Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранжирование






Любое социологическое исследование предполагает сравнение, упорядочивание объектов по их свойствам. Такая процедура называется ранжированием.

Ранжирование – это упорядочение объектов по степени возрастания или убывания значений их свойств, которыми они обладают.

В результате упорядочения объектов, их свойств появляется ранжированный ряд, в котором каждому объекту придается место – ранг.

Число рангов, как правило, равно числу объектов, но это число может и не совпадать, так как некоторые объекты могут иметь одинаковые ранги, то число рангов будет другим.

Объектами ранжирования могут быть как респонденты, так и объекты, их свойства.

Респондентов можно ранжировать по степени их активности, удовлетворенности, престижности, месту проживания, качеству жизни и т.д.

Объектами ранжирования могут быть также товары, наблюдаемые явления, процессы и т.п. Товары, изделия ранжируются по их необходимости, качеству, цене, внешнему виду, упаковке, простоте использования, безопасности, долговечности, надежности и т.д.

Ранжирование бывает прямым, непосредственным и сложным (с вычислением ранга).

Ранжирование свойств объектов (а тем самым и самих объектов) может осуществляться по сумме ответов респондентов путем вычисления средней величины (ранга) каждого свойства.

Ранжирование возможно в результате выбора респондентами некоторых свойств объекта, ценностей, т.е. ряда значений шкалы.

Ранжирование возможно при использовании порядковой шкалы, когда респондент сам определяет ранг объекта, его свойств, приписывает им цифру (место, балл).

Ранжировать можно по степени убывания значимости ценностей или свойств объекта, без указания собственного ранга.

Пример: Какие ценности в жизни имеют для Вас наибольшее значение? Какие качества в человеке Вы цените больше всего? (Предлагается выбор двух-трех качеств человека из множества).

Респондент может оценить качества объекта (нескольких объектов) с помощью графической шкалы от –5 до +5 с последующим их ранжированием.

Можно ранжировать степень важности для человека его работы, видов творчества и т.п. Например, ранжирование привлекательности, престижности профессий можно осуществить двумя способами. Можно предложить респондентам самим расположить профессии в порядке их привлекательности для него. Другой способ, когда респонденту дают 3–5 карточек с названиями профессий и предлагают разложить их по привлекательности. Затем добавляют по одной карточке, чтобы поместить между предыдущими. Получим среднее ранжирование профессий по привлекательности.

Можно определить степень доверия (ранг) к политикам, структурам власти.

Во-первых, по количеству голосов респондентов, выразивших доверие им (рейтинг).

Во-вторых, путем непосредственного ранжирования политиков респондентами, экспертами, т.е. выставления им соответствующего ранга по степени популярности, важности, влиятельности и т.п. (на графической шкале, с помощью 5- или 10-балльной шкалы и др.). Затем ведется подсчет среднего ранга и построение ранжированного ряда.

Таким же образом мы можем определить степень (ранг) важности (полезности) некоторых форм учебной деятельности (лекций, семинаров, самостоятельной работы, практикумов, бесед, " круглых столов", коллоквиумов, контрольных работ, дискуссий, конференций, зачетов, экзаменов).

Если объекты малоразличимы или неразличимы по своим свойствам, то они имеют одинаковые ранги и их называют связанными рангами. Все объекты ранжируются по своим свойствам.

По данным (показателям) определяем, прежде всего, места, а по местам – ранги. Последняя строка – это ранжированный ряд.

При одинаковых показателях ставятся порядковые места и высчитывается средний ранг (табл. 8).

Таблица 8






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.