Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская лирика А.П. Пушкина 30-х годов






 

I. Пушкинская «поэзия мысли» 30-х годов. Пушкин и философская лирика 30-х годов (поэты-любомудры).

 1. Исторические, эстетические и историко-литературные предпосылки «поэзии мысли» на русской почве.

  1.  Философская поэзия и переводы псалмов (духовная лирика).

2.  Теоретическое обоснование «поэзии мысли» любомудрами и их поэтические эксперименты (немецкая философия, стиховедческие штудии, поэтический язык и т.д.).



 4. Поэтический диалог Пушкина с любомудрами.

* Прокомментируйте оценки Ал. Н. Карамзина и Е.А. Баратынского, данные после смерти Пушкина.

*Ал.Н. Карамзин: «…в последних же его произведениях поражает особенно могучая зрелость таланта; сила выражений и обилие высоких, глубоких мыслей, высказанных с прекрасной, свойственной ему простотою; читая их, поневоле дрожь пробегает и на каждом стихе задумываешься и чуешь гения» (письмо от 13 (25) марта 1837 г.).

* Е.А. Баратынский: «Все последние пьесы его отличаются – чем бы ты думала? – силою и глубиною…» (письмо к жене зима 1840 г.).

II. Элегия Пушкина 30-х годов. Пародийный контекст и новые возможности жанра.

* Прокомментируйте тезисы В.Шмида, проиллюстрируйте их:

·  редукция эмоциональности, одновременно возрастание рефлексивности, психологического и этического самонаблюдения,

·  индивидуализация лирического «я» и конкретизация его действительности,

·  детализация и прозаизация,

·  гетерогенизация мира,

·  смешение словарей, синтаксических реестров,

·  система трех времен,

·  уравновешенность противоположных настроений,

·  активность поэтического «я»,

·  столкновение эмоциональных положений

III. Динамика жанра.

1. «Брожу ли я вдоль улиц шумных »: унылая элегия и ее трансформация – «Опыты» Монтеня (глава «О том, что философствовать – значит учиться умирать») как один из источников поэзии Пушкина;

– элегический модус и его трансформация;

– архетип кладбища и его имплицитное присутствие в элегии;

– древесный код и символика дуба;

– семантика брожения, хождения;

– темпоральный код и поэтика времени,

– пространственный код,

– оппозиция тело/дух,

– трактовки финального образа «равнодушной природы».

2. «Вновь я посетил »: панорамная элегия и ее трансформация.

– Лирическое событие, мотив возвращения и его историко-культурный ореол,

– «усадебный» текст,

– пространственный код (точка зрения автора и ее динамика, смена планов, функция панорамности),

– состояние «я» как мгновенный этап жизненного процесса,

– мотив воспоминания и его реализация (экскурсы в прошлое, принцип наложения времен, эффект сиюминутности и т.д.),

– текстологическая правка как самопознание. Поясните причины замен и покажите действие закона «сжатия времени»:

* «Два года юности моей печальной…», «Два года бурной младости моей в спокойствии невольном и пустынном…», «Два года грустной юности моей в унынии невольном и пустынном…».

Ср. правку В.А.Жуковского: «…отшельником два года незаметных», «смиренный домик».

– воспоминание как условие нравственного опыта, имеющего всеобщее значение;

– воспоминание как медитация;

– аналогия человека и природы (мифологема семьи и идея рода);

– поэтическое открытие: закон судьбы и закон «связи времен» (ср. в романе «Евгений Онегин»; гл. 2, строфа XXXVIII);

– принцип прозаизации (точность и неукрашенность выражения,

прозаическая свобода, принцип прямой номинации, бытовая и психологическая мотивировка эпитета, включение «высоких слов» как «смысловых вех», графическое обозначение пауз живой речи и т.д.);

– содержательность отрывочности, фрагментарности (приемы сценической речи, реплики, середина речевого потока и т.д.).

3. «Когда за городом, задумчив, я брожу»: «кладбищенская элегия» и ее трансформация.

– архетип кладбища и его эксплицитное присутствие в элегии;

– урбанистический текст: «перевернутый мир»;

– оппозиция естественного/цивилизованного;

– хронотоп

– древесный код;

– семантика селянина и трансформация традиции;

– открытый 契 финал и содержательность фрагментарности.

* Задание.

Составить развернутый план ответа по теме «Динамика лирической системы Пушкина»

Литература

1. Стихотворения Пушкина 1820-1830 гг. – Л.: Наука, 1974. – 414 с.

2. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина: очерки. – М., 1974. – 207 с.

3. Макогоненко, Г.П. Творчество Пушкина в 30-е годы. – Л.: Художественная литература; Ленингр. отд-ние, 1974. – 376 с.

4. Маймин, Е.А. Русская философская поэзия. – М.: Наука, 1976. – 189 с.

5. Фомичев, С.А. Поэзия А.С. Пушкина. Творческая эволюция. – Л.: Наука, 1986. – 303 с.

6. Вацуро, В.Э. Лирика пушкинской поры: монография. – СПб.: Наука, 1994. – 240 с.

7. Гинзбург, Л.Я. О лирике. – М.: ИНТРАДА, 1997. – 414 с.

8. Гаспаров, Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. – СПб.: Академический проект, 1999. – 308 с.

9. Кибальник, С.А. Художественная философия Пушкина. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – 196 с.

10. Чумаков, Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина: Сб. / Научный редактор М.Н. Виролайнен. Редакторы: О.Э. Карпеева, П.А. Копылова. – СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 1999. – 432 с.

 

Дополнительно:

1. Сквозников, В.Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской лирике. – М.: Наука, 1975. – 367 с.

2. Григорьева, А., Иванова, Н. Язык лирики XIX века. – М.: Наука, 1981. – 340 с.

3. Грехнев, В.А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров. – Горький, 1982. – 238 с.

4. Грехнев, В.А. Болдинская лирика Пушкина. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1977. 192 с.

5. Позов, А. Метафизика Пушкина. – М., 1998. (Серия «Пушкин в XX веке»). – 314 с.

6. Степанов, Н.Л. Лирика Пушкина. – М.: Художественная литература, 1974. – 367 с.

Литература

1. Бройтман, С.Н. «Для берегов отчизны дальной…» // Русская словесность. – 1999. – № 2. – С. 8-13.

2. Вацуро, В.Э. К истории элегии «Простишь ли мне ревнивые мечты…»// Временник пушкинской комиссии. 1978. – Л., 1981. – С. 5-22.

3. Грехнев, В. Пушкинское «Заклинание» и проблемы элегической традиции// Филологические науки. – 1972. – № 1. – С. 14-23.

4. Дарвин, М.Н. Фрагмент// Введение в литературоведение. – М., 1999. – С. 446-451.

5. Михайлова, Н.И. Стихотворение А.С. Пушкина «Заклинание» (из наблюдений над текстом) // Временник Пушкинской комиссии: Сборник научных трудов / Под ред. Д.С. Лихачева, В. Э. Вацуро, С.А. Фомичева. – СПб.: Наука, 1995. – Вып. 26. – С. 95-100.

 

Дополнительно:

1. Голенищев-Кутузов, И.Н. Роза в поэзии Пушкина // Русская словесность. – 1994. – № 1. – С. 8-13.

2. Котельников, А. «Покой» в религиозно-философском и художественном контекстах// Русская литература – 1994. – № 1. С. –3-41.

3. Лазареску, О.Г. Интонация как конструкционная основа диалогов болдинских пьес А.С. Пушкина // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Филология. 1994. – № 4. – С. 15-21.

4. Непомнящий, В.Н. О Пушкине и его художественном мире // Литература в школе. – 1994. – № 4; – 1995. – № 1; – 1996. – № 1, 3.

5. Архангельский, А.Н. Два в одном: метафора как принцип поэтики позднего Пушкина// Русская речь. – 1995. – № 6. – С. 3-8.

6. Зыкова, Г.В. О чужих стихах и чужих сюжетах у Пушкина // Русская речь. – 1995. – № 6. – С. 12-15.

7. Строганов, М.В. Певец – пророк – эхо: Из наблюдений над текстами Пушкина// Русская словесность. – 1995. – № 2. – С. 10-16.

8. Мясоедова, Н.С. Из историко-литературных комментариев к лирике Пушкина 1830-х гг.// Русская литература. – 1995. – № 4. – С. 138-146.

9. Аринштейн, Л.М. Преддуэльная лирика Пушкина // Вестник РАН. – 1996. – Т.66. – № 8. – С.720-729.

10. Кулешов, В.И. Духовный путь Пушкина: к пересмотру концепций// Российский литературоведческий журнал. – 1996. –№8. – С. 3-13.

11. Смирнов, А.А. Романтика дружбы в лирике Пушкина// Российский литературоведческий журнал. – 1996. – № 8. – С. 13-22.

12. Лотман, Ю.М. Две «Осени» (Баратынский и Пушкин)// Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 511-521.

13. Скатов, Н.Н. Так кто же это – «гений чистой красоты»? // Вестник РАН. – 1996. – Т.66. – № 6. – С. 512-517.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.