Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема оптимального распределения упражнений






Исходя из только что изложенных общих принципов, можно теперь поставить вопрос о наилучшем распределении периодов упражнения и отдыха для достижения наибольшей эффективности научения. Этот воп­рос изучался в двух категориях работ: в одном случае периоды упражне­ния оставались постоянными, в то время как длительность отдыха сис­тематически изменялась; в другом — оставались постоянными периоды отдыха и изменялась продолжительность упражнений.

А. Влияние изменения периодов отдыха. Если систематически ва­рьировать временные интервалы между упражнениями, оставляя неиз­менной длительность последних, то можно найти оптимальный интервал (величина его колеблется иногда в довольно широких пределах), для ко­торого количество упражнений будет наименьшим.

5 Зак. 5582



Тема 19. Психология памяти


Трэвис1 изучал влияние интервалов в о мин, 20 мин, 48 ч, 72 я и 120 ч на выполнение двигательных упражнений длительностью в 5 мин. Оп­тимальным оказался 20-минутный интервал. Однако длительность это­го оптимального интервала меняется в зависимости от характера задачи, и даже для одной и той же задачи его величина может колебаться в широких пределах. Пьерон2 предлагал испытуемым заучивать ряд из 18 бессмысленных слогов; заучивание производилось с интервалами в 30 с, 1, 2, 5, 10 и 20 мин, 24 и 48 ч. Упражнение (при всех интервалах) про­должалось до первого безошибочного повторения ряда слогов. Были по­лучены следующие результаты [см. табл. 5].

Как отмечает автор, «от интервала в полминуты и до интервала в десять минут, в 20 раз превосходящего первый, количество необходимых

[Таблица 5]

Длительность интервала между двумя последовательными предъявлениями рядов

 

  30 с 1 мин 2 мин 5 мин 10 мин 20 мин 24 ч 48 ч
Количество предъявлений,                
необходимых для достижения           4, 5    
критерия научения                

для заучивания предъявлений материала сокращается более чем на две трети». Оптимальным является интервал начиная с 10 мин, однако и ин­тервалы в 20 мин и 24 ч также имеют преимущества в плане эффектив­ности упражнения. <...>

Б. Влияние изменения продолжительности упражнений. Какой дол­жна быть продолжительность упражнений при постоянном временном интервале между упражнениями для того, чтобы можно было достигнуть максимальной продуктивности научения? В исследовании Йоста3 испы­туемые заучивали ряды бессмысленных слогов в различных эксперимен­тальных условиях:

условие А: ряд заучивается в течение 3 дней, по 8 повторений в день; проверка запоминания производится на 4-й день;

условие Б: ряд заучивается в течение 6 дней, по 4 повторения в день; проверка запоминания производится на 7 день;

условие В: ряд заучивается в течение 12 дней, по 2 повторения в день; проверка запоминания производится на 13-й день.

1 См.: Travis R. The effect of the length of rest period on motor learning, '/ J. Psychol.
1937. Vol. 3. P. 189-94.

2 См.: Piiron H. Recherches experimentales sur les phenomenes de memoire /, ' Annee
psychol. 1913. Vol. 19. P. 91-193.

3 См.: Jost A. Die Assozationsfestigkeit in ihrer Abhiingigheit von der Verteilung der
Wiederholungen // Z. Psychol. 1897. Bd. 14. S. 436-472.


Флор ее Ц. [Методы и результаты исследования памяти] 67

[Таблица 6]

Количество правильных ответов через • 24 ч после завершения упражнений (по Йосту)

 

  Условие А Условие Б Условие В
  (8 повторений в день) (4 повторения в день) (2 повторения в день)
Испытуемый В      
Испытуемый М      

Сравнение количества правильно воспроизведенных слогов показа­ло [см. табл. 6], что наилучшее сохранение наблюдается при самых ко­ротких периодах упражнения (по 2 повторения в день) и что эффектив­ность запоминания уменьшается, когда число предъявлений материала за определенный период работы увеличивается.

Результаты, полученные другими авторами, подтверждают суще­ствование оптимального периода упражнения, однако продолжительность этого периода сильно варьирует в зависимости от характера и сложности задачи и индивидуальных особенностей испытуемых. Это относится и к области психомоторного научения. <...>

Выводы Йоста сохраняют свою значимость и в свете последних ис­следований: когда материал таков, что его можно заучить при сравни­тельно небольшом числе повторений, предпочтительнее использовать метод концентрированного научения; если же, наоборот, для овладения материалом необходимо значительное число повторений, то тогда, бес­спорно, наиболее экономичным окажется метод распределенного науче­ния. <...>

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.