Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Русская драматургия XIX века






     

    Художественная структура комедии

    А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    * Практические задания по систематизации материала

    Сформулируйте эстетические принципы Грибоедова, опираясь на его письмо к П. Катенину. Прокомментируйте позиции участников спора и суть полемики.

    Законспектируйте несколько литературоведческих источников, выделите проблемы, обозначенные учеными при изучении комедии. Отметьте наиболее оригинальные, на ваш взгляд, работы, проанализируйте их.

     

    Вопросы для собеседования

    I. Особенности конфликта:

    а) сущность, социальная природа и особенности развития. Отражение в комедии декабристских идей и настроений;

    б) конфликт, его специфика, двуединая интрига; две драмы Чацкого («Горе от ума» и «Горе от любви»), их соотношение в комедии;

    в) конфликт: «архетипическое» и «историческое»;

    г) Москва и «московский текст» (утопия социальной гармонии и реальная жизнь).

    II. Персонаж: текст и внетекстовая реальность (исторический фон и эс-

    тетическая перспектива). Принципы моделирования и природа харак-

    тера:

    •  литературные, театральные ассоциации (амплуа, роли и т.д.);

    · смешение кодов в Чацком и колеблющийся смысл: элегический канон и его снижение (мотив высокого безумия, добровольного изгнанника, беглеца, не понятого миром странника и т.д.; пародийность мотива кареты), игра со схемами классицизма (смена полюсов и точка зрения);

    ·  Молчалин, Софья и др.;

    ·  жизнеподобие (конкретизация: историческая, социальная, пси-

    хологическая, разрушение рационалистической схемы, «живое»

    как противоречивое и т.д.);

    •  авторская оценка;
    •  поведенческий код;
    •  принцип компромисса;
    •  место Репетилова, функции внесценических и внесюжетных

    персонажей;

    ·  споры о Чацком в русской критике и литературоведении.

    III. Художественная структура комедии:

    а) поэтика названия;

    б) своеобразие сюжета;

    в) роль экспозиции в обрисовке характеров действующих лиц;

    г) жизненная достоверность завязки;

    д) нарастание драматизма и идейная кульминация;

    е) особенность развязки (неожиданность концевых актов);

    ж) многозначность финала.

    Композиционные принципы:

    ·  музыкальность структуры (симметрия, зеркальность, контра-

    пункт, «закольцованность» и др.);

    ·  финал, его ритм, семантика и функции; «удвоение» в структуре финала;

    «В финале все звенья, в том числе последнее, оказываются разорваны, вместо сил центростремительных торжествуют силы центробежные. При этом финал по своему звучанию остается финалом, но – как бы в зеркальном отражении, с переменой положительных знаков на отрицательные» (Э. Худошина).

    ·  «разыгрывание» финала в предшествующих действиях;

    ·  классицистическая, геометрически ясная формульность и не-

    классическая неопределенность;

    •  метафизические обертоны;
    •  трансформация единств;
    •  авторская позиция (автор и герой, диалектика комического и

    трагического).

    IV. Жанровый генезис и синтез (французская комедия, буффонада и т.д.).

    V. Комедийный смех:

    ·  динамика комедийных сцеплений, их ритм, от комической несообразности к трагедии непонимания;

    ·  диалогизация комедийного конфликта;

    ·  «античный принцип» – динамика равенства всех перед судьбой – и его уравнительная тенденция;

    ·  «диалоги глухих»;

    ·  авторские ремарки и их многозначность (иронические, паузные – «молчание» и т.д.).

    VI. Функция стихотворной формы (повторы, рифмы и т.д.).

    * Задание. Анализ афиши: поэтика имен и принцип моделирования персонажей.

    1. Проанализируйте работу М.Киселева. Покажите многозначность

    семантики имен персонажей;

    2. Анализ мотивов комедии;

    3. Рифмы персонажей и рифмы ситуаций, их содержательность: поэтика зеркальности;

    4. Анализ композиции сюжета.

     

    Литература

    Теория

    1. Хализев, В. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. – Л.: изд-во ЛГУ, 1988. – С. 6-27.

     

    Анализ комедии

    1. Медведева, И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М.: Художествен

    ная литература, 1974. – 201 с.

    2. Маймин, Е.А. Опыты литературного анализа: кн. для учителя. – М.:

    Просвещение, 1972. – 207 с.

    3. Маймин, Е. Теория и практика литературоведческого анализа: учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

    4. Маркович, В.М. Комедия в стихах Грибоедова «Горе от ума» //Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 59-91.

    5. Шавроги, С.М. О сюжете комедии «Горе от ума» // Русская литература. – 1994. – № 1.

    6. Билинкис, Я.С. Об одной сцене в «Горе от ума» // Русская литература. – СПб., 1995. – N 3. – С. 249-250.

    7. Билинкис, М.Я. Феномен «Горя от ума» // «Век нынешний и век минувший...»: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении: [Сборник статей / Вступ. ст. В.М. Маркович; Коммент. М.Я. Билинкиса]. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С. 392-404.

    8. Александрова, М.А. О последнем акте «Горя от ума» // Драма и театр. – Тверь, 2002. – Вып. 4. – С. 30-39.

     

    Критика

    1. Белинский, В.Г. Горе от ума // Собр. соч.: в 9 т. – М.: Художественная литература – Т. 2. – 1972. – С. 171 – 254.

    2. Вяземский, П.А. Заметки о комедии «Горе от ума» // Новое литературное обозрение. – 1999. – №38. – С. 237 – 251.

    3. Гончаров, И.А. Мильон терзаний // Собр. соч.: в 4 т. – М.: Гослитиздат. – Т. 8. – 1955. – С. 7 – 41.

    4. Гоголь, Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем же ее особенность// Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т.Т. – М., 1953.

    5. Пушкин, А.С. Письмо Вяземскому, А. Бестужеву от начала 1825 г.// Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 Т. Т. 10.

    6. Гончаров, И.А. «Мильон терзаний» (любое издание).

     

    Научная литература

    1. Тынянов, Ю.Н. Сюжет «Горя от ума»// Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969.

    2. Пиксанов, Н.К. Творческая история «Горе от ума». – М.: Наука, 1971. – 400 с.

    3. Медведева, И.Н. «Горе от ума» Грибоедова. – М.: Художественная литература, 1971. – 201 с.

    4. Борисов, А. «Горе от ума» Грибоедова и стихотворная комедия его времени. – Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1978. – 104 с.

    5. Фомичев, С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

    6. Смольников, И.Ф. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

    7. Баженов, А. К тайне «Горя от ума». Грибоедов и его бессмертная комедия. – М.: изд-во МГУ, 2001. – 96 с.

    8. Фомичев, С.А. А.С. Грибоедов: Энциклопедия. – СПб.: Нестор-история, 2007. – 394 с.

    9. Словарь литературных персонажей: В 2 т. / Сост. и отв. ред. В.П. Мещеряков. – М.: Учеб. центр «Моск. Лицей», 1997. – Т. 1: XVIII-середина XIX вв. – М.: Учеб. центр «Моск. Лицей». – 254 с.; Т.2. – 223 с.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.