Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Прозаические сборники Н.В. Гоголя






    I. Сборник Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» как модель мира народной культуры (1 часть) и модель народной веры (2 часть).

    1. Литературная мистификация:

    а) образ Рудого Панько, принципы его построения, функции;

    б) система рассказчиков;

    в) двухчастность сборника и функция двух предисловий;

    г) оппозиция столица/провинция;

    д) биографические коды («Диканька», «Нежин»);

    2. Персонажи:

    а) принципы построения;

    б) оппозиция мужского/женского в сборнике, богородичный и де-монический коды;

    в) концепция любви;

    г) метаморфозы персонажей;

    д) персонаж и мотив (продажи души, сна души и т.д.);

    е) мифопоэтический план.

    3. Метафизика Гоголя и двуплановость структуры сборника:

    а) двоемирие;

    б) фантастики, ее генезис;

    в) трактовки фантастики;

    г) функции фантастики;

    д) мотив чертовщины и его реализация;

    е) сказочные архетипы (волшебные помощники, инициация),

    е) специфические «пространство и время проклятия» (время, обращенное вспять, пространство, вывернутое наизнанку);

    ж) вещный мир.

    4. Принципы циклизации повестей.

    «Сорочинская ярмарка» как увертюра цикла:

    а) ярмарка и ее мифологические корни: праздник и жертва (генезис: мистерии умирающего и воскресающего божества, карнавальная культура, торжество визуальности);

    б) ярмарка как маргинальный локус (встреча миров);

    в) мифологемы воды и огня;

    г) легенды и их функция;

    д) убывание демонического.

    «Страшная месть»:

    а) легенда и ее функции;

    б) мотив пленения души и его архетипы;

    в) принцип обратной перспективы;

    г) слепой «старец бандурист» (его образ соотносится с легендарным древнегреческим слепым поэтом-сказителем Гомером) и Всадник, метафорическая связь между старцем-сказителем и всадником-мстителем;

    д) финал.

    *Примечание

    Нередко финал интерпретируется как метафора обмана «читательских ожиданий», «немая сцена» или «живая картина».

    В целом Гоголь в процессе повествования не достигает упорядочения мира («космизации»), движение сюжета идет от космоса к хаосу. Это репрезентируется писателем в конце повести как открытый вопрос немой сцены (Е.В. Вранчан).

    «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»:

    а) письмо тетушки как «шкатулка с двойным дном»;

    б) персонажи как расподобление единого, его расщепление;

    в) фигура фикции, вокруг которой развёртываются эпизоды, один нелепее другого, причём никак не связанные между собой;

    г) смена гендерных знаков (мужские роли переданы женщинам, а женские – мужчинам), сюжет об андрогине;

    д) фрагментарность текст и ее содержательность.

    *Абсурдная и обрывочная конструкция, на уровне риторики (праг-матики) выступает как целостная художественная конструкция, к которой нельзя ничего прибавить или убавить, и рождающая благодаря этому обстоятельству не имеющую в русской литературе XIX века аналогов поэтику «пустого места»;

    е) сон Татьяны и Шпоньки;

    ж) принцип пустого места как важнейший конструктивный принцип финалов Гоголя.

    *«Поэтика пустого места играет ту же роль, что и эквивалент строфы в стихосложении пустое место становится для филолога важным признаком многомерности художественного языка, лишь частично реализуемой в том или ином тексте» (Ю.В.Шатин).

    II. «Миргород» Гоголя как продолжение «Вечеров».

    1. Автор и рассказчик в цикле:

    а) сюжет рассказчика и его развертывание в сюжетах повестей;

    б) соотношение сюжетов в структуре целого.

    2. Двухчастность сборника, ее смысл:

    а) двоемирие как основа картины мира;

    б) семантика и функции двоемирия;

    в) композиция цикла;

    г) соотношение героического и буколического в цикле;

    д) мотив чертовщины;

    е) вещный мир;

    ж) пейзаж и его коды (античный, романтический, буколический и т.д.; живописный, музыкальный и т.д.);

    з) авторское слово и авторская позиция;

    и) проблема метода.

    «Тарас Бульба»:

    а) поэтика имен;

    б) православные степные «лыцари»: противоречивое единство азиатского и европейского, христианского и языческого, индивидуализма и товарищества, личностного и типического, сверхперсонального (кроме того, мужского и женского, человеческого и животного) – сообразно различным «началам», какие, по Гоголю, породили Козачество;

    в) коды культуры и архетипичные ситуации (от античного эпоса до фольклора, от библейского жертвоприношения Авраамом сына Исаака до житийных реминисценций и новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе», от исторической повести А. Бестужева «Изменник», 1825, до известий о судьбе двух сыновей Хмельницкого: героически погибшего Тимоша и Юрко, после смерти отца ставшего гетманом и прослывшего изменником и т.д.);

    г) оппозиция жизни/смерти (Сечь как кладбище и пир, языческая Валгалла и т.д.) (Ю.В. Шатин).

    «Повесть о том, как поссорились…»:

    а) авторская маска и ее функции;

    б) избыточная информация и ее смысл;

    в) записки и доносы, казенные бумаги и кляузы как формы существования персонажей;

    г) пародийный смысл.

    III. «Петербургские повести» и концепция жизни Гоголя.

     

    Литература

    1. Турбин, В.Н. Герои Гоголя / В.Н. Турбин. – М.: Просвещение, 1983. – 126с.

    2. Бочаров, С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах: – М.: Советская Россия, 1985. – С. 124-160.

    3. Гоголь: история и современность: (К 175-летию со дня рождения). – М.: Сов. Россия, 1985. – 496с.

    4. Чудаков, А. Вещь во Вселенной Гоголя // Чудаков А. Слово – вещь – мир: от Пушкина до Толстого. – М., 1992. – С.25-45.

    5. Иваницкий, А.И. Гоголь. Морфология земли и власти. – М.: РГГУ, 2000. – 188с.

    6. Иваницкий, А.И. Архетипы Гоголя // Литературные архетипы и универсалии / Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Рос. гос. гуманит. университет, 2001. – С. 248-292.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.