Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие рынка инноваций и условия его возникновения.






Рынок инноваций – это обязательный компонент товарного производства иннова­ций, его обратная сторона, основа рыночного хозяйства в сфере НТП: без товарного производства инноваций нет рынка, без рынка инноваций нет товарного производства. Объективная необходимость рынка инноваций вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой посредством внешней торговли, потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего экономического роста – эти причины являются важнейшими историческими условиями возникновения рынка инноваций.

Первое условие – общественное разделение труда и специ­ализация в инновационной сфере. В любом многочисленном сообществе никто из участников инновационной деятельно­сти не может жить за счет полного самообеспечения всеми экономическими ресурсами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами инновационной деятельности, т.е. специализируют­ся на производстве, внедрении или диффузии тех или иных новых продуктов, технологий и инноваций-услуг.

Второе условие – экономическая обособленность произ­водителей, внедренцев и распространителей новшеств, полно­стью независимых, автономных в принятии инновационных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенные новшества). Эта обособленность исторически возникает на базе частной индивидуальной интеллектуальной собственности и затем распространяется на коллективную промышленную частную собственность на инновации. Если в обществе субъекты инновационной деятельности не наделены правами собственности, то рынок инноваций существовать не может.

Третье условие – разрешение проблемы транзакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена новшествами, связан­ных с передачей прав интеллектуальной собственности. Они включают расходы, связанные с получением патента, разре­шения (лицензии) на выбранную субъектом инновационную деятельность, с поиском информации, расходы на ведение переговоров и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода от иннова­ционной деятельности, то рынок инноваций не будет создан.

Удельный вес транзакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности опреде­лены слабо. Это характерно для стран с переходной экономикой.

Четвертое условие – свобода инновационного предпринимательства, свободный обмен новшествами: чем меньше скован инноватор, тем больше развит рынок инно­ваций. Свободный обмен новшествами позволяет сформиро­ваться свободным ценам, которые укажут ориентиры предпри­нимателям для наиболее эффективных направлений их ин­новационной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.