Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Философская лирика А.П. Пушкина 30-х годов






     

    I. Пушкинская «поэзия мысли» 30-х годов. Пушкин и философская лирика 30-х годов (поэты-любомудры).

     1. Исторические, эстетические и историко-литературные предпосылки «поэзии мысли» на русской почве.

    1.  Философская поэзия и переводы псалмов (духовная лирика).

    2.  Теоретическое обоснование «поэзии мысли» любомудрами и их поэтические эксперименты (немецкая философия, стиховедческие штудии, поэтический язык и т.д.).

     4. Поэтический диалог Пушкина с любомудрами.

    * Прокомментируйте оценки Ал. Н. Карамзина и Е.А. Баратынского, данные после смерти Пушкина.

    *Ал.Н. Карамзин: «…в последних же его произведениях поражает особенно могучая зрелость таланта; сила выражений и обилие высоких, глубоких мыслей, высказанных с прекрасной, свойственной ему простотою; читая их, поневоле дрожь пробегает и на каждом стихе задумываешься и чуешь гения» (письмо от 13 (25) марта 1837 г.).

    * Е.А. Баратынский: «Все последние пьесы его отличаются – чем бы ты думала? – силою и глубиною…» (письмо к жене зима 1840 г.).

    II. Элегия Пушкина 30-х годов. Пародийный контекст и новые возможности жанра.

    * Прокомментируйте тезисы В.Шмида, проиллюстрируйте их:

    ·  редукция эмоциональности, одновременно возрастание рефлексивности, психологического и этического самонаблюдения,

    ·  индивидуализация лирического «я» и конкретизация его действительности,

    ·  детализация и прозаизация,

    ·  гетерогенизация мира,

    ·  смешение словарей, синтаксических реестров,

    ·  система трех времен,

    ·  уравновешенность противоположных настроений,

    ·  активность поэтического «я»,

    ·  столкновение эмоциональных положений

    III. Динамика жанра.

    1. «Брожу ли я вдоль улиц шумных »: унылая элегия и ее трансформация – «Опыты» Монтеня (глава «О том, что философствовать – значит учиться умирать») как один из источников поэзии Пушкина;

    – элегический модус и его трансформация;

    – архетип кладбища и его имплицитное присутствие в элегии;

    – древесный код и символика дуба;

    – семантика брожения, хождения;

    – темпоральный код и поэтика времени,

    – пространственный код,

    – оппозиция тело/дух,

    – трактовки финального образа «равнодушной природы».

    2. «Вновь я посетил »: панорамная элегия и ее трансформация.

    – Лирическое событие, мотив возвращения и его историко-культурный ореол,

    – «усадебный» текст,

    – пространственный код (точка зрения автора и ее динамика, смена планов, функция панорамности),

    – состояние «я» как мгновенный этап жизненного процесса,

    – мотив воспоминания и его реализация (экскурсы в прошлое, принцип наложения времен, эффект сиюминутности и т.д.),

    – текстологическая правка как самопознание. Поясните причины замен и покажите действие закона «сжатия времени»:

    * «Два года юности моей печальной…», «Два года бурной младости моей в спокойствии невольном и пустынном…», «Два года грустной юности моей в унынии невольном и пустынном…».

    Ср. правку В.А.Жуковского: «…отшельником два года незаметных», «смиренный домик».

    – воспоминание как условие нравственного опыта, имеющего всеобщее значение;

    – воспоминание как медитация;

    – аналогия человека и природы (мифологема семьи и идея рода);

    – поэтическое открытие: закон судьбы и закон «связи времен» (ср. в романе «Евгений Онегин»; гл. 2, строфа XXXVIII);

    – принцип прозаизации (точность и неукрашенность выражения,

    прозаическая свобода, принцип прямой номинации, бытовая и психологическая мотивировка эпитета, включение «высоких слов» как «смысловых вех», графическое обозначение пауз живой речи и т.д.);

    – содержательность отрывочности, фрагментарности (приемы сценической речи, реплики, середина речевого потока и т.д.).

    3. «Когда за городом, задумчив, я брожу»: «кладбищенская элегия» и ее трансформация.

    – архетип кладбища и его эксплицитное присутствие в элегии;

    – урбанистический текст: «перевернутый мир»;

    – оппозиция естественного/цивилизованного;

    – хронотоп

    – древесный код;

    – семантика селянина и трансформация традиции;

    – открытый 契 финал и содержательность фрагментарности.

    * Задание.

    Составить развернутый план ответа по теме «Динамика лирической системы Пушкина»

    Литература

    1. Стихотворения Пушкина 1820-1830 гг. – Л.: Наука, 1974. – 414 с.

    2. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина: очерки. – М., 1974. – 207 с.

    3. Макогоненко, Г.П. Творчество Пушкина в 30-е годы. – Л.: Художественная литература; Ленингр. отд-ние, 1974. – 376 с.

    4. Маймин, Е.А. Русская философская поэзия. – М.: Наука, 1976. – 189 с.

    5. Фомичев, С.А. Поэзия А.С. Пушкина. Творческая эволюция. – Л.: Наука, 1986. – 303 с.

    6. Вацуро, В.Э. Лирика пушкинской поры: монография. – СПб.: Наука, 1994. – 240 с.

    7. Гинзбург, Л.Я. О лирике. – М.: ИНТРАДА, 1997. – 414 с.

    8. Гаспаров, Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. – СПб.: Академический проект, 1999. – 308 с.

    9. Кибальник, С.А. Художественная философия Пушкина. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – 196 с.

    10. Чумаков, Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина: Сб. / Научный редактор М.Н. Виролайнен. Редакторы: О.Э. Карпеева, П.А. Копылова. – СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 1999. – 432 с.

     

    Дополнительно:

    1. Сквозников, В.Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской лирике. – М.: Наука, 1975. – 367 с.

    2. Григорьева, А., Иванова, Н. Язык лирики XIX века. – М.: Наука, 1981. – 340 с.

    3. Грехнев, В.А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров. – Горький, 1982. – 238 с.

    4. Грехнев, В.А. Болдинская лирика Пушкина. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1977. 192 с.

    5. Позов, А. Метафизика Пушкина. – М., 1998. (Серия «Пушкин в XX веке»). – 314 с.

    6. Степанов, Н.Л. Лирика Пушкина. – М.: Художественная литература, 1974. – 367 с.

    Литература

    1. Бройтман, С.Н. «Для берегов отчизны дальной…» // Русская словесность. – 1999. – № 2. – С. 8-13.

    2. Вацуро, В.Э. К истории элегии «Простишь ли мне ревнивые мечты…»// Временник пушкинской комиссии. 1978. – Л., 1981. – С. 5-22.

    3. Грехнев, В. Пушкинское «Заклинание» и проблемы элегической традиции// Филологические науки. – 1972. – № 1. – С. 14-23.

    4. Дарвин, М.Н. Фрагмент// Введение в литературоведение. – М., 1999. – С. 446-451.

    5. Михайлова, Н.И. Стихотворение А.С. Пушкина «Заклинание» (из наблюдений над текстом) // Временник Пушкинской комиссии: Сборник научных трудов / Под ред. Д.С. Лихачева, В. Э. Вацуро, С.А. Фомичева. – СПб.: Наука, 1995. – Вып. 26. – С. 95-100.

     

    Дополнительно:

    1. Голенищев-Кутузов, И.Н. Роза в поэзии Пушкина // Русская словесность. – 1994. – № 1. – С. 8-13.

    2. Котельников, А. «Покой» в религиозно-философском и художественном контекстах// Русская литература – 1994. – № 1. С. –3-41.

    3. Лазареску, О.Г. Интонация как конструкционная основа диалогов болдинских пьес А.С. Пушкина // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Филология. 1994. – № 4. – С. 15-21.

    4. Непомнящий, В.Н. О Пушкине и его художественном мире // Литература в школе. – 1994. – № 4; – 1995. – № 1; – 1996. – № 1, 3.

    5. Архангельский, А.Н. Два в одном: метафора как принцип поэтики позднего Пушкина// Русская речь. – 1995. – № 6. – С. 3-8.

    6. Зыкова, Г.В. О чужих стихах и чужих сюжетах у Пушкина // Русская речь. – 1995. – № 6. – С. 12-15.

    7. Строганов, М.В. Певец – пророк – эхо: Из наблюдений над текстами Пушкина// Русская словесность. – 1995. – № 2. – С. 10-16.

    8. Мясоедова, Н.С. Из историко-литературных комментариев к лирике Пушкина 1830-х гг.// Русская литература. – 1995. – № 4. – С. 138-146.

    9. Аринштейн, Л.М. Преддуэльная лирика Пушкина // Вестник РАН. – 1996. – Т.66. – № 8. – С.720-729.

    10. Кулешов, В.И. Духовный путь Пушкина: к пересмотру концепций// Российский литературоведческий журнал. – 1996. –№8. – С. 3-13.

    11. Смирнов, А.А. Романтика дружбы в лирике Пушкина// Российский литературоведческий журнал. – 1996. – № 8. – С. 13-22.

    12. Лотман, Ю.М. Две «Осени» (Баратынский и Пушкин)// Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 511-521.

    13. Скатов, Н.Н. Так кто же это – «гений чистой красоты»? // Вестник РАН. – 1996. – Т.66. – № 6. – С. 512-517.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.