Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Епитимии для второбрачных и троебрачных






 

Существуют епитимии для второбрачных и троебрачных христиан.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (Первое каноническое послание), ст.4): «О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности. Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же - на три, а часто и на четыре года, и называют такой союз уже не браком, но многоженством, или наказанным блудом. Посему и Господь самарянке, пременив пять мужей, глаголет: «тот кого ныне имеешь, не муж тебе» (Иоан.4, 18), показывая тем, яко преступившие предел второбрачия, уже не достойны называться именами мужа и жены. Мы же не от правила, но от последования предшественников, приняли обычай, троебрачных отлучать на пять лет. Впрочем, не должно совсем заграждать для них вход в церковь, но удостаивать их слушания Писаний два или три года, а потом допускать до стояния, но удерживать от приобщения святыни, и так, показывающих некий плод покаяния, восстанавливать на место общения».

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (Второе каноническое послание), ст.50): «На троебрачие нет закона: почему третий брак законом не допускается. На таковые дела смотрим, как на нечистоты в церкви; но не подвергаем их всенародному осуждению, как более сносные, нежели распутное любодеяние».

Григорий Богослов (Слово 37): «…если (Господь) удерживает от второго брака, то что сказать о третьем? Первый (брак) есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А кто преступает и сей предел, тот подобен свинье, и не много имеет примеров такого срама. Хотя закон дает развод по всякой вине, но Христос – не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейцею, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейцу отлучает потому, что она повреждает род».

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Решимость на второй или третий брак): «Чтоб смиренно сознавалась пред Богом эта неготовность нести подвиг строжайшего целомудрия, Церковь назначает второбрачному и троебрачному епитимии, первому—годичную, а второму даже до пяти лет (Вас.Вел.4). Облегчение этих епитимий, если не отмена, зависит и от семейных обстоятельств, извиняющих решимость на второй или на трети брак. Церковь строже относится к третьему браку при таком условии: если троеженцу более сорока лет (следовательно, для него прошли годы, особенно пылкие для плотской страсти) и если у него есть дети от первых двух браков (следовательно, достигнута им первая и благороднейшая цель брака «деторождение» (Номок.прав.52)…».

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

 

Советы о выборе второго супруга(и)

 

Как и молодым христианам, святыми отцами дается совет о разумном избрании супругов.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (второе послание), 41): «Во вдовстве имеющая власть в самой себе, может сочетаться неповинно, если нет никого, разлучающего сие сожитие. Ибо апостол говорил: «если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (Рим.7, 2; 1 Кор.7, 39)».

Феофан Затворник (Толков. 1 Коринф. 7, 39): «…если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе»....«В Господе» значит: «выходи за верного, благочестивого, целомудренно, законно» (Феодорит). «С целомудрием, с чистотою, ибо эти добродетели везде нужны, и о них всегда должно заботиться: иначе невозможно узреть Бога» (святой Златоуст). «Для деторождения и воспитания чад в страхе Божием, а не по страсти похотной» (Экумений)».

Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, Беседа на слова: " Жена связана законом): «Зная все это (болезни рождения, и воспитание детей, и заботы, и болезни, и безвременные смерти, и несогласия, и ссоры, и угождение бесчисленному множеству мнений, и ответ за чужие грехи, и принятие бесчисленных скорбей в одну душу), постараемся довольствоваться первым браком; если же готовимся вступить во второй, то – надлежащим образом и с должным настроением, по законам Божиим. Поэтому апостол и сказал: " свободна выйти, за кого хочет", и присовокупил: " только в Господе", предоставляя свободу и вместе ограждая эту свободу, уступая власть и вместе полагая этой власти пределы и законы со всех сторон, напр. – чтобы жена не принимала в дом мужей беспутных и развратных, или упражняющихся на зрелищах, или склонных к прелюбодеянию, но с честностью, с целомудрием, с благоговением, чтобы все делалось во славу Божию. Так как часто многие жены, по смерти первых мужей, сначала предавались блудодеянию, а потом принимали следующих, и придумывали другие нечистые способы жизни, то он и прибавил: " только в Господе" – чтобы второй брак не имел ничего подобного. Таким образом, вдова может избавиться от обвинений. Всего лучше – ожидать умершего мужа и соблюдать условия с ним, избрать воздержание и находиться при оставшихся детях, чтобы приобрести большее благоволение от Бога. Если же кто захочет вступить во второй брак, то нужно делать это с целомудрием, – с честностью, согласно с законами, – потому что и это дозволяется, а запрещается только блуд и прелюбодеяние».

(Другие советы желающим вступить в брак уже приводились в разделе «Христианские поучения для желающих вступить в брак»)

Приведем здесь и совет о том, что не следует идти в монастырь от скорби о неудавшемся браке.

Иоанн Крестьянкин (Письма, гл.): «Вопрос о водворении Вашем в монастырь отпадает сразу. Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу. Этого в Вас пока нет, так как мысль о создании семьи повторно еще не исключена. Вот и живите в своем доме, молитесь о бывшей супруге и ваших чадах, поставьте их обоих на ноги вполне. У Бога опозданий не бывает, а когда долг родительский будет выполнен до конца, определится и путь дальнейший. Но он однозначен: или восстановление семьи, или путь покаяния и скорби, что не смог привести к Богу семью свою».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.