставаться с женою, дабы новообращенные не подумали, что они обязаны расстаться с женами, которые некоторым образом сделались для них чуждыми по верованию. …«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1Кор 7.39)… «Только в Господе», то есть, во имя Господа, или лучше сказать свободна выйти за христианина и по христианскому обряду. Итак, христиане, женящиеся на женах идолопоклонницах, не могут изъяты быть от обвинения в блуде, и, как любодейцы, должны быть исключены от общения с верующими по слову Апостола, чтобы с таковыми даже не есть (1Кор 5.11)».

Иоанн Крестьянкин (Письма): «…познакомившись с вами по вашему письму ко мне, могу сказать…, что я не мог бы благословить ваш брак. И объясняется это мое решение очень просто. Ваш брак не будет христианским, вы не будете создавать домашнюю церковь и стремиться строить свои отношения так, как того требует Церковь. Ведь по вашему осознанию, вы – человек неверующий. И вот это-то и есть тот самый «плуг», который пройдет по З. жизни и перепашет ее. А как она это сможет принять и пережить, я не знаю. Только с уверенностью скажу, что ее христианское мироощущение будет в опасности. Я не провидец. Я просто человек, проживший долгую жизнь и многое повидавший в ней как священник и, тем более как духовник. Да ведь и вы как супруг не сможете мириться с инакомыслием подруги, по праву требуя понимания и сочувствия от нее во всем. Поэтому еще и еще раз скажу, что я не благословлял такие браки ранее и не возьмусь это делать и теперь. Каким бы хорошим человеком по своим человеческим душевным качествам Вы не были, отсутствие христианского стержня и мировоззрения не позволит мне поднять руку на благословение, да оно вам и не нужно».

Современный подвижник говорит о трудностях, которые будут в этом браке, и не благословляет его. Но далее Иоанн Крестьянкин говорит о свободе каждого человека и о единоличном и самодельном кресте – и это должен сознавать каждый христианин, вступающий в брак с неверующим.

Иоанн Крестьянкин (Письма): «Но я никогда и никого не связывал моим словом. Господь дал каждому полную свободу – Он зовет, но откликнуться или нет на Его зов, решает каждый человек сам. Вот и вы с З. в решении вашей дальнейшей жизни свободны. Судить же, какова домашняя церковь З. сейчас и кто, и какой несет в ней крест, мне не дано. От креста же нам не уйти. Но есть во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение. Смею думать, что именно таким самодельным крестом было бы это замужество… Выходить замуж за неверующего – крест для Вас непосильный. Поэтому подумайте, прежде чем сделать непоправимое. Да еще венчаться с неверующим – это ведь, дорогая моя, кощунство. При венчании брачующегося берут на себя обеты, и их надо осмыслить и выполнить. А что будет значить это великое Таинство для неверующего? Вот и начнутся у вас конфликты с первого дня совместной жизни, так что лгать Богу никак нельзя, а именно это вы уже делаете».

К сожалению, есть и множество случаев, когда жизнь верующих и неверующих или инаковерующих людей превращалась в постоянный конфликт и ссоры, или православный постепенно отходил от Церкви и Бога, желая угодить супругу(е). Так же, как правило, в таких семьях остро стоит вопрос о супружеской близости во время постов, т.к. неверующий или инаковерующий не желают воздерживаться.

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех – нестарание привлечь к православию не православную чету): «…какое это неуместное угождение, если жена русская вместе с мужем своим протестантом посещает кирку! какая угодливость или трусливость той же жены, если она в первый же пост, который будет вслед за венчанием ее с не православным, разом порешает с церковными постами, которые раньше соблю­дала: будто она прежде этого времени, от самого детства, соблюдала посты лицемерно! Равным образом какое пе­чальное оправдание слов «не оба ли упадут в яму» (Лк.6, 39), если жена православная, выйдя в замужество за раскольника, который только для женитьбы и принял обряд присоеди­нения, если эта жена как есть начинает смотреть раскольницей! Вначале она уклонялась от православной Цер­кви только из подражания мужу, а потом уклонение ее делается и окончательным в силу привычки. О, право­славные в смешанных браках! если вы так поступаете, то ведь ваши поступки похожи на «богоотступничество из-за плотоугодия»! Это ведь увлечение Соломона, который ради жен-иностранок завел у себя идолов! (3Цар.11, 9)».

Тертулиан (Послание к жене, ч.2, гл. 6, 7, 8): «Как мало подобный муж совместен с религиозными вашими обязанностями? В состоянии ли жена исполнять их, когда будет иметь под боком служителя диавола, который за долг себе поставит мешать сим обязанностям? Нужно ли явиться на стояние? Муж назначит в сие время свидание в бане. Придет ли день поста? Муж именно в сей день пригласит друзей на пиршество. Случится ли крестный ход в Церкви? Никогда столько забот и занятий не было в идолопоклонстве. Какой муж идолопоклонник дозволит жене беспрепятственно посещать братьев, обходить деревни, навещать бедных в хижинах? Какой муж захочет расстаться с женою ночью, чтоб она пришла молиться с братиею во время ночных бдений? Стерпит ли он, чтоб она проводила всю ночь в церкви в праздник воскресения Христова, и чтоб она являлась приобщаться святых тайн, которыми он пренебрегает и гнушается? Будет ли он смотреть равнодушно, что она ходит в темницы целовать оковы мучеников? И что скажет он, когда узнает, что жена его должна давать братьям лобзание мира, должна подносить воду для омытия ног верующих, разделять с ними хлеб и вино во время вечери, проводить время в созерцании и молитве? … Когда надобно будет дать бедному хлеба: то не найдет ли жена неверующего житницу свою запертою? Но, скажет иной, есть и такие язычники, которые не только не беспокоят христиан, но их поддерживают и покровительствуют. Тем хуже. Язычникам не следовало бы и знать о наших добрых делах, которые должны бы видеть одни только верующие. Худо для нас то, когда мы творим добрые дела под их покровительством. Покровительствующий знает, что мы делаем; если же мы скрываем сие от него на тот конец, чтоб он нам не покровительствовал: то мы его боимся. Бог, повелевая нам творить добро с тем, чтобы другие о том не знали, вместе с тем велит нам творить его и с тем, чтобы мы не покорялись язычникам. Стало быть, жена в том и другом случае будет грешить, хотя бы муж знал о том, или хотя бы она, признавая власть его над собою, скрывала от него свои религиозные занятия. Не бросайте сказано, жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф 7.6). Жемчуга ваши суть добрые ваши дела: вот что надобно вам скрывать…. Они поддерживают и покровительствуют! Да! Они покровительствуют на тот конец, чтобы потом попрать ногами, чтобы после насмеяться над женами, которых тайну хранят они для того только, чтобы пользоваться ею против них же, когда они будут иметь несчастие им не понравиться. Да! Они покровительствуют на тот конец, чтобы получить их приданое, одно уважительное обстоятельство, которое заставляет их забывать имя христианина, и побуждает их хранить молчание, доколе они не захотят овладеть богатством, предав жен своих суду или шпионам. Вот чему многие женщины не хотели верить, пока не познали того печальным и пагубным опытом: вот что вовлекло не одну христианку в отступничество. …Лежа беспрерывно за столом с мужем и с пирующими друзьями его, не прилепится ли она к их мнениям? Ей надобно будет служить нечестивым, тогда как она служила прежде одним только Святым. Не восчувствует ли она осуждения своего, служа, таким образом, тем, кого некогда должна будет судить сама? Слыша пение своего мужа, что она услышит? Да и сама она, что станет петь перед ним? Вероятно какие-нибудь стихи из комедии, или в честь пьянству песню, выученную ею в питейном или игорном доме. Осмелится ли она произнести имя Бога, воззвать к Иисусу Христу? Куда денется пища духовная, укрепляющая веру тех супругов, которых досуги посвящаются благочестивому чтению, вообще ими делаемому? Подобные разномыслящие супруги станут ли благословлять друг друга во имя Божие? Нет! Для женщины в сем положении все бывает чуждо, враждебно, все подвергает ее осуждению, все стремится удалить ее от пути спасения. …Что не нравится Богу, то оскорбляет Его: а что Его оскорбляет, то приносит только несчастия. Заметьте притом, что никто из язычников к христианам не бывает так немилостив, как самые порочные из них, потому что те, которые сколько-нибудь добродетельны и не совершенно к нам враждебны, скоро обращаются к вере. Вот лучший предлог к убеждению, что союз с язычником не может быть счастливым: диавол его одобряет, а Бог запрещает. …Жена идолопоклонница, выходя замуж за постороннего, становится его рабою; но христианка, вступающая в брак с неверующим, делается служительницею диавола. Как может она остаться христианкою? Как ей не сознаться, что подобный брак запрещен Апостолом? Чему приписать сие безумие, как не слабости веры, всегда готовой уступить похотям мирских радостей? Чаще всего случалось это с благородными и богатыми женщинами, потому что им нужен пышный дом, служащий вывескою их честолюбия. Все сии суеты не сообразны с духом Христовым. В Церкви нашей немного богатых, а если и есть, то не все женаты или замужем. Что же остается делать сим честолюбивым женам? Надобно, чтобы они непременно умолили диавола дать им такого мужа, который бы снабдил их великолепными мебелями, мулами и множеством рабынь для завивки их волос; ибо христианин, даже и богатый вероятно не поддается на все такие странности. Итак, я прошу тебя обратить особое внимание на то, как поступают многие жены идолопоклонницы, которые большею частью, будучи благородны и богаты, соединяются иногда с людьми бедными и низкого происхождения, дабы тем удобнее услаждаться плодами своего сладострастия».

Итак, пусть каждый христианин, решивший вступить в брак с неверующим, зная обо всем этом, решает сам, как ему жить дальше…

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.