Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Часть третья 2 страница






    слезы) и теперь сидела похожая на снегиря-пуховичка - тихая, печальная,

    пригожая.

    - А вот так, дорогая, - ответил отец Андрей ласково, - что не смел я

    никого прощать. Откуда я взялся такой хороший да добрый, чтоб прощать?

    Как, скажи, простить разбойника за убийство ребенка? Что это, моего

    ребенка убили? Или я за это прощение отвечать буду? Нет, потому и прощаю,

    что поп я. А с попом и разговор поповский. Никто его прощенье всерьез и не

    понимает. Милость господня безгранична - вот и изливай ее, не жалея.

    Милость-то, конечно, безгранична, да я-то с какого края к ней примазался?

    Я разве приказчик Богу моему? Вот смотрите, наша хозяйка-ларечница

    отсидела три года за чужую вину. Подсыпался к ней однажды бухгалтер: дай

    да дай выручку на два дня. Она и дала. Только его, негодяя, и видела. А я

    его знаю! Он человек набожный! В церковь ходил аккуратно, два раза у меня

    на тайной исповеди был! Теперь появится здесь, обязательно в третий раз

    придет. " Отпустите грех, батюшка". Ну и как я ему отпущу? Сидела она, а

    прощу я? И он мне за это отпущение еще из ворованных денег, поди, пятерку

    в ладонь сунет? Что же это за прощение будет? Чепуха же это! Полный

    абсурд!

    Волчиха вдруг быстро поднялась и вышла из комнаты.

    - А Христос? - спросил Корнилов и налил себе и отцу Андрею еще по

    полстакана. - Как же Христос всех прощал?

    - Спасибо, - сказал отец Андрей и взял стакан в руки, - ну, это уже

    последний. Вот о Христе-то и идет разговор. Христос, Владимир Михайлович,

    так вас, кажется, по батюшке? - Христос мог прощать. Недаром мы его

    именуем искупителем. Ведь он бог, тот самый, что един в трех лицах

    божества, так почему же он, будучи Богом, то есть всемогущим, не мог

    простить, не спускаясь с неба? Даже не простить, а просто отпустить грехи,

    вот как мы, попы, отпускаем, не сходя с места? Умирать-то, страдать-то ему

    зачем? Вы думали об этом? Конечно, не думали: для вас и Христос, и троица,

    и Господь Бог-отец, отпустивший сына на казнь, и сын, молящий отца перед

    казнью: " Отче, да минет меня чаша сия", все это мифы, но смысл какой-то

    таят эти мифы или нет? Мораль сей басни какова?

    - Христос не басня, - сказал Корнилов, - я верю, был такой человек.

    Жил, ходил, учил, его распяли за это.

    - Ну вот, значит, уже легче. В Христа-человека вы, стало быть, верите.

    А я верю еще и в Христа! В Бога-слово. Вот как у Иоанна: " В начале бе

    Слово, и слово бе Бог". А если все это так, то мораль сей басни проста:

    даже Бог не посмел - слышите, не посмел простить людей с неба. Потому что

    цена такому прощению была бы грош. Нет, ты сойди со своих синайских высот,

    влезь в подлую рабскую шкуру, проживи и проработай тридцать три года

    плотником в маленьком грязном городишке, испытай все, что может только

    человек испытать от людей, и когда они, поизмывавшись над тобой вволю,

    исхлещут тебя бичами и скорпионами - а знаете, как били? Цепочками с

    шариками на концах! Били так, что обнажались внутренности. Так вот, когда

    тебя эдак изорвут бичами, а потом подтянут на канате да приколотят -

    голого-голого! - к столбу на срам и потеху, вот тогда с этого проклятого

    древа и спроси себя: а теперь любишь ты еще людей по-прежнему или нет? И

    если и тогда ты скажешь: " Да, люблю и сейчас! И таких! Все равно люблю! " -

    то тогда и прости! И вот тогда и действительно такая страшная сила

    появится в твоем прощении, что всякий, кто уверует, что он может быть

    прощен тобой, - тот и будет прощен. Потому что это не Бог с неба ему грехи

    отпустил, а распятый раб с креста его простил. И не за кого-то там

    неизвестного, а за самого себя. Вот какой смысл в этой басне об

    искуплении.

    - И, значит, теперь, - спросил Корнилов, - вы можете прощать, а не

    отпускать?

    - Да, теперь, пожалуй, я могу и прощать! Только вот пакость-то; когда я

    это право заслужил, то оказалось, что в нем никто не нуждается.

    Корнилов сидел пошатываясь и смотрел на отца Андрея. Что-то многое

    зарождалось в его голове, но он не мог, не умел этого высказать.

    - И как, вы все грехи можете прощать? - спросил он. - Или только те,

    которые перенесли на себе? Вот, например, вас, наверно, не раз продавали,

    так Иуду вы простить можете?

    Отец Андрей посмотрел и улыбнулся.

    - А почему нет? Ведь кто такой Иуда? Человек, страшно переоценивший

    свои силы. Взвалил ношу не по себе и рухнул под ней. Это вечный урок всем

    нам - слабым и хлипким. Не хватай глыбину большую, чем можешь унести, не

    геройствуй попусту. Три четверти предателей - это неудавшиеся мученики.

    - А Христос что ж, не понимал, кого он вербует в мученики? - неприятно

    осклабился Корнилов. - Ну, знаете, тогда далеко ему до нашей техники

    подбора кадров. Те тоже дают порой промашки, но так... - Он покачал

    головой. - Подумать только, какую компанию он себе собрал. Петр отрекся,

    Фома усомнился, а Иуда предал. Трое из двенадцати! Двадцать пять процентов

    брака. Да любой начальник кадров слетел бы за такой подбор. Без права

    занятия должности. Вот Петр: ведь только случайно и он не стал предателем.

    Ну как же. Его тогда какая-то девка из дворца правителя признала: " Э, да

    ты тоже из них? " А что он ей ответил? " Знать я его не знаю, ведать не

    ведаю, и дела мне до него никакого нет". И так три раза: нет, нет и нет.

    Ну а что, если бы кто из власть предержащих тут был и эти девкины слова

    услышал? Он сразу бы прицепился: " Как ты говоришь? Этот? Вот эта самая

    борода? А ну, подойди-ка сюда, уважаемый. Так вы что? Оба из одной

    компании, стало быть? Ах нет? И не видел, и не слышал? А что же она

    говорит? Наговаривает? Ах негодяйка! И этот врет? И этот тоже? Ах они

    клеветники! Ах гады, ну постой, я их всех!.. Взять! Этого, самого

    безвинного! В холодную его! Раздеть до низиков! Он думает, что он у тещи в

    гостях! Врешь! Запоешь! Вспомнишь! Как еще! " - Корнилов с большой

    экспрессией исполнил эту сцену. - Ну вот и конец вашему Петру. А ведь

    помните, что Христос об нем сказал: " Ты камень, и на камне этом я возведу

    храм свой! " Хорош камень! Впрочем, и храм у вас тоже получился хорош! Ну

    ладно, с этими двумя в общем-то понятно - а вот куда Пилата денете? Судью,

    руки умывающего? Который и на смерть осудил, и в смерти как бы не виноват.

    Потому что если общественность вопит " распни, распни! ", то что тогда судье

    остается, как и правда не распинать? Так вот с этим-то председателем

    воентрибунала что нам делать? Тоже прощать? За чистоплотность? Не просто,

    мол, распял, а руки перед этим вымыл? Не хотел, мол, но подчинился

    общественности. Ах, какое смягчающее обстоятельство! Так что, войдет он в

    царствие Божие или нет?

    - Без всякого сомнения, - ответил отец Андрей. - Если судья вдруг

    почувствовал на своих руках кровь невинного - он уже задумался. А если он

    начал думать, то уж додумает до конца. Помните, как Мармеладов

    Раскольникову говорит: " Распни меня, распни, судья праведный, но распни и

    пожалей, и я тогда руки тебе поцелую..." Да и что мы знаем достоверного

    про Понтия Пилата - проконсула иудейского?

     

     

    Обратно шли уже сильно подвыпившие. Отец Андрей размахивал руками и

    говорил:

    - Да, Христово ученье это самое: " Несть Эллина, несть Иудея" - не

    оригинально! Все это уже было! Да! С этим приходится согласиться! Но

    только в каком смысле, дорогой товарищ Корнилов? Только в одном! В том-то

    и лихость таких истин, что они всегда были с нами, и изречь их не великая

    мудрость, а вот умереть за них... Но вот что-то философы не больно хотели

    умирать...

    Они шли покачиваясь, кричали, и на них даже редкие колхозные собаки, и

    те уже не лаяли. А над садами и горами плыла полная черная южная ночь.

    Тучи закрыли небо. Парило, как перед грозой. И было тихо-тихо: не

    стрекотали кузнечики, не пели сверчки, не кричали в длинных влажных

    травах, похожих на водоросли, крапчатые болотные птахи, только внизу, как

    отдаленный железнодорожный переезд, все грохотала Алмаатинка. Этот

    раздувшийся к ночи ледяной поток (весь день таяли снеговые шапки) ломал

    горы и катил валуны.

    Перед тем как выйти из дому, Марья Григорьевна - мягкая, теплая,

    податливая - набросила на голые плечи, черную шаль с розами, но когда

    Корнилов хотел обнять ее, то наткнулся на жесткую, напружиненную руку

    попа. " Вот чертов поп, - подумал он, - а ведь ему больше шестидесяти".

    - Вот у меня, - продолжал отец Андрей, - сейчас лежит книга. Ваш

    директор дал почитать. " Переписка апостола Павла с философом Сенекой

    Христианствующим". Слышали такого - Анний Луциний Сенека? Так вот, с

    христи-ан-ствующим.

    - Ну, а что же особенного?

    - А то особенное, дорогой товарищ Корнилов, что не был этот господин

    Христианствующим. Подделка это все. Он о Христе и не слышал. Как, конечно,

    и о Павле. А услышал бы - обоих вздернул на крестах и не охнул. Но веление

    века он понял правильно. Вот поэтому он и христианствующий. Нельзя было в

    то время услышать шаги командора и не стать Христианствующим.

    " Услышать шаги командора, - подумал Корнилов. - Наверно, собака, стихи

    пишет вроде попа Ионы Брихничева", - и сказал:

    - А не могли бы вы как-нибудь попроще? А то не совсем понятно, о чем вы

    вообще.

    - Я говорю вот о чем. Республика во время Сенеки умерла. Вернее, не то

    уже умерла, не то еще только умирала - этого толком никто не знал, потому

    что никто не интересовался. На свет лезли упыри и уродцы. И назывались они

    императорами, то есть вождями народа. Оглянуться было не на что. Ожидать

    было нечего. Настоящего не существовало. Сзади могилы, и впереди могилы.

    " Третье поколение уже рождается в огне гражданской войны". Это Гораций о

    прошлом Рима. " Волки будут спать на площадях и выть от голода в пустых

    чертогах" - это Овидий о будущем Рима. Но то был еще золотой век. Август.

    Принципат. Расцвет искусств. А после уже действительно пошла тьма и

    безысходность. И юрист Ульпиан объяснил причину этого так: " Что нравится

    государю, то имеет силу закона, потому что народ перенес и передал ему

    свои права и власть". И Сенека понимал: раз так, надо опираться не на

    народ - его нет, не на государя - его тоже нет, не на государство - оно

    только понятие, - а на человека, на своего ближнего, потому что вот он-то

    есть, и он всегда рядом с тобой: плебей, вольноотпущенник, раб, жена раба.

    Не поэт, не герой, а голый человек на голой земле. Вы понимаете?

    - Ну, я слушаю, все слушаю, - ответил Корнилов.

    - Ибо человек, если так на него взглянуть, не только самое дорогое, но

    и самое надежное в мире. Вот последнее-то, кажется, товарищ Сталин себе

    уяснил далеко не полностью!

    " Вот выдает, - подумал Корнилов, - зачем это он так? При ней? " Но

    неожиданно для себя сказал:

    - Я слышу речь не мальчика, но мужа, она с тобой, отец, меня мирит.

    - Спасибо! И безо всяких лишних слов спасибо! - серьезно ответил отец

    Андрей. - Да, Сенека это понял и за это у позднейших отцов церкви получил

    прозвание Христианствующего. Но не Христа! Теперь вот о Христе. Лет за

    тридцать до этого на другом конце империи бродил по песчаным дорогам Иудеи

    плотник или строитель, говорят еще, что он делал плуги, нищий проповедник

    с кучкой таких же бродяг, как и он. Они хоть не сеяли и не жали, но урожай

    собирали - то есть попросту попрошайничали. Что соберут, то и поедят, где

    их тьма застанет, там и заночуют. Все беспрекословно слушали своего вожака

    - нрав у него был вспыльчивый, яростный, но отходчивый. А вообще имел

    характер ясный и простой. Образован не был, хотя греческий и знал (иначе

    как бы он говорил с Пилатом?). А проповедовать умел, и его заслушивались.

    Говорил картинно, хотя и суховато, просто и четко, с великим жаром

    убежденности. Был очень осторожен, и заставить его проговориться было

    невозможно. И хотя всем было ясно, что он отрицает все - императора,

    власть императора, богов императора, мораль императора, - за язык поймать

    его не удавалось. Вести из Рима просачивались скупо, и что делалось в

    империи - никто не знал, да и что было этим рыбакам да ремесленникам до

    высокой политики? Философские же и исторические сочинения, так сказать,

    книги века, конечно, доходили и в эту тьму тараканью, но этот плотник или

    строитель их никогда не развертывал. Зато яснее, чем все эти поэты,

    философы, ораторы и государственные умы, он понимал одно: мир смертельно

    устал и изверился. У него нет сил жить. Выход один - надо восстановить

    человека в его правах. Но знал он и еще одно - самое главное! За это

    придется умереть! И не так умереть, как умер Сократ, среди рыдающих

    учеников, не так, как кончал с собой римский вельможа в загородной вилле,

    то открывая, то вновь перевязывая жилы, - а просто нагой и наглой смертью.

    А вы понимаете, что такое крестная смерть? - спросил отец Андрей, вдруг

    останавливаясь. - " Masmera min hazluv" - длинные гвозди креста, а?

    Понимаете?

    - Что, очень больно? - как-то даже всхлипнула Марья Григорьевна, и

    Корнилов почувствовал, что она прильнула к отцу Андрею, а тот, сминая,

    нарочито больно, придавил ее к себе.

    - Ну зачем вы это завели? - спросил Корнилов досадливо.

    - А крестная смерть значит вот что, молодой человек, - продолжал отец

    Андрей. - Вот легионеры с осужденными добрались до места. Кресты там уже

    торчат. " Остановись! " С осужденных срывают одежду. Их напоили по дороге

    каким-то дурманом, и они как сонные мухи, их все время клонит в дрему от

    усталости. На осужденных накидывают веревки, поднимают и усаживают верхом

    на острый брус, что торчит посередине столба. Притягивают руки,

    расправляют ладони. Прикручивают. Прикалывают. Работают вверху и внизу. На

    коленях и лестницах. Кресты низкие. Высокие полагаются для знатных

    преступников. Вокруг толпа - зеваки, завсегдатаи экзекуций и казней,

    родственницы. Глашатаи. Все это ржет, зубоскалит, шумит, кричит. Женщины

    по-восточному ревут, рвут лицо ногтями. Солдаты орут на осужденных. Кто-то

    из приколачивающих резанул смертника по глазам - держи руки прямее.

    Нелегко ведь приколотить живого человека, поневоле заорешь. Наконец

    прибили. Самое интересное прошло. Толпа тает. Остаются только кресты да

    солдаты. И там и тут ждут смерти. А она здесь гостья капризная,

    привередливая. Ее долго приходится ждать. Душа, как говорит Сенека,

    выдавливается по капле. Кровью на кресте не истечешь - раны-то ведь не

    открытые. Тело растянуто неестественно - любое движение причиняет

    нестерпимую боль, - ведь осужденный изодран бичами. Часа через два раны

    воспаляются, и человек будет гореть как в огне. Кровь напрягает пульс и

    приливает к голове - начинаются страшные головокружения. Сердце работает

    неправильно - человек исходит от предсмертной тоски и страха. Он бредит,

    бормочет, мечется головой по перекладине. Гвозди под тяжестью тела давно

    бы порвали руки, если бы - ах, догадливые палачи! - посередине не было бы

    вот этого бруса, осужденный полусидит, полувисит. Сознание то появляется,

    то пропадает, то вспыхивает, то гаснет. Смерть разливается от конечностей

    к центру - по нервам, по артериям, по мускулам. А над землей - день - ночь

    - утро. День, вечер, ночь, утро - одна смена приходит, другая уходит, и

    так иногда десять суток. Служат здесь вольготно, солдаты режутся в кости,

    пьют, жгут костры - ночи-то ледяные. К ним приходят женщины. Сидят

    обнявшись, пьют, горланят песни. Картина.

    - Да, картина, - сказал Корнилов неодобрительно, - и вы, видать, мастер

    на такие вот картины.

    - Христу повезло. Он умер до заката. Страдал, однако, он очень. Он

    изверился во всем, метался и бредил: " Боже мой, Боже мой, для чего ты

    оставил меня? " И еще: " Пить". Тогда кто-то из стоявших обмакнул губку в

    глиняный горшок, надел ее на стебель степной травы, обтер ему губы. В

    горшке была, очевидно, обыкновенная римская поска - смесь воды, уксуса и

    яиц: ее в походах солдаты пили. Тогда, вероятно, сознания у него уже не

    было. Один из воинов проткнул ему грудь копьем. Потекла кровь и вода - это

    была лимфа из предсердия. Так бывает при разрыве сердца, а в особенности в

    зной при солнечном ударе. Вот так умер Христос. Или, вернее, так

    народилось христианство.

    Он остановился, вобрал в себя полной грудью воздух и сказал:

    - То есть так произошло искупление, друзья мои. Человек был снова

    восстановлен в своих правах.

    - Чтоб наш любимый вождь через две тысячи лет мог сказать: " Самое

    дорогое, что есть на свете, - это человек", - ответил Корнилов.

    - Ах, как он неосмотрительно сказал это, - покачал головой отец Андрей.

    - Ах, как неосмотрительно. И не ко времени!

    Что они потом говорили и где были, Корнилов помнит очень плохо.

    Кажется, вдвоем они провожали Марью Григорьевну. Кажется, потом Марья

    Григорьевна проводила их. Затем как будто бы они шли вдвоем с отцом

    Андреем и тот ему о чем-то толковал. Отрезвление наступило внезапно.

    Впереди вдруг вспыхнул прямой зеленый луч фонарика, ослепил его и осветил

    высокую, тонкую женскую фигуру на тропинке. Голос из этого луча позвал:

    - Владимир Михайлович...

    - Даша! - крикнул он, бросаясь вперед, и сразу же стало опять темно.

    Пропал ли отец Андрей сейчас же или все время был с ними третьим, но стоял

    в темноте - от так и не помнит и потом тоже выяснил не с полной точностью.

    Во всяком случае, голоса он больше не подал.

    - Дядю сегодня увезли, - сказала Даша из темноты.

    - Что? Как? - крикнул Корнилов и стиснул ее руку.

    С этой минуты все, что он говорил ей и слышал от нее, он помнит в

    каких-то отрывках, словно в скачущем луче фонарика. То свет, то темнота.

    Он хорошо помнит, что она сказала:

    - Достучался один военный. Очень вежливый. Поздоровался. Попросил

    поехать с ним на час. Сказал, что потом доставит обратно. Я ждала, ждала,

    потом пошла к вам.

    - Я ничего не знал, - быстро ответил он зачем-то, а потом добавил: -

    Это, наверно, по поводу Зыбина. Ведь его тоже...

    Она вцепилась ему в руку.

    - Как?

    - Да вот так, - ответил он.

    Потом они стояли, молчали, подавленные всем этим, и вдруг он обнял ее

    за плечи и сказал:

    - Ничего, ничего, все образуется! - И в эту минуту ему действительно

    стало казаться, что все образуется. Что все так неважно, что об этом не

    стоит и думать. Потом Даша вдруг заплакала. Просто уткнулась ему в грудь и

    заплакала тихо, горько, как маленькая. А он гладил ее по волосам как

    сильный, старший и повторял: " Ничего, ничего".

    И спросил:

    - А бумажку-какую-нибудь он показывал?

    Оказалось, нет, не показывал. Просто военный сказал: " Я вас попрошу

    только на час, а потом сам вас довезу до дома..." И дядя как-то незаметно

    вздохнул и ответил: " Ну что ж, едемте! " И поглядел на нее, будто хотел

    что-то сказать, но так ничего и не сказал. Просто снял пиджак, оделся и

    вышел за военным. А на дороге, под горой, стояла, светила лиловыми фарами

    машина, и за рулем сидел шофер. Вот так все и случилось.

    - Да, - сказал. Корнилов, - да, это уже случилось. Ну что ж, пойдемте

    ко мне.

    И опять он был совершенно спокоен.

    Когда они вошли, он повернул выключатель. Зажегся свет.

    - Вы смотрите, починили-таки электростанцию! - удивился он, и, хотя это

    было совершеннейшим пустяком, он почему-то очень обрадовался. Подошел к

    столу, отодвинул стул и сказал Даше просто и обыденно: - Садитесь,

    пожалуйста! Не убрано у меня, конечно, и грязюка страшенная, но...

    - Ничего, ничего! - ответила она так же обыденно, по-школьному и, вот

    странность, - улыбнулась!

    И он тоже улыбнулся.

    Отчаянность и бесшабашность, как крепкое вино, били ему в голову.

    - Ничего, как увезли, так и привезут, - сказал он бодро и твердо. - Вот

    что с нами-то будет...

    Она воскликнула:

    - С вами?!

    - С нами, - кивнул он головой, - со мной, с Зыбиным.

    - А его не... - Она сидела выпрямившись и смотрела на него блестящими,

    большими от слез глазами (в комнате было очень светло).

    - Нет, - ответил он, - нет, его-то не отпустят, он ведь не ваш дядя.

    Нет, нет, нас если берут, то уж совсем. Придут с ордером, возьмут, и

    тогда, как говорится, отрывай подковки!

    Ему доставляло какое-то жестокое удовольствие и сознавать и говорить

    это.

    - Как, как? - переспросила она. - Отрывай...

    - Подковки, подковки, - повторил он, - так дед-столяр говорит. Ну тот

    старик, что был как-то у вас в гостях вместе с директором.

    Даша все смотрела на него.

    - А за что? - спросила она.

    Он рассмеялся.

    - Милая, да это вы их спросите. И знаете, как на этот вопрос они вам

    ответят?

    - Как?

    Он опять улыбнулся и махнул рукой.

    - Даша, Даша, - сказал он с какой-то страдальческой нежностью, - какая

    вы еще маленькая.

    И такой у него был ласковый и хороший голос, когда он произносил вот

    это " маленькая", что она невольно улыбнулась сквозь слезы. Он подошел и

    обнял ее за плечи.

    - Вот слушайте, что я вам сейчас скажу, - произнес он, наклоняясь над

    ней. - Дядя ваш, может быть, уже сейчас дома. Но придете - не говорите

    ему, что вы были у меня.

    - Почему?

    - Ну просто не надо, и все. Слушайте дальше. Его привезут, и он,

    наверно, с час будет молча ходить по комнате. Потом выпьет водки. Много.

    Наверно, стакана полтора. Потом подзовет вас и скажет, чтоб вы никому не

    рассказывали о том, что его куда-то увозили. " А то пойдут лишние

    разговоры. Зачем? Не надо", - скажет он. Вы ему должны ответить: " Хорошо,

    дядя Петя". " И Корнилову ни-ни", - скажет он. И вы, опять ответите:

    " Хорошо". Вот и все. А дядя ваш, вот вы увидите, как он изменится с этой

    ночи. К лучшему, к лучшему, Дашенька! Будет ласковым, тихим, общительным,

    только, пожалуй, один на один начнет еще больше на вас цыкать, чтоб вы не

    распускали язычок. Гости у " вас начнут появляться всякие, компании одна

    веселей другой.

    - Дядя всегда любил гостей, - сказала Даша, словно защищаясь от

    чего-то. Она сейчас смотрела на него почти испуганно.

    - А это не то, не то! - отмахнулся Корнилов. - Не тех гостей он любил.

    Вы теперь совсем новых увидите. Таких, которых раньше он и близко не

    подпускал, называл сволочами, трепачами, элементом.

    - Я не понимаю вас, - сказала Даша жалобно. - Я ничего не понимаю, что

    вы такое говорите. Вы мне объясните, пожалуйста.

    А он все ходил по комнате, и веселая злость захлестывала его все больше

    и больше.

    - Впрочем, он, может быть, будет и совсем другим - гостей тогда вы

    больше вообще не увидите. Он сделается угрюмым и неразговорчивым. Кроме

    работы, ничего не захочет знать. В компанию его не затянешь, скажет: " Ну

    их всех! Надоели! " Но это вряд ли. Очевидно, все пойдет так, как я вначале

    говорил.

    - Как?

    - Очень весело и шумно.

    - Вы очень страшно говорите, - сказала Даша жалобно.

    - Да, страшно. Да ведь то, что сейчас происходит, это очень страшное и,

    главное, непонятное, то есть я-то этого понять не могу, а другие-то все

    понимают. Вот, например, Георгий Николаевич, вы ведь, кажется, хорошо к

    нему относитесь? Этот все понимает. До точки. И не только понимает, но и

    объяснить все может. Своими словами! А своих слов у него сколько угодно, и

    все они как на подбор хорошие.

    - Почему вы так говорите?

    - А потому, что слышал, как вам он пел про изменников и предателей.

    Лежал рядом в кладовке и заслушивался. Очень современные мысли товарищ

    высказывал! Очень! Эх, много бы я дал за то, чтобы послушать, как он

    там-то с ними разговаривает! Нелегко им придется.

    - Вы правда так думаете? - спросила Даша.

    - Клянусь последним днем творенья! Следователь ведь может только орать

    и материться. А тут они в один голос вдруг запоют. Кто кого перепоет!

    Знаете, как волк с лисой спорил о том, кто больше медведя любит?

    - Ну зачем вы так? - огорчилась Даша. - Он такой хороший.

    - А мы что, плохие? Мы ведь тоже ничего себе. Одна только беда - не

    понимаем мы многого. Вот Зыбина посадили, и вы не понимаете, как, за что и

    почему, а вот если бы вас посадили или меня, он сразу понял бы и почему и

    за что. Он ведь историю французской революции назубок знает! Он столько

    вам умных да красивых слов выскажет о том, что никому на свете верить

    нельзя, кроме него, конечно. Он - сама истина. А вот видите - оказывается,

    и истине этой кто-то взял да и не поверил.

    - А вы радуетесь? - спросила Даша горько.

    Корнилов с разбега остановился и посмотрел на нее.

    - Радуюсь? - повторил он как бы в раздумье печально и вдруг согласился,

    кивнул головой. - Да, пожалуй, я радуюсь. Горько радуюсь: ведь и меня ждет

    то же самое! Возьмут, привезут куда надо и спросят: " А почему ты медведя

    не любишь? " И ничего не поделаешь - не люблю! Ох как не люблю его,

    мохнатого! А ведь это смертный грех - не любить медведя! А вот Зыбин

    любит! Только сейчас ему другие люди - тоже языкастые - объясняют, что он

    еще недостаточно медведя любит, что он еще недостаточно идейно его любит.

    А любить медведя не так - это страшный грех. Медведя надо любить не за то,

    что он мохнатый и столько людей подрал и пожрал - нет! это Боже избави! -

    а за то, что он рвет и ревет: " Помните, самое ценное на свете - человек".

    - И Корнилов засмеялся длинно, оскорбительно, глумливо.

    - А что, разве не так? - спросила Даша.

    - Чепуха! Бред собачий! " Дрянь и мерзость всяк человек", - сказал

    Гоголь, вот это точно! Так оно и есть! Тряпка рваная больше стоит, чем

    человек! Навоз и то удобрение, и то больше - его не бросают зря. А меня

    вот взяли и однажды ночью за шиворот из того дома, где я родился,

    выбросили. Даже вещей как следует собрать не дали! Три дня на ликвидацию

    дел, и лети воробышком! За что, почему, как? Никто не объяснял! " Высылка

    без предъявления обвинений" - есть у нас такая юридическая формула. С

    тобой не говорят, тебя не спрашивают, тебе ничего не объясняют, потому что

    объяснять-то нечего. Просто кто-то - кто тебя и не видел никогда - решил

    по каким-то своим шпаргалкам, что ты опасный человек. И вот тебя взяли за

    шиворот и выбросили. Ходи по какому-нибудь районному центру и не смей

    поднимать глаз. На тебя взглянут, а ты поскорее глаза в сторонку, голову

    пониже и бочком, бочком мимо. А самое-то главное - не смей никому

    говорить, что не знаешь, за что тебя забросили сюда. Должен знать! Обязан!

    И переживать свою вину тоже обязан! А главное - каяться должен! И

    вздыхать! Иначе же ты нераскаянный. Ничего не понял. А знаете, как теперь

    допрашивают? Первый вопрос: " Ну, рассказывайте". - " Что рассказывать? " -

    " Как что рассказывать? За что мы вас арестовали, рассказывайте". - " Так я

    жду, чтобы вы мне это рассказали". - " Что? Я тебе буду рассказывать? Да ты

    что? Вправду ополоумел! Ах ты вражина! Ах проститутка! А ну-ка встань! Как

    стоишь? Как стоишь, проститутка? " - там это слово особенно любят. " Ты что,

    проститутка, стоишь, кулаки сучишь? В карцер просишься? У нас это скоро! А

    ну, рассказывай! " - " Да что, что рассказывать? " - " Что? Мать твою! Про

    свою гнусную антисоветскую деятельность рассказывай! Как ты свою родную

    Советскую власть продавал, вот про что рассказывай! " И матом! И кулаком! И

    раз по столу! И раз по скуле! Вот и весь разговор.

    - Нет, вы шутите? - спросила Даша.

    Он усмехнулся.

    - За такие шуточки сейчас знаете?.. Шучу? Нет, это не я шучу. Это еще

    кто-то с нами шутит, и бес его знает, до чего он дошутится. Но до чего-то






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.