Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Часть третья 6 страница






    храма, и в этот самый страшный момент его жизни он не посмел! - слышите,

    просто не по-смел! - это дело предать. Ведь скажи он только: " Нет, я

    совсем не тот, за кого вы меня принимаете" - и все! Синедрион победил.

    Семьдесят два судьи, а за ними стража, свидетели, секретари, служки, в

    общем, человек сто, вся орава их торжественно выводит его на площадь. На

    ту самую площадь, где он проповедовал, ставят перед толпой и учениками и

    провозглашают: " Мы судили сего человека и нашли, что он чист. Он никогда

    не выдавал себя за Христа, он не обещал вам от себя царство Божье. Он

    только по своему уму и разуменью толковал вам пророков, а вы его не

    поняли". И все. И Христа нет. В мире ничего не состоялось. История прошла

    мимо. А он знал, что такое искушение когда-нибудь наступит и надо его

    преодолеть смертью, но умереть осмысленно и свободно, не как Сенека

    христианствующий, а как сын человеческий.

    - А что ж, по-вашему, Сенека умер не свободно?

    - Может быть, и свободно, да не так. Он скорее не умер, а сбежал. Для

    Сенеки смерть была освобождением от компромиссов. А в них-то Сенека ох как

    был грешен! Вот осознав все это, он и написал однажды такое. Очень

    красивое. Он умел писать красиво. " Куда ты ни взглянешь - ты везде увидишь

    конец своих мучений. Видишь эту пропасть? В глубине ее твоя свобода. Вот

    искривленное дерево - низкое и уродливое - твоя свобода болтается на нем.

    Видишь это море, реку эту, колодец этот? На дне их твоя свобода". Но Иисус

    и так всю жизнь чувствовал себя совершенно свободным, свободным, как

    ветер, как Бог. Евангелие донесло до нас это ощущение. " Вот человек,

    который любит есть и пить вино", - говорили о нем другие. " Я пришел для

    того, чтоб вы имели жизнь, и имели с избытком", - говорил он о себе сам.

    Жизнь для него была радостью, подвигом, а не мученьем. И вот именно

    поэтому на вопрос председателя он не пожелал ответить " нет", он ответил

    " да". Евангелисты передают его ответ по-разному, но, в общем, он ответил

    как-то очень просто, односложно, лишь бы поскорее отделаться. Порфирий

    упрекает его за это. Ему кажется, что в такой решающий момент человек

    должен вырасти со скалу, разразиться громом и молнией, глаголом сжечь

    сердца судей. " То ли дело, - говорит он, - Аполлон Тианский! Как он

    обличал императора Домициана! Пух полетел! " Но Христос - не Аполлон, он

    истомился и измаялся смертельно, его тошнило от всего, что происходило, он

    хотел в этот момент только одного: скорее, скорее, скорее! Может быть, он

    боялся даже, что не выдержит и рухнет. Но и судьи тоже торопились. " Итак,

    ты сказал". Председательствующий рвет свою одежду до пояса. Это все равно,

    что переломить судейский посох. " Повинен смерти", - говорит он. " Повинен

    смерти", - подтверждает семьдесят один. Конец. " И поднялось все множество

    их, и повело к Пилату". В дело вступает Рим - проконсул Иудей Понтий

    Пилат.

    ...Он происходил из богатой самнитской семьи и поэтому, видимо, никогда

    не считался человеком первого сорта. Ведь самниты - это так называемые

    союзники, а не римляне. У них и гербы разные: у римлян - волк, у них -

    бык. Если помните, были даже три союзных войны, и тогда быки стадом шли на

    волков. Но это было и прошло. Теперь Понтий Пилат, во всяком случае в

    Иудее, чувствовал себя римским патрицием, белым человеком в дикой

    восточной стране. Характер у него был деятельный и энергичный. Таких в

    Риме в ту пору звали homo novus, " новый человек" то есть, в этом прозвище

    нечто непередаваемое - пренебрежительное, этакий легкий щелчок по носу.

    Нувориш, выскочка, мещанин во дворянстве, " из грязи в князи"; Евсевий

    пишет, что Пилата прислал в Иудею Сеян - был такой свирепый негодяй у

    Тиберия. Потом его, разумеется, тоже казнили. Так вот, этого Понтия Пилата

    Сеян как будто назначил проконсулом именно за его ненависть к евреям.

    Очень может быть. Во всяком случае, такого тирана Иудея еще не знала.

    " Взяточничество, насилие, казни без суда, бесконечные ужасные жестокости"

    - так, по Филону, написал о Пилате царь Агриппа I Тиберию. Что ж? Так оно,

    вероятно, и было. Но Христа казнить он все-таки не хотел. Почему? Вот

    отсюда и начинается путаница. Христианские писатели страшно все усложнили.

    Тут мне припоминается давний разговор с одним академиком. Он мне сказал:

    " А что ж, батюшка, в нем вы находите непонятного? Вот уж где воистину

    никакой загадки нет. У нас, например, в нашем просвещении такими Пилатами

    хоть пруд пруди. Это типичный средний чиновник времен империи. Суровый, но

    не жестокий, хитрый и знающий свет. В вещах малых и бесспорных -

    справедлив и даже принципиален, в вещах масштабом покрупнее - уклончив и

    нерешителен. А во всем остальном - очень, очень себе на уме. Поэтому хотя

    и понимает истину, но при малейшем тумане начинает крутить, умывает, так

    сказать, руки. В случае с Христом это проявилось особенно ясно. Вот и

    все". Ну тут, как я сейчас понимаю, академик был не совсем прав.

    Действовали еще и особые причины.

    - И какие же?

    - Ну, первая та, что я уже назвал. Терпеть он не мог этих грязных

    иудеев. А так как и иудеи платили ему тем же, то все и запутывалось

    окончательно. И в этих хитросплетениях Пилат порой даже терял голову. Он,

    человек хитрый и трезвый, все время жил в таком запале, что порой забывал

    обо всем. И был в такие моменты вздорен и неумен. Бык, осаждаемый

    шакалами! Где мог - унижал, кого мог - уничтожал! У Луки есть такое место:

    Христу рассказали однажды о галилеянах, кровь которых Пилат во время

    богослужения смешал с жертвами их. И Христос спокойно ответил: " Что ж вы

    думаете, эти галилеяне грешнее других? " Видите, как коротко и просто! За

    что про что перебил невинных, об этом и спроса нет, перебил, и все! Самое

    обыденное дело. Такое обыденное, что оно и разговора не стоит. Но

    благодарное население хоть убивать-то себя и давало, а все брало на

    заметочку и посылало в Рим " вопли". И когда они попадали в руки

    императору, Пилат получал нагоняи. От него требовали объяснений. Тиберий

    был опытный администратор и много шума из ничего терпеть не мог. Да! " О,

    род рабов! " Да! Люди - льстецы, рабы, трусы и предатели, но и с ними нужно

    уметь обращаться. У меня они вот не орут, даже когда я их душу. Почему же

    орут у тебя, проконсул?

    - Это он, кажется, ввел кары и казни за каждое оппозиционное слово?

    - Он, он! Закон 15-го года! " Критика действий императора приравнивается

    к оскорблению величия римского народа". За это сразу же секли башку.

    - Хорош опытный администратор!

    - А чем же плох? Тиберий, к сожалению, далеко не единственный идеалист

    в истории. Их и через две тысячи лет не очень поубавилось. Как бы там ни

    было, кончил Пилат плохо. Он погиб. По одним источникам, покончил с собой

    при Калигуле. По другим - его казнил Нерон, по третьим - его сослали в

    Швейцарию, и он там утонул в Люцернском озере. В Альпах есть вершина,

    которая называется Пилат. В великую пятницу - день суда - на ней

    появляется огромная тень и все моет, моет руки. Вот там, в Швейцарии, году

    в двенадцатом, я и видал мистерию - представление страстей Господних.

    Зрителей было тысяч десять. Все происходило под открытым небом в

    альпийской долине. Луга и ослепительные снежные вершины! И под ними

    движется шествие: легионеры, разбойники и большая белая фигура - Христос.

    Тогда я вспомнил Шекспира! Хроники его! Вот кто мог бы написать трагедию о

    Христе! И знаете? Почти ничего не пришлось бы присочинять. Все уже есть у

    евангелистов. Образы, характеры, обстоятельства, бессмертные диалоги, где

    одной строчкой сказано все. Если бы еще кое-что заимствовать из некоторых

    апокрифов.

    Вот послушайте.

     

    Пилат: Ты царь иудейский?

    Иисус. Это ты сам спрашиваешь или повторяешь, что тебе сказали другие?

    Пилат (усмехаясь и пожимая плечами): Да разве я иудей? Это твой народ,

    твои первосвященники привели тебя сюда ко мне. Что ж ты сделал? Ты царь?

    Иисус: Если бы царство мое было от мира сего, то разве мои подданные

    допустили, чтоб я был схвачен и предан тебе?

    Пилат (настойчиво): Но ты все-таки царь?

    Иисус: Это ты так говоришь. Я же говорю: я пришел в мир, чтобы

    установить истину.

    Пилат (с брюзгливой усмешкой): Истина, истина! А что такое истина?

    Иисус: Она то, что с неба.

    Пилат (усмехается): И поэтому ее на земле нет, так?

    Иисус. Ты же видишь, что делают на земле с людьми, говорящими истину!

    Их предают таким, как ты.

    Пилат: Откуда ты? (Иисус молчит.) Почему ж ты не отвечаешь? Ведь я могу

    и распять и отпустить тебя.

    Иисус: Вот видишь - ты можешь, а у тебя не было бы власти на это, если

    бы тебе она не была послана свыше! Что ж! Ты не виноват, судья! Грех на

    тех, кто привел меня к тебе.

    Пилат (думает и что-то решает): Идем!

    Выходит из помещения во двор, наполненный народом, и садится на

    " Судилище" - мраморное кресло судьи, стоящее на возвышении. Воины выводят

    за ним Иисуса. Шум.

    Пилат. Вот ваш царь.

    Взрыв криков: " Смерть ему, смерть! Распни его, распни! "

    Пилат (нетерпеливо.) Тише! Послушайте! Вы его доставили ко мне как

    возмутителя народа. Я при вас его допрашивал, исследовал все

    обстоятельства и не нашел его виновным. Так вот, я его накажу и отпущу.

    (Негодующие крики.) Стойте! Идет пасха. У вас существует обычай, чтоб я

    отпускал одного из узников по вашему выбору. У меня сейчас находится

    Варавва. Он осужден за убийство во время мятежа. Кого же нам отпустить?

    Разбойника или Иисуса, называемого Христом?

    Крик: " Варавву! Варавву! Распни его! Смерть ему! "

    Пилат (кричит в запале): Что ж? Царя ли вашего я распну, несчастные?

    К Пилату подходит один из первосвященников, говорит тихо, едко и

    внушительно: " У нас нет царя, кроме кесаря, проконсул! Если ты отпустишь

    его, ты не друг кесаря. Всякий, называющий себя царем, враг кесаря,

    проконсул".

    Крик: " Варавву! Варавву! Распни его! Смерть ему! "

    Пилат (кричит в запале): Что ж? Царя ли вашего я распну, несчастные?

    Крики: " Распни его, распни! "

    Пилат молча смотрит на толпу. Потом делает знак, служанка вносит сосуд

    и полотенце.

    Пилат (моет руки): Я не виноват в крови этого праведника. Смотрите и

    решайте сами.

    Вой толпы. Воины уводят Иисуса. В это время к ним подходит

    первосвященник.

    Первосвященник: Эй, разрушающий храмы и в три дня созидающий их вновь!

    Вот спаси теперь сам себя, сойди-ка с креста!

    Смех толпы и крики: " Да будет распят! Да будет распят! На нас его

    кровь! На нас и детях наших! "

     

    - Вот примерно как это звучит, если изложить рассказ евангелистов

    драматически. Я ввел только ремарки да очень неясное место насчет того,

    что есть истина, дополнил по апокрифическому Евангелию Петра. Итак, иудеи

    Пилата не любили. Они писали и писали в Рим, плакали и плакали и наконец

    все-таки доплакались. Пилата отозвали. Понятно, какое ожесточение до этого

    развивалось с обеих сторон. Так вот первая причина колебаний Пилата. Он

    просто не хотел никого казнить в угоду иудеям. Но было и второе

    соображение. Уже государственное. Дело-то в том, что Христос - или такой

    человек, как Христос, - очень устраивал Пилата. Удивлены? А ведь все

    просто. Два момента из учений Христа он уяснил себе вполне. Во-первых,

    этот бродячий проповедник не верит ни в революцию, ни в войну, ни в

    переворот; нет, человек должен переделать себя изнутри, и тогда все

    произойдет само собой. Значит, он против бунта. Это первое. Второе:

    единственное, что Иисус хочет разрушить и действительно все время

    разрушает, это авторитеты. Авторитет синедриона, саддукеев и фарисеев, а

    значит, и, может быть, даже незаметно для самого себя, авторитет Моисея и

    храма. А в монолитности и непререкаемости всего этого и заключается самая

    страшная опасность для империи. Значит, Риму именно такой разрушитель и

    был необходим. А это еще и умный разрушитель. Он отлично знал: когда

    хочешь разрушить что-то стародавнее и сердцу милое, никогда не говори - я

    пришел это разрушать, нет, скажи, что ты пришел поддержать эту святыню,

    подновить ее, заменить подгнившие части, и, когда тебе поверят, тогда уж

    твоя воля, пригоняй людей с ломами и не зевай. Круши, ломай! Вот

    знаменитое начало Нагорной проповеди: " Не нарушать законы я пришел, а

    исполнить", а вот конец: " Вы слышали, сказано древними: " ненавидь врага",

    а я говорю: любите врагов, благословляйте проклинающих вас, благотворите

    ненавидящих и гонящих вас". Здорово? А все вместе это называется " скорее

    погибнет земля и небо, чем потеряется хоть одна йота из закона". Ну какая

    же тут йота? Тут уже все полетело. Теперь представьте себе состояние мира

    в то время и скажите, разве эти заповеди в устах галилеянина не устраивали

    Пилата? Ведь это за него, оккупанта, предписывалось молиться и любить его.

    И разве Пилат - человек государственный, знающий Восток и страну, которую

    он замирял, - не понимал, что это и есть та самая сила, на которую ему

    надлежит опереться? А что Христос именно сила - это он чувствовал. Смутно

    чувствовал он и другое: всякая кротость - страшная сила. Вы не помните,

    кто это сказал?

    - Толстой, наверно?

    - Нет. Достоевский. Он в последние годы много думал о Христе, только не

    знал, как же с ним поступить, и проделывал с ним разные опыты. То оставлял

    ему кротость и любовь, а бич и меч отбирал как лишнее, и получался тогда у

    него Лев Николаевич - князь Мышкин - личность не только явно

    нежизнеспособная, но и губительная для всех его любящих; потом возвращал

    ему меч, а все остальное отбрасывал - и получился Великий инквизитор, то

    есть Христос, казнящий Христа. Но Пилат в этом отношении был куда

    реалистичнее и Достоевского, и его инквизитора: Христа он понимал таким,

    каким он был, и такой Христос ему подходил.

    - А значит, революционную, разрушительную силу проповеди Христа он даже

    не подозревал?

    - А кто тогда мог что подозревать? И много позже никто в ней не мог

    разобраться. Через сто лет Плиний Младший пытался было уяснить себе, что

    это такое, но ничего, кроме " дикого суеверия, доведенного до абсурда", в

    нем так и не увидел. Так он и написал императору Траяну. А Тацит выразился

    и того чище: " Ненавистные за их мерзости люди, которых чернь назвала

    " христианами". И дальше (дело идет о пожаре Рима): " Они были уличены не

    столько в поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому". Цитирую по

    памяти и поэтому не совсем точно. Так вот как думали и писали о христианах

    утонченнейшие, умнейшие, светлейшие умы человечества, и уже через много

    лет после казни Иисуса. Но Пилат так не думал. Он знал: этот бродячий

    проповедник Риму очень нужен. Его слушают, ему верят, за ним идут. Он

    способен создать новую космополитическую религию, приемлемую для власти.

    Ошибся он или нет - и до сих пор неясно. Мнения об этом разошлись резко.

    Так вот - вторая причина, но была еще и третья: какого дьявола они его

    пугают и шантажируют? Почему он должен исполнять роль синагогального

    палача? У них отнято jus gladii, право меча, так вот они хотят снести

    неугодную им голову его руками. Руками римского патриция! Да иди они к

    Вельзевулу! А сколько они ему гадили! Работы по строительству водопровода

    и то сорвали! Они ведь свиньи, им чистая вода ни к чему - они и в луже

    вымоются, а он им хотел провести иорданскую воду! Не дали! Подумать,

    изображенье Цезаря, боевые римские знамена - и то не позволили внести в

    Иерусалим! Не позволили, и все! Даже щиты пришлось убрать из Иродова

    дворца - на них, видите ли, портрет императора. И все им сходит с рук. И

    он же оказался виноват: не сумел к ним подойти. Да кто они такие? Рабы!

    Грязные восточные собаки! Лжецы и предатели! И вот он - сама персона

    императора, первый человек страны - должен по их приказу и показу казнить

    этого несчастного только потому, что он нужен ему, Пилату, и именно за это

    ненавистен им. И ничего не поделаешь - придется! Ах, если бы он был хотя

    бы Галлионом! Знаете, кто это? Родной брат Сенеки. Проконсул Ахайи. Его

    резиденция была в Коринфе, и вот что там однажды случилось. Это место я

    наизусть помню: " Напали иудеи единодушно на Павла и привели его перед

    судилищем, говоря, что он учит чтить Бога не по закону". Слышите, совсем

    как в истории с Христом. Но то был Галлион, и вот чем это окончилось.

    " Когда же Павел хотел говорить, Галлион сказал: " Иудеи, если бы была обида

    или злой умысел, то я бы слушал вас, но когда идет спор об учении, об

    именах и законе вашем, то разбирайтесь сами, я не хочу быть судьей в

    этом". И прогнал их от судилища. И все эллины, схватив начальника

    синагоги, били его перед судилищем, и Галлион не препятствовал".

    Великолепная сцена и великолепный патриций: " Разбирайтесь сами", но вот

    так сказать Пилат не мог, не посмел просто. Палестина была не Греция,

    Иерусалим не Коринф многоколонный, а он не Галлион, а попросту Понтий

    Пилат, homo novus. И поэтому, когда он услышал это страшное: " Если ты

    отпустишь его, ты не друг кесаря", он сдался, вымыл руки и казнил. Вот как

    мы с вами! Дорогой мой друг, - отец Андрей схватил Корнилова за плечо. -

    Вот вы говорите: они вас вызвали и забрали у вас мою рукопись. Потому,

    мол, забрали, говорите вы, что не хотят они меня распинать. Значит, вы там

    с теми же Пилатами говорили. С теми же несчастными Пилатами, от которых

    ровно ничего не зависит. С убийцами и резниками во имя чужого Бога! С

    бедным Иудой, которого и простить даже невозможно, потому что не за что!

    Ибо не они все виноваты, а те ничтожества, что сидят за семью стенами и

    шлют им шифровки: " Схвати, суди, казни! "

    - Ох, - сказал Корнилов, морщась от дурноты и звенящей боли в висках, -

    о ком это вы?

    Отец Андрей нависал над ним, большой, костлявый, с сухим табачным лицом

    и совершенно круглыми дикими глазами, такими огромными, что в них хоть

    провалиться.

    И опять Корнилову показалось, что все это сон, что сейчас что-то

    дрогнет, двинется, прорвется тончайшая радужная пелена, на которой все это

    изображено, и он проснется в своей постели. Стоит только захотеть.

    - Про кого я говорю? - спросил отец Андрей грозно и тихо. - Вы

    понимаете, про кого! Про этих двух. Про румяного карлика и полоумного

    Моисея. Про двух вурдалаков этих я говорю.

    " Ну сон, - думал Корнилов, - ну скверный, пьяный сон, сейчас это

    прорвется, и я проснусь".

    И пробормотал:

    - Ну что вы говорите, отец Андрей, - какой такой карлик? Какой Моисей?

    Налейте-ка лучше мне еще.

    И тут отец Андрей вдруг заплакал. Сел, уронил голову на руки и

    тихонечко, тихонечко, по-ребячески заплакал. Это окончательно привело

    Корнилова в себя. " Ничего, - подумал он, - дача пустая. Ночь. Никто ничего

    не слышит. Ничего! "

    - Отец Андрей! - позвал он тихонько.

    Поп вздохнул, медленно поднял голову и вдруг пристально посмотрел на

    Корнилова. Глаза у него опять были обычные, стариковские и только блестели

    от слез.

    - Эх, милый вы мой, - сказал он горько и просто. - Сколько раз я эту

    историю рассказываю, никто ничего в ней не понимает. Ничего! И вот вы тоже

    ничего не поняли. А ведь она проста. Очень проста. Но от нее умирают или

    предают! - Еще с минуту он с непередаваемой горькой улыбкой смотрел на

    Корнилова, а потом слегка вздохнул, подвинул графин и сказал: - Ну что ж!

    Верно, выпьем еще по одной! На прощанье!

     

     

    На другой день Корнилов проснулся как от толчка, сел, огляделся. Черт!

    Так и есть, валялся поверх одеяла в башмаках! Позор, позор! Этак иногда

    рухал на койку (" костьми") Зыбин, а он его ругал: " Что за свинство, уж

    лень даже и разуться! " Да, но ведь утром Зыбин-то вскакивал как

    встрепанный, и бежал на раскопки, и весь день был на ногах, а он вот

    проснулся и сидит, и башка-то у него разламывается, и ничего-то ему на

    свете не надо, только бы никто не трогал. Часы, конечно, стали, но

    интересно, сколько все-таки сейчас времени? Через покорябанное

    целлулоидное окошечко сочился желтоватый, как топленое молоко, вялый

    рассвет. Он встал, морщась и постанывая, дополз до цинкового бачка, жадно

    выпил одну за другой две кружки и снял клей с запекшихся губ. Как будто

    немного отлегло. Он сел на табуретку, и вдруг его как будто подбросило!

    Господи! Ведь он же пропал! Ведь он же попал в то самое, чего боялся! Что

    же такое было вчера? Этот проклятый поп прорвался и вывалил все, что у

    него было в печенках! И теперь конец попу! И конец ему, если он его

    покроет! И Корнилову вдруг захотелось сразу же покончить со всем.

    Полностью рассчитаться. Прийти и сказать: вот вам еще мои показания -

    последние! Вот вам еще моя подпись - последняя! И оставьте меня за-ради

    Господа Бога в покое! " Политических разговоров не было! " Все! Не было их!

    - И надо же, - сказал он громко, - и надо же было мне, дураку

    проклятому...

    Он встал, умылся, почистил брюки, вылез на дорогу, встал на обочине и

    поднял руку.

    Одна пятитонка прошла - не остановилась; другая легковушка прошла - не

    остановилась; третья замедлила было ход, но из нее вдруг выглянула пара

    таких развеселых пограничников, что он сразу же опустил руку.

    " Видно, уж не судьба, - подумал он, снова карабкаясь в гору. - Ну и

    черт с ним. Понадобится - приедут. У них это не заржавеет".

    Приехали они за ним, однако, только через неделю. В бодрое, ясное утро

    прискакал вестовой, соскочил с лошади, лихо козырнул и вручил ему повестку

    и раскрытую разносную книгу (был как раз обеденный перерыв, и он немного

    задержался в палатке). " Вот здесь", - сказал вестовой, подавая карандаш.

    Он прочел:

     

    " Гр. Корнилову В.М.

    Предлагается Вам явиться завтра........

    к тов. Смотряеву по делу.........

    в комнату N............

    в качестве.............

    В случае неявки подвергнетесь приводу".

     

    Бумага была плотная, печать крупная, и вообще как будто и не повестка

    вовсе, а пригласительный билет на первомайскую трибуну.

    - День, час и минуты. Сейчас одиннадцать, - сказал вестовой.

    - Ясно, - ответил Корнилов, расписываясь. - Ясно, дорогой товарищ! Я

    всегда за полную ясность. - Он отдал книгу. - Скажите - явлюсь.

    - Это вы сами уж скажете, - улыбнулся вестовой, дотронулся до козырька

    и вышел из палатки.

    А в горах уже наступала полная осень. Дожди вдруг перестали, и

    необычайная кроткость и ясность проступали в природе. Деревья, вершины

    холмов, снежные шапки вставали четкие, чеканные, как бы врезанные в

    воздух. Но только там, вверху, над купами деревьев, и сохранялась еще эта

    ясность. Внизу же все жухло, желтело и гнулось. Садовые мальвы, серые и

    шершавые, шуршали, терлись друг о друга, и на них было холодно глядеть.

    Корнилов согнул повестку, сунул ее в гимнастерку и пошел, пошел по холмам

    - настроение у него было опять отличное. Завтра же он покончит со всем

    этим и придет в музей за расчетом, и будьте тогда вы все прокляты -

    раскопки, пьяный поп, Зыбин, все! Вот только, правда, Дашу жалко немного.

    Но он представлял себе, как утром нежданный-негаданный заявится он к

    сестре в ее московскую квартиру на пятом этаже. " Принимаете, гражданка,

    ссыльнопоселенного? Что? Никак и не узнала? " И сестра обомлеет, вскрикнет:

    " Ой, какой же ты..." - и повиснет у него на шее. А он усмехнется

    мужественно и грубовато: " Что, плох, сестра? Ты спроси, как я ноги-то

    унес". И прямо подойдет к телефону обзванивать друзей. Он шел, думал об

    этом, улыбался, и тут вдруг его позвали. Он оглянулся. Около тополя стояла

    Даша и смотрела на него. Он радостно вскрикнул и подбежал к ней, и она

    сама собой потянулась к нему. Они стояли возле ограды дома Потапова. Вот

    сколько он прошагал по холмам и не заметил этого.

    - Дашенька, Дашенька, - повторял он, задыхаясь от какой-то высокой и

    восторженной нежности, и вдруг схватил ее за руки и завертел. - Ну дайте

    же, дайте же на себя хорошенько посмотреть! Ну красавица же, ну полная же

    красавица! И одета как!

    (На Даше, верно, было коверкотовое пальто, голубой полушалок, а в руках

    сияющая, как черное зеркало, сумка.) Она смутилась, а он вдруг схватил ее,

    смял, взъерошил и звонко расцеловал в обе щеки:

    - Вот вам!

    - А я ведь вечером собиралась к вам, - сказала она, осторожно

    освобождаясь.

    - Зачем вечером, сейчас, сию минуту пойдем! - крикнул он. - Мне столько

    нужно вам сказать!

    - И мне тоже, - улыбнулась она.

    - Да? Вот бывают совпадения! Так идемте же, идемте!

    - Нет, сейчас я не могу. Позже, после восьми, когда дядя уедет в город.

    - А не обманете? - спросил он и снова поймал ее за руку.

    - Нет, нет, не обману. - И она как-то по-новому улыбнулась. - Вы

    знаете, меня посылают в Москву.

    - Да? - изумился и обрадовался он. - Вот это уж по-настоящему здорово!

    Я ведь тоже еду в Москву. Вот и будем жить вместе. Я вам все галереи

    покажу, в театры сходим! Отлично!

    - Да! Мне там еще вступительные по мастерству надо будет сдать, -

    страдальчески взглянула она на него.

    - Пустяки! Сдадите! - Ему действительно все сейчас казалось сущими

    пустяками. - Вот вечером я вам дам такой монолог Лауренсии из " Фуенте

    овехуна", что они все закачаются.

    - Нет, правда?

    - Истинный святой крест, - выговорил он серьезно и перекрестился.

    Она что-то хотела ему сказать, но вдруг шепнула: " Дядя! " - и отскочила.

    Бригадир Потапов - сейчас в своем черном ватнике он очень походил на

    солидного жука-навозника, - серьезный и хмурый, зашел со стороны калитки и

    стал ее отпирать. За спиной у него был мешок, а в нем какие-то ящики.

    - Он сегодня яблоки в Москву отправляет, - шепнула Даша.

    " Проворен, дьявол", - подумал Корнилов и спросил:

    - А как он сейчас вообще?

    - Идемте, идемте, он опять сейчас выйдет, - шепнула Даша и утащила его

    за кусты. - Вы это зря, Владимир Михайлович, - сказала она вдруг серьезно.

    - Что зря?

    - Да все зря! Ну что вы тогда мне наговорили? Ну, помните? И все это

    ведь неправда.

    - Да что неправда? Что, горе вы мое?

    - Ну что дядю кто-то вызывал и что-то ему там предлагал, все это

    неправда.

    - Здорово! - воскликнул он ошарашенно. - Это он вам так сказал?

    - Он. И еще он сказал: " Чего он к Волчихе повадился? Ничего у нее там

    интересного нет. Одна голимая водка"! Эту Волчиху давно бы и из колхоза

    погнали, если бы не дядя. А она вот как...

    В голосе Даши вдруг появились какие-то совершенно новые потаповские

    нотки. На него она не глядела.

    - Ну а еще что ваш дядя говорит? - спросил Корнилов.

    - А еще он говорит, что вы напрасно связались с этим попом. Он горький

    пьяница. Наперсный крест с себя пропил. Он всем говорит, что утопил в

    море, но это он врет - пропил. От него уж и родная дочь отказывалась.

    (" Раз заставили", - ввернул он.) Да никто ее не заставил, а если он такой

    отец, ну так что ж? И правильно! Он и в тюрьме уже насиделся, и лес в

    Сибири валил. К нему участковый прошлый год каждый день приезжал на

    мотоцикле. Сегодня он здесь, а завтра там. Разве он вам товарищ?

    - А кто же тогда мне, Дашенька, товарищ-то? - спросил Корнилов мирно. -

    Зыбин? Так его тоже посадили.

    Она молчала. Он схватил ее за руку.

    - Дашенька, милая, умница вы моя! Ну что вы мне сейчас наговорили? Что,






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.