Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Публицистический стиль.






Используется при обсуждении вопросов общественно-политической жизни. Публицистика включает такие письменные разновидности, как газетно-журнальные статьи на актуальные общественно-политические темы, памфлеты, обращения, воззвания, декларации и устную разновидность – ораторскую речь. Имеет пропагандистский и агитационный характер. Здесь всегда выражено авторское отношение к содержанию высказывания. Отношение к действительности находит своё выражение как в самом отборе фактов, так и в логическом их анализе и в использовании эмоционально-экспрессивных, оценочных средств языка. Публицистический стиль сочетает в себе черты, характерные для книжных стилей (например, использование специальной общественно-политической, экономической и другой терминологии), с особенностями художественно-литературной речи (например, образное словоупотребление, эмоциональная окраска речи).

В основе публицистического стиля лежат синтаксические нормы книжно-письменной речи. Ему свойственна развёрнутость изложения, в нём сравнительно редки эллиптические конструкции, отсутствуют анаколуфы и т.п. В этом стиле часто используются синтаксические параллелизмы, анафора, эпифора. Кроме того, в нём можно найти такие средства эмоциональной выразительности, как антитеза (противопоставление), риторические вопросы, прямое обращение к читателю или слушателю и т.п. Отбор лексики в публицистике также определяется факторами логического и эмоционального порядка. Так, с одной стороны, мы находим здесь лексику терминологического характера; с другой стороны, широко представлена оценочная лексика, в частности оценочные эпитеты. В противоположность другим книжным стилям (официально-деловому и научному), в публицистическом стиле часто используется идиоматика.

Ораторская речь:

Свойственны средства логического убеждения и эмоционального воздействия. Развёрнутость синтаксических конструкций. Преобладают сложные предложения, широко представлено сочинение и подчинение; многочисленны инфинитивные и причастные обороты. Во многих предложениях – однородные члены, что придаёт дополнительную эмоциональную окраску. Эмоциональное воздействие такого рода развёрнутых перечислений в публицистике связано с характером отбора и употребления лексики. Таким образом, экспрессивно-эмоциональный характер перечислений является результатом взаимодействия лексических и грамматических средств языка. В качестве средств логического и эмоционального выделения используются также синтаксический параллелизм и анафора (единоначатие), выделительная конструкция c'est... que. Оратор обращается к словам и словосочетаниям, отчётливо выражающим авторскую оценку тех лиц и событий, о которых идёт речь. В некоторых случаях оценочное значение возникает при переносном употреблении слова (метонимическое употребление множественного числа имён собственных).

Газетно-журнальная публицистика:

Передовая статья:

Передовые статьи пишутся на волнующие актуальные темы, они имеют ясно выраженный пропагандистский, агитационный характер. Они имеют сходство со стилем ораторских выступлений. Для них характерны развёрнутые синтаксические конструкции, ряды однородных членов предложения. В них используются синтаксический параллелизм и повторы. Целям эмоционального воздействия на читателя служат также вопросительные и восклицательные предложения. Это так называемые риторические вопросы и призывы, обращённые к читателю.

В передовице обнаруживается общественно-политическая лексика, более или менее терминологического характера, и лексика оценочная. Проникновение в язык газеты разговорных элементов и неологизмов довольно распространённое явление. Публицистический стиль использует общеупотребительную нейтрально-литературную фразеологию. Однако содержание газетных текстов обусловливает использование в них также фразеологизмов, специфичных для публицистического стиля. Иногда в языке газеты (в частности, в передовицах) наблюдается постоянное употребление одних и тех же, ставших уже трафаретными, образных выражений и эпитетов. Такие выражения, получившие название речевых штампов или клише, утрачивают свою образность и силу эмоционального воздействия на читателя. Злоупотребление речевыми штампами является недостатком индивидуальной манеры пишущего.

Информационные тексты:

Обычно лаконичны. Они ограничиваются констатацией фактов. Редко имеет место прямая оценка. Основное требование к такого рода текстам – не затруднять быстрого восприятия читателем сообщаемых сведений. Поэтому сложные развёрнутые синтаксические комплексы здесь обычно отсутствуют. Редко можно встретить сложные построения с придаточными предложениями. Основной синтаксической единицей является обычно глагольное предложение. Предельно лаконичные сообщения о новостях дня нередко формулируются в виде предложений без глагола в составе сказуемого. Преимущественное использование в таких текстах глагольных времён, выражающих связь с настоящим (pré sent, passé composé, futur). Следует отметить как явление, характерное для газетно-информационных текстов, употребление pré sent для обозначения действия законченного, но относящегося к недавнему прошлому. Специфика газетной информации создаёт предпосылки для использования настоящего и прошедшего времени conditionnel (pré sent du conditionnel и passé du conditionnel). Эти формы выражают гипотетичность действия.

Значительное место здесь занимает терминология, относящаяся в первую очередь к общественно-политической жизни, политическая номенклатура (названия учреждений, организаций, партий, должностей), собственные имена лиц и географические названия. Обычно в такого рода сообщениях содержатся также цифровые данные и даты. В информационные статьи проникают также заимствования, слова и выражения разговорного стиля. Как правило, слова используются в их прямых значениях. Заголовки статей отличаются броскостью.

Памфлет:

Памфлет – произведение небольшого объёма, написанное на злободневную тему и направленное против какого-нибудь лица или критикующее отрицательные стороны общественно-политического строя. Характерно употребление, наряду с нейтрально-литературной лексикой, лексики терминологической; обращение к эмоционально-экспрессивной разговорной лексике, а также к образному словоупотреблению. Однако критическая сущность памфлета заставляет автора чаще и шире использовать языковые средства выражения прямой оценки лиц и событий. Он обращается не только к оценочной лексике (в частности, эпитетам), но и к таким действенным орудиям идеологической борьбы, как ирония и сарказм.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.