Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схемы, сценарии и прототипы






Семантические сети и схемы — две тесно связанные гипотетичес­кие формы репрезентации (представления) информации в памяти. Каж­дая из них имеет свои достоинства, и поэтому полное теоретическое опи­сание, вероятно, будет включать обе эти формы. Но одни только сети и схемы не выдержат испытания на достаточность. Требуется нечто боль­шее. [Здесь] я хочу рассмотреть некоторые недостатки обоих способов представления информации, а также предложить ряд дополнений к ним.

Семантические сети полезны для представления формальных отно­шений между вещами — для того, чтобы показать, что Сэм, охотничья соба­ка моего сына, относится к разряду собак и что собаки, будучи животными, живыми организмами и физическими телами, должны обладать определен-



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


ными свойствами и признаками. Сети наиболее эффективны всюду, где воз­можна достаточно простая и последовательная классификация.

Схемы представляют собой организованные пакеты знания, собран­ные для репрезентации отдельных самостоятельных единиц знания. Моя схема для Сэма может содержать информацию, описывающую его физи­ческие особенности, его активность и индивидуальные черты. Эта схема соотносится с другими схемами, которые описывают иные его стороны. Например, одна из схем описывает прототипическую активность: доста-вание палки, заброшенной в море (собака плывет за палкой по волнам и возвращается с нею).

Рассмотрим схему доставания палки. Она содержит информацию разного рода. Речь идет о деревянной палке — удержится ли она на воде? Вероятно, вы предположили, что удержится, исходя из ваших знаний о свойствах дерева. Такого рода свойства можно вывести из семантических сетей. Так же обстоит дело со свойствами собак. Я полагаю, что вы пред­ставили себе собаку с четырьмя ногами, хвостом и другими признаками всех собак.

В истории с доставанием палки есть и другие аспекты. В ней име­ется типичная последовательность событий. Я нахожу палку и показы­ваю Сэму. Он сидит около меня, когда я бросаю ее как можно дальше в море. По сигналу Сэм бросается за палкой. Бели он не находит ее, то начинает плавать кругами, сначала постепенно подвигаясь в мою сторо­ну, а затем удаляясь от меня. В конце концов он или находит палку, или (редко) возвращается без нее. Он бежит " о мне, останавливается непода­леку, отряхивается, хватает палку и подносит ее к моей протянутой руке (поразительный пес этот Сэм!).

В моей памяти об этом сохраняются и специфические моменты, и общее представление о действиях собаки. При некоторых бросках Сэм может не дожидаться сигнала; иногда он кладет палку в мою руку только после нескольких попыток. И все же когда я мысленно просматриваю, что делает Сэм на берегу, то вспоминаю более простой, стереотипный вариант. У Сэма установилось закономерное, рутинное поведение. У меня такое чув­ство, словно каждый из нас разыгрывает свою роль в пьесе. Каждый выпол­няет приятный ритуал.

Такая ритуализация поведения привлекла внимание некоторых тео­ретиков. Получается так, будто мы обладаем собранием сценариев для многих ситуаций: в подходящих случаях мы просто извлекаем один из них и следуем ему; такие ритуализованные действия называют «сценари­ями», «играми» или «стереотипами». На этом представлении основан один из аналитических приемов — так называемый transactional analysis. Попу­лярная книга на эту тему называется «Игры людей» («Games people play»). Некоторые теоретики памяти разрабатывают идею о том, что многое в че­ловеческом поведении — ив памяти об этом поведении — управляется сценариями. Слово «сценарий» имеет здесь особый смысл, который лишь


Норман Д. [Схемы]



отчасти соответствует определению этого термина в обычном словаре, так как это не текст роли в пьесе, где точно записано каждое слово или дей­ствие. Скорее это общая инструкция о порядке действий и взаимоотноше­ниях между участниками события. Основная идея состоит здесь в том, что некоторые цепочки действий сравнительно стереотипны, как будто они за­писаны в сценарии, направляющем поведение. Такие сценарии позволяют наблюдателю какого-то события предсказать, что произойдет дальше; при повторении достаточно привычного события сценарий указывает, как по­ступать. Например, поведение Сэма с палкой, ход событий при посещении ресторана или прием у врача следует рутинной схеме. Выдвигается мысль, что структуры человеческой памяти содержат единицы знания типа сцена­риев, позволяющие толковать и предсказывать текущие события, а также хранить в памяти и вспоминать события прошлого.

Посмотрим, каким может быть в общих чертах сценарий поведения в ресторане. Вы входите в ресторан и находите свободный столик — иног­да сами, а иногда ждете, чтобы вам его указали. Садитесь и ждете. Через некоторое время подходит официант и подает вам меню (а в Соединен­ных Штатах также стакан воды). Официант уходит, потом возвращается, чтобы принять заказ. Немного погодя он приносит кушанья, и вы едите. Затем официант вручает вам счет, и вы платите или ему самому, или в кассу. Оставляете чаевые, даже если еда вам не понравилась.

Все знают, что бывают исключения из такого сценария. В некото­рых ресторанах вы сначала платите, потом получаете еду. В других вы только подписываете счет, а платите в конце месяца. Иногда поведение официанта предсказуемо иное. В кафетериях порядок иной. В других странах рестораны иные. Чтобы охватить разные варианты, может потре­боваться несколько сценариев —возможно, 10 или 12 (но, как говорят сто­ронники этой теории, не 100 и не 1000). Мне кажется вполне возможным, что несколько ресторанных сценариев могут охватить большой комплекс повседневного опыта. Когда я вхожу в новый для меня ресторан, я изу­чаю его интерьер, смотрю на других посетителей, на официантов. Я ре­шаю, как мне себя вести (в кафетериях сразу сажусь, в ресторанах жду, пока меня усадят, и т.п.). Когда я определил тип ресторана, я уже знаю сценарий, знаю, как поступать. Если я ошибусь, это несоответствие будет достаточно заметно, чтобы привлечь внимание других посетителей.

Удивительно, какая большая доля нашего поведения следует про­стым сценариям: посещение кино, библиотеки, портного, врача; урок в школе; деловой завтрак.

Представление о сценариях несколько спорно. С одной стороны, они полезны как примерное руководство для многого в деятельности челове­ка. С другой стороны, они, пожалуй, слишком жестки и упрощенны, что­бы охватить реальные ситуации. Однако они оказались полезными ору­диями для тех, кто работает в области искусственного интеллекта и за­нимается машинными программами, которые «разумно» взаимодействуют



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


с пользователем. Исследователи в Йельском университете распределили много различных типов событий по разным сценариям. У них имеются простые сценарии для событий, происходящих при сильных землетрясе­ниях, правительственных кризисах, экономических бойкотах, гражданских беспорядках. Это знание событий заложено в машинную программу, ко­торая обладает достаточным знанием английского, чтобы читать сообще­ния телеграфных агентств, относить их к сценариям того или иного рода, а затем выдавать общие сведения любому сотруднику лаборатории, кото­рый интересуется данным вопросом. «Землетрясение в Гватемале», «ОПЕК повышает цены на нефть», «Террористы захватили аэропорт», «Иран от­зывает своего посла» — для каждой из этих новостей имеется краткий конспект, основанный на сценарии подобного события. Программа просто вписывает подробности и таким образом резюмирует мировые события по подлинным текстам сообщений телеграфных агентств, причем дела­ет это сразу, по мере их поступления по телефонной связи. Так ли дей­ствует человек? Сомневаюсь, но сценарии кажутся мне полезным первым приближением, одним маленьким шагом из множества тех, которые нам предстоят. Как бы мы ни оценивали концепцию сценариев в связи с про­блемой механизмов памяти, эта концепция пытается объяснить один из самых важных моментов, а именно то, что наши впечатления от событий следуют определенному стереотипу. Представление о сценариях — один из способов отображения этого факта. Подобные же рассуждения приме­нимы к нашим знаниям о понятиях. В самом деле, наиболее серьезное возражение против концепции семантических сетей состоит в том, что они не объясняют упомянутой стереотипности.

Семантические сети были придуманы для того, чтобы отображать связи между понятиями. И они вполне справляются с этим, но, с точки зрения психолога, который хотел бы создать модель человеческой памя­ти, они справляются с этим слишком успешно. Например, прямолиней­ная интерпретация семантических цепей приводит к следующему: если человек узнал, что губка — животное, то это знание можно закодировать точно так же, как знание того, что волк — животное. В этом-то и заклю­чается проблема.

Животное ли губка? Ну конечно, животное. Все мы откуда-то узна­ем об этом. Но если только мы не разбираемся хорошо в зоологии, то тот факт, что губка — животное, не столь очевиден, не столь удобопонятен, как то, что волк — животное.

Рассмотрим следующих животных: волк; человек; пингвин; губка.

Эти животные расположены в списке в порядке убывающего «соот­ветствия» понятию животного. Такой порядок говорит об определенной репрезентации; он таков, как будто существует идеальное животное-про­тотип, а другие тем меньше соответствуют общему представлению о жи-


Норман Д. {Схемы]



вотном, чем они дальше от этого «идеала». Такую концепцию подтверж­дают и экспериментальные данные. Для учащихся средней школы в Се­верной Каролине «идеальное животное» оказывается чем-то вроде волка или собаки. Интересно, что таково же «идеальное млекопитающее»; для этих учащихся понятия «животное» и «млекопитающее» очень близки. Более того, они не относят людей и птиц к животным. Хотя, как я пола­гаю, испытуемые в этом эксперименте хорошо знали правильную биоло­гическую классификацию животных, их мысленные представления дели­ли весь животный мир на людей, животных, птиц, рыб и насекомых. Жи­вотное — это нечто подобное волку. Птица — какой-то сплав из голубя, воробья и малиновки. Кит гораздо ближе к прототипу рыб, чем к прото­типу млекопитающих. Безусловно, так организованы и мои мыслитель­ные структуры, хотя я прекрасно знаю, что биологическая классификация совсем иная. Я с трудом воспринимаю губку как животное. Обычно губ­ка для меня — это то, что я покупаю для уборки в доме (иногда бывают и пластмассовые «губки»). Я видел настоящих, живых губок, растущих на кораллах в тропических водах, но там они не соответствуют ни моему представлению о животном, ни моему представлению о губке (и уж тем более о кухонной губке). Структуры моего знания о животных, вероятно, вполне хороши и упорядочены, когда животные близки к прототипу. Но эти структуры становятся совсем спутанными в нетипичных случаях, ког­да речь идет, например, о пауках и губках, пингвинах и летучих мышах. Некоторые психологи углубленно исследовали представления, связанные у людей с рядом основных понятий, и нашли, что они опираются на мало обоснованные, весьма спутанные структуры знания, иногда взаимно про­тиворечивые. Мне очень не хотелось бы открыто признать это, но мое истолкование некоторых основных понятий, наверное, тоже противоречи­во. Вероятно, таковы структуры знания у всех людей.

В теоретическую модель репрезентации знания в человеческой па­мяти необходимо включить представление о прототипах и о «соответ­ствии» прототипам. Семантические сети плохо справляются с задачей отобразить эту идею. Нужен какой-то механизм, посредством которого мысленные прототипы понятий могли бы быть закодированы так, чтобы каждый конкретный случай оценивался по тому, насколько он близок к этому прототипу или типичному представлению. Кодирование — это, по существу, то, что можно проделывать со схемами, т.е. с теми организован­ными пакетами знания, о которых мы говорили несколько раньше. Схе­ма может быть теоретической моделью «прототипного» знания понятий, подобно тому, как сценарий явился моделью прототипного знания после­довательностей событий.

Как используются схемы и сценарии в интерпретации повседневных событий и восприятий, а также в памяти о них? Выяснению этого вопроса существенно помогают наблюдения над ролью прототипного знания. Схе­мы должны быть организованы вокруг некоторого идеала или прототипа, и


604 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

должны содержать значительную информацию о соответствующих поняти­ях, в том числе о типичных особенностях обозначаемых ими объектов.

Добавление «типичных особенностей» придает схемам значитель­ную силу и неожиданно помогает объяснить некоторые аспекты поведе­ния человека. Так, например, схема «животное» может сообщать, что у такого организма есть одна голова; схема «млекопитающее» — что у него четыре конечности, а схема «человек» — что у него две руки и две ноги. Схема «птица» может констатировать, что это животное летает, а схема «почтовый ящик США» — что он синий. Эти сведения о типичных чер­тах выполняют несколько функций. Во-первых, людям эта информация знакома, и, если спросить их, они сообщат ее. Во-вторых (что более важ­но), если нет прямых указаний на обратное, то типичные схемы скорее всего действительны. Например, если я говорю о собаке, вы будет считать, что у нее есть голова, четыре ноги и хвост. В самом деле, вы решите, что если бы у данной собаки было три ноги, то я сказал бы об этом. В разго­воре мы вполне полагаемся на наше общее знание, и нет нужды расска­зывать все об обсуждаемом предмете.

Эти типичные особенности можно назвать подразумеваемыми: пред­полагается, что они есть в любом случае, когда нет специального указа­ния на что-либо иное. Именно так я предполагаю, что вы ростом от по­лутора до двух метров, что вы едите три раза в день (в обычные часы), что у вас две ноги и т.д. Я мог ошибиться, и тогда я изменю эти призна­ки в той схеме, которую построил для вас в памяти. В целом принятие подразумеваемых особенностей очень упрощает переработку информации.

Понимание любого конкретного случая определяется тем, насколько он соответствует существующей схеме (прототипу). По-видимому, мы оце­ниваем вещи по их соответствию прототипам, и плохо построенные прото­типы могут привести к ошибочным интерпретациям и предположениям.

Что происходит, когда мы применяем схемы к нашему знанию лю­дей? Обладаем ли мы схемами для «толстяков» (означающими, что они ве­селые), для «напористых» или для «скаредных» людей? Служат ли схемы механизмами стереотипизаций? И если да, то заметьте, что стереотипизация вообще является ценной операцией, так как она позволяет делать обшир­ные выводы на основе частичного знания. Но стереотипы людей могут ока­заться предательскими, так как из-за них кому-нибудь, кого мы сочтем близким к стереотипу, мы можем ошибочно приписать определенные ка­чества. И что еще хуже, стереотипы могут быть использованы подсозна­тельно, без зловредного намерения. Не будет большой беды, если я по ошиб­ке припишу свойства рыб китам или свойства птиц летучим мышам. Но для общества может быть далеко не безразлично, если я сознательно или неосознанно приду к необоснованным выводам о каких-либо социальных или этнических группах.


У. Найссер

[ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ЦИКЛ. СХЕМЫ И ИХ ФУНКЦИИ]1

Световая информация

Гибсоновская теория восприятия начинается не с сетчаточного изоб­ражения. Она начинается с рассмотрения света, отражаемого от объектов и доступного для анализа в любой точке пространства. Сложные структур­ные свойства этого потока света определяются природой и положением объектов. Эта структура и специфицирует данные объекты, информация о них содержится в свете. Когда наблюдатель или объект движутся, некото­рые характеристики потока света остаются инвариантными, тогда как дру­гие меняются; эти инвариантные во времени характеристики еще более точно специфицируют «топографию» среды. Наблюдатель воспринимает благодаря тому, что он попросту «улавливает» эти инварианты. Может быть, ему и приходится специально искать информацию, но у него нет нужды перерабатывать ее, поскольку она вся уже содержится в свете.

Подход Гибсона имеет некоторые явные преимущества перед тради­ционным подходом. Организм для него не является чем-то пассивным, действующим под влиянием стимульных воздействий, скорее, он сам все время подстраивается к свойствам окружающей его среды, которые объек­тивно существуют, точно специфицированы и адекватно воспринимаются. Акцент на протяженном во времени сборе информации делает теорию Гиб­сона приложимой к гаптической (связанной с осязанием) и акустической информации точно так же, как и к световой, по крайней мере в принципе. Наиболее важной особенностью этой теории является указание на то, что исследователям восприятия следует стремиться скорее к созданию новых и более богатых способов описания информации, содержащейся в стимулах, чем к построению все более тонких гипотез относительно внутренних пси-

1 Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. С. 40-52, 71-82.



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


хических механизмов. «Экологическая оптика» Гибсона представляет со­бой попытку такого описания. (С моей точки зрения, недавнее описание оптической информации как совокупности пространственных частот1 явля­ется еще одной перспективной попыткой этого рода, хотя сам Гибсон в этом сомневается.)

Несмотря на указанные достоинства, теория эта остается в некото­рых отношениях неудовлетворительной. В ней, совершенно очевидно, ни­чего не говорится о том, что происходит в голове воспринимающего. Ка­кие когнитивные структуры необходимы для восприятия? Чем отлича­ются воспринимающие субъекты друг от друга? Что происходит, когда мы выбираем то, на что смотреть, и как мы научаемся видеть лучше? Почему возможны иллюзии и ошибки, если восприятие — это всего лишь сбор уже существующей и вполне специфической информации? Как следует по­нимать другие когнитивные процессы — воображение, запоминание, мыш­ление, где двусторонняя связь между организмом и средой слаба или во­обще отсутствует?

Некоторые из этих вопросов, особенно касающиеся когнитивного развития и перцептивного научения, рассматриваются в работе Элеоно­ры Гибсон2. Как она показала, различие между тренированным и нетре­нированным наблюдателями состоит не в том, что первый добавляет не­что к стимулу, а в том, что он способен извлечь больше информации из него: он обнаруживает признаки и структуры высших порядков, к кото­рым не восприимчив «наивный» наблюдатель. Новорожденный игнори­рует информацию, которую старшие дети и взрослые усваивают без вся­ких усилий. Для обоих Гибсонов задача психологии состоит в том, что­бы описать эту информацию. Однако этого, видимо, недостаточно; другая, не менее важная, задача состоит в том, чтобы понять внутренние когни­тивные структуры воспринимающего и способы их изменения.

1 В качестве простой пространственной волновой структуры может рассматриваться
не только вертикальная решетка, образованная равноотстоящими линиями; любая опти­
ческая структура может быть представлена с помощью Фурье-анализа как результат на­
ложения ряда таких волновых структур - точно так же, как любая меняющаяся во време­
ни акустическая волна может быть представлена в виде суммы синусоид. Этот способ
анализа, предложенный Кэмпбеллом и Робсоном (см.: Campbell F.W., Robson J.G. Application
of Fourier analysis to the visibility of gratings // Journal of Physiology. London, 1968.197.
P. 551-556.), позволил получить замечательные результаты. Последний обзор их см. в
работе Секьюлера (Sekuler R. Spatial vision // Annual Review of Psychology. Potomac:
Md.r Lawrence Erlbaum Associates, 1974. 25. P. 195-232.).

2 В дополнение к систематическим «Principles of perceptual learning and develop­
ment. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1969* Э.Гибсон выполнила недавно изящный и
убедительный критический разбор всей концепции переработки информации (см.:
GibaonEJ. How perception really develops a view from outside the system // La Berge D.,
Samuels S.J. (Ms.). Basic processes in reading: perception and comprehension, 1977.). O
важном применении ее теории см.: Gibson EJ., Levin Я. The Psychology of Reading.
Cambrigde: Mass., MIT Press, 1976.


Найссер У. [Перцептивный цикл.Схемы и их функции]



Перцептивный цикл

По моему мнению, важнейшими для зрения когнитивными струк­турами являются предвосхищающие схемы, подготавливающие индиви­да к принятию информации строго определенного, а не любого вида и, таким образом, управляющие зрительной активностью. Поскольку мы способны видеть только то, что умеем находить глазами, именно эти схе­мы (вместе с доступной в данный момент информацией) определяют, что будет воспринято. Восприятие, действительно, — конструктивный процесс, однако конструируется отнюдь не умственный образ, возникающий в со­знании, где им восхищается некий внутренний человек. В каждый мо­мент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой ин­формации, делающие возможным для него принятие ее, когда она оказы­вается доступной. Чтобы сделать эту информацию доступной, ему часто приходится активно исследовать оптический поток, двигая глазами, голо­вой или всем телом. Эта исследовательская активность направляется все теми же предвосхищающими схемами, представляющими собой своего рода планы для перцептивных действий, так же как и готовность к вы­делению оптических структур некоторых видов. Результат обследования окружения — выделенная информация — модифицирует исходную схе­му. Будучи таким образом модифицированной, она направляет дальней­шее обследование и оказывается готовой для дополнительной информа­ции. Цикл этот представлен на рис. 1.

 
 


Рис. 1


608 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

Информация, собираемая зрением, по необходимости является опти­ческой и состоит из пространственных и временных световых структур. Однако оптическая информация может специфицировать объекты и со­бытия на различных уровнях абстракции и значения, причем схема, фун­кционирующая на одном уровне, не обязательно должна быть чувстви­тельной к другим уровням. Если мы видим, например, что кто-то улыба­ется, в наличии может быть информация, позволяющая определить (а) форму его зубов; (б) изменение положения его губ; (в) тот факт, что он выполняет некий культурно-значимый акт, например улыбается; (г) не­что касающееся его настроения: улыбка может быть либо веселой, либо сардонической, либо просто вежливой — в зависимости от контекста, в котором она имеет место. Когда мы воспринимаем настроение, мы нахо­димся в другом перцептивном цикле, чем когда мы воспринимаем дви­жение губ. У нас формируется иной (хотя, может быть, частично совпада­ющий) набор предвосхищений; мы выделяем информацию, распределен­ную в иных временных границах; мы пользуемся этой информацией для других целей и в результате по-иному запоминаем это событие. Таким образом, понятие перцептивного цикла объясняет, как можно восприни­мать значение наряду с формой и пространственным расположением.

Схема двумя различными способами обеспечивает непрерывность вос­приятия во времени. Поскольку схемы суть предвосхищения, они являют­ся тем посредником, через которого прошлое оказывает влияние на буду­щее; уже усвоенная информация определяет то, что будет воспринято впос­ледствии. (Таков механизм, лежащий в основе памяти, хотя последний термин лучше сохранить для тех случаев, когда образование схемы и ее использование разделены временем и изменившейся ситуацией.) Кроме того, некоторые схемы являются временными по самой своей природе. Если, например, объект движется, в световом потоке имеют место непрерыв­ные и сложные изменения. Если объект движется по направлению к вос­принимающему, оптические проекции каждого элемента текстуры поверх­ности движутся к периферии сетчатки; конфигурация на сетчатке наб­людателя подвергается непрерывному расширению. Нет необходимости предполагать, что это расширение воспринимается в виде серии дискрет­ных и по отдельности предвосхищаемых кадров, хотя его и можно смоде­лировать в виде такой серии в кино. Схема настраивается на оптическое событие в целом. Можно предвосхитить временные структуры, так же как и пространственные. Эта особенность схем еще более очевидна в случае других сенсорных модальностей, как мы это вскоре увидим. <...>

Совершенно очевидно, что треугольник, названный схемой, имеет сложную структуру. Но эту структуру не следует понимать как простой поток от периферии к центральным отделам мозга; она обслуживает про­цесс непрерывного взаимодействия. Мне кажется, что ее компоненты луч­ше рассматривать как вложенные в нее схемы, взаимодействующие со сре­дой по своим собственным законам <...>, а не как дискретные уровни с


Найссер У. [Перцептивный цикл.Схемы и их функции]



входом и выходом. Более того, хотя схема играет решающую роль в каж­дом перцептивном акте, она не является «перцептом» и не порождает перцепты где-либо в голове воспринимающего. Акт восприятия вообще не завершается перцептом1. Схема — лишь одна из фаз непрекращающей­ся активности, связывающей воспринимающего с окружающей средой. Термин «восприятие» относится ко всему циклу, а не к какой-то отдель­ной его части. Разумеется, схемы могут отделяться от тех циклов, внутри которых они изначально существовали; такое отделение составляет осно­ву всех высших психических процессов. Однако в таких случаях имеет место не восприятие, а воображение, планирование или намерение.

Это не означает, что мы не можем воспринять непредвосхищенную информацию. Как правило, однако, функция неожиданного стимула состо­ит в запуске цикла собственно восприятия; обычно в среде имеется дос­таточно непрерывной информации для того, чтобы поддержать начавший­ся цикл. И даже если ее нет, сам акт поиска такой информации создает для того, что воспринимается, своего рода контекст. Если этого не проис­ходит — если стимул и не предвосхищен, и не вызвал перцептивной ак­тивности, — случившееся окажет на нас лишь ограниченное и преходя­щее действие.

Предложенное здесь понимание восприятия2 мыслится нами не как радикальная альтернатива классическим теориям, а лишь как средство согласования их между собой и с повседневной реальностью. Гибсоны, несомненно, правы, утверждая, что световой поток (по отношению к под­вижной точке наблюдения) дает точную информацию о среде, которую и воспринимает индивид. Как это может быть неверным? Те, кто рассмат­ривает восприятие как процесс переработки информации, также правы: прием этой информации действительно обеспечивается сложными нейро­физиологическими механизмами. То же можно сказать и о третьей груп-

1 Некоторые философы были вынуждены постулировать существование перцептов
потому, что иногда мы как будто бы видим вещи, которых на самом деле нет: кино,
последовательные образы, двоящиеся образы, галлюцинации, сны и т.д. В большинстве
этих случаев имеет место своего рода «моделирование»: иными словами, наблюдатель
оказывается систематически неправильно информированным. Либо в реальной среде, либо
в какой-то части его зрительной системы моделируется информация, которая была бы в
наличии, если бы объект реально присутствовал. Механизм моделирования очевиден в
случае кино и едва ли менее очевиден в случае последовательных образов, двоящихся
образов и подобных феноменов. Такое моделирование обычно имеет незавершенный ха­
рактер и легко обнаруживается: мы узнаем кино или последовательный образ, когда
видим их. В этих случаях «перцепт» можно определить как тот конкретный объект (или
размытая форма и т.д.), который скорее всего обеспечил бы эту же самую информацию,
если бы он действительно присутствовал. Когда объект присутствует, нет никакой необ­
ходимости в постулировании отдельного перцепта.

2 Сходная точка зрения независимо была обоснована Хохбергом (см.: Hochberg J.
Attention, organization, and conciousness // Mostovsky D.J. (Ed.). Attention: contemporary
theory and analysis. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1970; Hochberg J. Motion pictures, eye
movements, and mental maps: perception as purposive behavior. Address presented at the

American Psychological Assosiation. Chicago, 1975).

39 Зак. 2228


610 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

пе теоретиков, включающей Брунера и Грегори1, которые описывают вос­приятие как процесс проверки и подтверждения гипотез. Каждая из на­званных точек зрения выделяет какой-то один аспект того, что обычно представляет собой непрерывную и циклическую активность.

Гаптическое восприятие

Ранее мы отметили, что осязательная чувствительность в значитель­но меньшей степени привлекала внимание ученых по сравнению со зрени­ем и слухом. Оптике и акустике, исследованиям зрения и нарушениям слуха посвящены специальные журналы; целые лаборатории занимаются психоакустикой и исследованиями зрения; за открытие фундаментальных механизмов этих двух модальностей вручались Нобелевские премии. Ося­зание же лишено для исследователей такой привлекательности и прести­жа, соответственно мы и знаем о нем гораздо меньше2.

Это объясняется рядом причин. Наиболее очевидно то, что зрение и слух имеют свои специализированные органы — осязаемые (!) и провоци­рующие внимание исследователя объекты. «Как работает глаз?», «Как ра­ботает ухо?» — эти вопросы звучат так, как будто правомерность постанов­ки их самоочевидна, и действительно ответы на них всегда находились. Осязание, гаптическое чувство кажется не имеющим столь специфичных механизмов. Поток гаптической информации поступает в нервную систе­му не через какую-либо единственную структуру, подобную сетчатке или базилярной мембране. Когда вы в темноте ощупываете предмет пальцами, пытаясь определить его форму, происходят изменения нервной активности в рецепторных клетках на всем пути от кожи кончиков пальцев до локте­вых суставов и выше. Такое место, где мог бы начаться процесс внутренней переработки информации, отсутствует <...>, и, следовательно, отсутствует очевидная отправная точка для исследования.

Столь же трудно изолировать или определить то, что является «сти­мулом» для осязания. Ничто в нем не соответствует моментальному еет-чаточному образу, служащему входным сигналом в большинстве иссле­дований зрения, или же спектру частот слышимого звука, в течение дол­гого времени выполнявшего ту же роль в психоакустике. В активном

1 См.: Bruner J.S. Personality dynamics and the process of perceiving // Blake R.,
Ramsey G.V. (Eds.). Perception - an approach to personality. N. Y.: Roland Press, 1951;
Bruner J.S. Beyond the information given: studies in the psychology of knowing. N. Y.:
W.W. Norton, 1973; Gregory R.L. The intelligent eye. N. Y.: McGrow-Hill, 1970; Gregory R.L.
The confounded eye // Gregory R.L., Gombrich E.H. (Eds.). Illusion in nature and art. London:
Duckworth, 1973).

2 Единственная известная мне современная работа, посвященная активному осяза­
нию, - это статья Дж. Гибсона (см.: Gibson JJ. Observations on active touch // Psychological
Review. 1962. 69. P. 477-491).


Найссер У. [Перцептивный цикл.Схемы и их функции]



осязании налицо только непрерывно происходящая деформация кожи, изменения положения суставов, скорости движения конечностей и дру­гие сложные феномены. Само различие между стимулом и ответом нео­пределенно: наблюдатель двигает рукой и воспринимает объект в одно и то же время.

Наконец, активное осязание нельзя навязать испытуемому в экспе­рименте. В большинстве исследований зрения испытуемый абсолютно неподвижен, в то время как экспериментатор по своему усмотрению зас­вечивает ему сетчатку. Аналогично психоакустики почти исключитель­но полагаются на исследования, где строго определенные звуковые вол­ны подаются в ухо испытуемому через прикрепленные к голове науш­ники. Использование этих пассивных процедур не ограничивается только испытуемыми-людьми; не в меньшей степени пригодны живот­ные и даже изолированные части нервной системы. Понятия, используе­мые в таких исследованиях — пороги, эквивалентные стимулы, рецептив­ные поля и т.п. — одинаково применимы как к отдельным нейронам сенсорной системы, так и к реальным индивидам. Ни эти методы, ни эти понятия не являются сколько-нибудь полезными при изучении осяза­ния. Разумеется, кожу пассивного животного можно трогать и стимули­ровать, и испытуемые могут различать предъявляемые таким образом стимулы. Такого рода исследования время от времени проводятся. Они, однако, вызвали мало энтузиазма, поскольку «восприятие» в этих усло­виях оказывается значительно менее точным по сравнению с ситуацией, когда воспринимающий имеет возможность передвигаться и обследовать окружение естественным для него способом.

Защищаемая в этой книге точка зрения предполагает иной подход к проблеме. Утверждение, что восприятие является процессом непрерывного обследования окружения и сбора информации, которое может показаться радикальным в отношении зрения, применительно к осязанию представ­ляется самоочевидным. Последовательность «исследовательское движе­ние» — «восприятие информации» — «последующее исследование» наблю­дается всякий раз, когда человек ощупывает объект рукой. Гаптическое восприятие, очевидно, не происходит в одно мгновение и не является ре­зультатом переработки единичного сенсорного стимула. Мы, конечно, слиш­ком мало знаем о том, как оно осуществляется. У нас нет адекватных тер­минов ни для описания типов информации, доступных осязанию, ни для описания типов движений, которые наблюдатель должен выполнять для получения этой информации. Но это справедливо и для зрения, о котором мы знаем меньше, чем обычно принято думать. Мы в состоянии объяснить его работу только в искусственно ограниченных ситуациях и в терминах сверхупрощенных моделей.

Еще один важный аспект перцептивного цикла особенно очевиден в случае осязания. Исследующие движения дают информацию не только об осязаемом объекте, но также и о конечности, трогающей этот объект.



Тема 16, Основные теоретические подходы к изучению познания


Гаптическая информация может специфицировать как форму осязаемо­го объекта, так и движения самих рук. Позднее <...> станет ясно, однако, что это в равной мере относится и к зрению. Любая перцептивная актив­ность дает информацию как о воспринимающем, так и о воспринимаемой

среде, о Я и о мире.

Слушание

Слушание является протяженной во времени активностью. Звуко­вые волны существуют только во времени; обычно нет какого-то опре­деленного момента, когда человек начинает слышать. Начальный момент звукового давления можно зарегистрировать, но услышать его нельзя. К концу некоторой акустической последовательности — например, шаги или произнесенное слово — слушающий оказывается уже слушавшим на протяжении некоторого времени; в начале ее он еще совсем ничего не слышал.

Хотя слух не требует исследующих движений, подобных движениям глаз или руки, в сущности, это та же самая циклическая активность. (Даже в случае зрения, разумеется, движения глаз являются лишь обычным со­провождением функционирования схем, но не обязательными его компо­нентами1.) Слушающий постоянно формирует более или менее специфичес­кие состояния готовности (предвосхищения) в отношении того, что должно последовать, основываясь на уже воспринятой информации. Эти предвосхи­щения — которые также следует описывать в терминах временных струк­тур, а не изолированных моментов — управляют тем, что будет выделено в следующий момент, и в свою очередь модифицируются воспринятым. В отсутствие их индивид слышал бы только бессмысленное, хаотическое сме­шение звуков.

Все мы располагаем предвосхищающими схемами в отношении структурированных звуков родного языка; именно поэтому мы слышим их как отчетливые и отдельные слова, в то время как разговор иностран­цев часто кажется почти непрерывным потоком. Мы формируем такие предвосхищения в процессе слушания каждого отдельного предложения; поэтому нам значительно легче опознавать слова в контексте, чем по от­дельности2. Именно из-за этой особенности восприятия речи его так труд­но смоделировать. Даже сегодня ЭВМ типа HAL, как в кинофильме «2001»,

1 Зрительное восприятие возможно, хотя и меаее эффективно, в -теж случаях, когда
движения глаза блокируются инструкцией на фиксацию; см., например, Llttman D.,
ВесЫеп R. Selective looking with minimal eye movements // Perception and Psyehophysies.
1978. 20. P. 189-196.

2 См.: Miller GA,, Helse GA„ Lichten W. The intelligibility of speech as a function of the
context of the test material // Journal of Experemental Psychology. 1951. 41. P. 329-335.


Найссер У. [Перцептивный цикл.Схемы и их функции]



продолжают относиться к области научной фантастики; никому еще не удалось так запрограммировать машину, чтобы она понимала речь в сколь­ко-нибудь широком объеме1.

Предвосхищения слушающего, равно как и смотрящего, не слиш­ком специфичны. Он не знает в точности, что он сейчас услышит; иначе зачем бы ему было и слушать? Было бы ошибкой полагать, что воспри­нимающие постоянно формулируют весьма специфические гипотезы относительно того, что произойдет в следующий момент, и отбрасывают их в пользу более подходящих, только когда обнаруживается их непригод­ность2. Перцептивные гипотезы редко имеют определенный характер. В каждый конкретный момент то, что было воспринято, предсказывает про­странственный источник и общую природу того, что будет получено в следующий момент, но не определяет это точно. Восприятие является проверкой гипотез лишь в очень общем смысле. Возможно, что это и наиболее подходящий смысл. Плодотворные научные гипотезы также имеют общий характер, они скорее направляют исследование, чем пред­писывают в точности, что будет обнаружено. Точные гипотезы, постули­руемые некоторыми специалистами в области философии науки, всегда уязвимы для противоречащих им фактических данных и играют лишь незначительную роль в осуществлении действительно продуктивных ис­следований.

Объединение информации разных модальностей

До сих пор мы обсуждали лишь одну модальность: зрение, осяза­ние или слух. Это соответствует давно сложившейся традиции. Неизмен­ное правило авторов книг по восприятию состоит в том, чтобы рассмат­ривать каждую модальность в одной или нескольких самостоятельных

1 Наилучшим приближением является программа HEARSAY, разработанная в универ­
ситете Карнеги-Меллона (см.: Erman L.D. Overview of the HEARSAY speech understan­
ding research // Computer Science Research Review 1974-1975. Pittsburgh: Carnegie-Mellon
University, 1975).

2 Эта ошибка была допущена мною. В 1967 г. я предположил, вслед за Халле и Сти-
венсом (см.: Halle M., Stevens K.S. Speech recognition: a model and a program for research
// Foder J.A., Katz J.J. (Eds.). The structure of language: readings in the psychology of
language. Bnglewood Cliffs, N. Y.: Prentice-Hall, 1964), что речь воспринимается по схеме
«анализ через синтез», имея в виду, что слушающий формулирует серию специфических
гипотез относительно сообщения и затем проверяет их по мере поступления акустичес­
кой информации. Теперь я не думаю, что дело обстоит именно так; это потребовало бы
постоянного генерирования невероятно большого числа ложных гипотез. Активные кон­
струкции слушающего должны быть более открытыми и менее специфическими, чтобы
они не подтверждались только в редких случаях.


614 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

главах. Я и сам так поступил в «Когнитивной психологии»1 где просле­живал движение сначала зрительной, а затем слуховой информации, начиная от стимула, по всем возможным уровням переработки. Такая организация вполне естественна с точки зрения модели внутренней пе­реработки информации. Если мы считаем, что информация выделяется специфическими детекторами признаков и перерабатывается в перцепт, то отдельный поток ее в каждой модальности является, очевидно, про­стейшим случаем. Поэтому это наиболее изученный случай. В 99 из каждой сотни экспериментов на восприятие (или, может быть, в 999 из каждой 1000) испытуемому предъявляются стимулы только одной мо­дальности.

В повседневной жизни дело обстоит совершенно иначе. Большин­ство событий, по крайней мере те, которые нам интересны и на которые мы обращаем внимание, связаны со стимуляцией более чем одной сен­сорной системы. Мы видим, что кто-то идет, и слышим звуки его шагов, или же слушаем, что он говорит, одновременно видя его лицо. Мы смот­рим на вещи, которые мы трогаем, и ощущаем движения нашего тела как кинестетически, так и визуально. Мы не только чувствуем вкус того, что у нас во рту, но и осязаем это; мы чувствуем движения органов речи, слышим звук произносимых нами слов. За рулем автомобиля мы чув­ствуем, как реагирует на управление машина, и вместе с тем наблюдаем за ее движением по дороге; участвуя в разговоре, мы замечаем жесты и позы наших собеседников в той же мере, в какой слышим слова и инто­нацию, с которой они произносятся.

Эта множественность источников информации, несомненно, исполь­зуется в акте восприятия. Схемы, обеспечивающие прием информации и направляющие дальнейший ее поиск, не являются зрительными, слуховы­ми или тактильными — они носят обобщенно перцептивный характер. Следить за событием — значит искать и принимать любую информацию о нем независимо от модальности, а также интегрировать всю эту инфор­мацию по мере ее поступления. Услышав нечто, мы стараемся увидеть это; и то, что мы видим, определяет локализацию и интерпретацию услы­шанного. Увидев нечто, мы протягиваем руку, чтобы потрогать это, и то, что ощущает наша рука, координируется с тем, что мы видим. Если бы в онтогенезе эти координации усваивались лишь в результате накопления значительного прошлого опыта, то можно было бы как-то оправдать иг­норирующих их исследователей. Однако в действительности эти коорди­нации, видимо, свойственны младенцам в той же мере, что и взрослым. Мы обращаем внимание на объекты и события, а не на сенсорные сигна­лы. <...> Важно помнить, что перцептивный цикл, как правило, предпо­лагает координированную параллельную активность нескольких сенсор­ных систем. <...>

1 См.: Neisser U. Cognitive psychology. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1967.


Найссер У. [Перцептивный цикл.Схемы и их функции]



(Определение схемы)

Здесь едва ли уместно подробно защищать или развивать ту точку зрения, что действие организуется так же, как восприятие, направляясь ожиданиями, которые в свою очередь, изменяются последствиями дей­ствия. Такую защиту следовало бы начать с обращения к истории воп­роса. Поколение назад главный спор между теорией «стимул — реак­ция» и «когнитивной» теорией научения у животных велся как раз по поводу того, что управляет поведением — подкрепление или ожидание. Сейчас я считаю, что обе стороны были правы в этом споре, так же как я думаю, что и Дж.Гибсон, и теоретики, подчеркивающие значение про­верки гипотез, в равной мере правы в своем понимании восприятия. Действительно, существует удивительная аналогия между этими теорети­ческими оппозициями. Гибсон, подобно радикальным бихевиористам, на­деется объяснить активность исключительно в терминах структуры сре­ды, все гипотетические объяснительные конструкты (включая «схему»!) представляются ему опасно менталистскими. Представителей крайних вариантов теории переработки информации или конструктивистских концепций, с другой стороны, мало интересует вопрос о том, какую имен­но информацию содержит реальная среда. Они, так сказать, оставляют воспринимающего запутавшимся в его собственной системе переработки информации, подобно тому как о старых когнитивных теориях говорили, что они позволяют «крысе, находящейся в лабиринте, блуждать в своих собственных мыслях». Не исключено, что, если предпринимаемая мною попытка примирить эти точки зрения посредством концепции перцеп­тивного цикла будет иметь успех, она сможет подсказать, каким обра­зом подойти к решению более старых проблем, касающихся поведения в целом.

Хотя восприятие не меняет мира, оно меняет воспринимающего. (То же, разумеется, относится и к действию.) Схема подвергается тому, что Пиаже называет «аккомодацией», и те же изменения претерпевает вос­принимающий. Он становится тем, что он есть, благодаря тому, что было им воспринято (или сделано) в прошлом; он продолжает создавать и из­менять себя, воспринимая и действуя в настоящем. Как говорят экзистен­циалисты, «существование предшествует сущности». Возможности каж­дого человека в отношении восприятия и действия совершенно уникаль­ны, поскольку никто другой не занимает его места в мире и не имеет в точности такого же жизненного опыта.

Видимо, нет лучшего слова, чем бартлеттовская «схема», для обозна­чения главной когнитивной структуры восприятия. (Вартлетт не был впол­не доволен им1, то же самое я могу сказать и о себе.) Поскольку этот тер-

1 См.: Bartlett Ж.С. Remembering. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1932. P. 201-202.


616 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

мин уже ранее широко употреблялся во множестве значений1, я попытаюсь как можно более четко определить, что я под ним понимаю. Схема — это та часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается. Схема принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема на­правляет движения и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации, вызывающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы.

С биологической точки зрения схема — часть нервной системы. Это некоторое активное множество физиологических структур и процессов; не отдельный центр в мозгу, а целая система, включающая рецепторы, афференты, центральные прогнозирующие элементы и эфференты. Внут­ри самого мозга должны существовать какие-то образования, активностью которых можно было бы объяснить организацию схемы и ее способность к модификации: объединения нейронов, функциональные иерархии, флук­туирующие электрические потенциалы, а также другие, пока неведомые нам вещи. Маловероятно, что столь сложная физиологическая активность может быть описана в терминах однонаправленного потока информации или единой временной последовательности операций. Она не просто на­чинается на периферии и через какое-то время достигает определенного центра; подобная активность должна включать в себя много различных реципрокных и латеральных связей. Она не может также начинаться в какой-то определенный момент времени и завершаться в другой; непре­рывное функционирование различных подсистем тем или иным образом накладывается друг на друга, порождая тем самым множество «храни­лищ информации* самых разных видов. Важно, хотя и чрезвычайно труд-

1 Среди тех, кто пользуется термином схема, особенно заслуживают упоминания Пи­аже (см.: Piaget J. The origins of intelligence in children. N. Y.: International Universities Press, 1952), Вудвортс (см.: Woodworth R.S. Experimental Psychology. N. Y.: Holt, 1938), Кэган (см.: Kagan J. Change and continuity in infancy. N. Y.: Wiley, 1971) и Познер (см.: Posner M.J. Cognition: an introduction. Glenview, Illinois: Scott, Foresman, 1973). Новым важным систематическим употреблением этого термина мы обязаны Рамелхарту, Нор­ману и их сотрудникам из Калифорнийского университета в Сан-Диего (см.: Bobrow D.G., Norman DA. Some principles of memory schemata //Bobrow D.G., Collins A.M. (Eds.). Representation and Understanding. N. Y.: Academic Press, 1975; Rummelhart D.E. Notes on a schema for stories // Bobrow D.G., Collins A.M. (Eds.). Representation and Understanding. N. Y.: Academic Press, 1975; Rummelhart D.E. Understanding and summarizingbrief stories // La Berge D., Samuels S.J. (Eds.). Basic processes in reading: perception and comprehension, 1977; Rummelhart DJ5., OrtonA. The representation of knowledge in memory // Anderson R.S., Spiro R.J., Montague W.E. (Eds.). Schooling and the acquisition of knowledge. Hillsdale, N. Y.: Lawrence Erlbaum Associates, 1976). Хотя Рамелхарт употребляет эти термины в связи с проблемами памяти и понимания, а не восприятия (подобно Бартлетту, он оперирует схемами применительно к заданиям на составление вербальных описаний), его подход вполне совместим с тем, что предлагается здесь мною. Привлекательной стороной подхо­да Рамелхарта является его конкретность.


Найссер У. [Перцептивный цикл.Схемы и их функции]



но, понять, что представляют собой эти структуры с физиологической точ­ки зрения. Сейчас, однако, моя цель состоит лишь в том, чтобы понять их связь с перцептивным циклом, частью которого они являются. Восприя­тие предполагает реальный мир в той же мере, как и нервную систему.

Некоторые аналогии

Функции схем можно проиллюстрировать посредством нескольких аналогий. Если рассматривать схему как систему приема информации, то ее можно в каком-то смысле уподобить тому, что на языке программиро­вания вычислительных машин называют форматом (format). Форматы определяют, к какому виду должна быть приведена информация, чтобы можно было дать ей непротиворечивую интерпретацию. Другая информа­ция будет либо игнорироваться, либо вести к бессмысленным результа­там. Эта предварительная спецификация, однако, не должна быть чрезмер­но строгой. Как уже упоминалось, схема способна работать на различных уровнях обобщенности. Вы можете быть готовыми к тому, чтобы увидеть «что-то*, или «кого-то», или своего шурина Джорджа, или улыбку на лице Джорджа, или даже циничную улыбку на лице Джорджа.

Схема эта не просто формат; она функционирует также в качестве плана того типа, о котором писали Миллер, Галантер и Прибрам в своей богатой плодотворными идеями книге1. Перцептивные схемы — это пла­ны сбора информации об объектах и событиях, получения новой инфор­мации для заполнения формата. Одной из их важнейших функций в слу­чае зрения является направление исследовательских движений головы и глаз. Но схема определяет воспринимаемое даже тогда, когда явные дви­жения отсутствуют (слушание — хороший тому пример), поскольку лю­бая информация воспринимается только в том случае, если имеется раз­вивающийся формат, готовый к ее приему. Информация, не соответству­ющая такому формату, остается неиспользованной. Восприятие по самой своей природе избирательно.

Аналогия между схемами, форматами и планами не является полной. Настоящие форматы и планы предполагают резкое разграничение между формой и содержанием, которого нет в случае схем. Информация, заполня­ющая формат в какой-то момент циклического процесса, становится частью

1 См.: Miller GA., Galanter E, Pribram K.H. Plans and the structure of behavior. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1960. Другая, видимо полезная, аналогия предлагается Рамел-хартом (см.: Rummelhart D.E. Understanding and summarizingbrief stories // La Berge D., Samuels S.J. (Eds.). Basic processes in reading: perception and comprehension, 1977): связь между схемой и конкретным примером перцептивной активности можно уподобить связи между пьесой и ее конкретным сценическим воплощением. Однако и эта аналогия, и ана­логия с форматом не слишком точны; схемы более открыты и гибки по сравнению с ними.


618 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

формата в следующий момент, определяя то, как будет приниматься даль­нейшая информация. Схема не только план, но также и исполнитель пла­на. Это структура действия, равно как и структура для действия.

Активность схемы не зависит от какого-либо внешнего источника энергии. При наличии информации нужного вида схема примет ее и, может быть, вызовет действия, направленные на поиск новой информации. Но у организма имеется много схем, связанных друг с другом сложным образом. Экстенсивные схемы, как правило, содержат в себе менее широкие схемы <...>. В таких случаях экстенсивные схемы часто определяют, или «моти­вируют», активность содержащихся в них схем. Мотивы — это не чужерод­ные силы, вызывающие к жизни обычно пассивные системы; это просто более широкие схемы, принимающие информацию и направляющие дей­ствия в более крупном масштабе. Следует отметить также, что активности, направляемые двумя схемами, могут вступить в конфликт друг с другом или даже оказаться совершенно несовместимыми. То, что происходит в та­ких случаях, называется избирательным вниманием <...>.

Если прибегнуть к генетическим аналогиям, схема в любой данный момент времени напоминает скорее генотип, чем фенотип. Она делает воз­можным развитие по некоторым определенным направлениям, но конк­ретный характер такого развития определяется только взаимодействием со средой. Было бы ошибкой отождествлять схему с воспринимаемым, точ­но так же как ошибочно отождествлять ген с какой-то определенной час­тью взрослого организма. Можно сказать, что восприятие определяется схемами в том же смысле, в каком наблюдаемые свойства организма оп­ределяются соответствующими генами; восприятие является результатом взаимодействия схемы и наличной информации. В действительности вос­приятие и есть такое взаимодействие.

В предыдущей книге я настаивал на том, что восприятие — «кон­структивный процесс»1. Воспринимающий активен. В значительной мере он сам определяет то, что увидит, выбирая объекты для внимательного рассматривания и воспринимая одни их характеристики скорее, чем дру­гие. Это, безусловно, так, но, видимо, нелишне предупредить возможность впечатления, что у воспринимающего в голове имеется конечный, скон­струированный им продукт, что мы видим какие-то внутренние пред­ставления, а не реальные предметы. Я полагаю, что такое впечатление было бы неверным. Конструируя предвосхищающую схему, воспринима­ющий осуществляет некий акт, включающий как информацию от среды, так и его собственные когнитивные механизмы. Он сам изменяется в ре­зультате получения новой информации. Это изменение не сводится к со­зданию внутренней копии там, где раньше ничего не было; речь идет об изменении перцептивной схемы, так что следующий акт потечет уже по другому руслу. Из-за таких изменений, а также из-за того, что мир от-

1 См.: Nelaser V. Cognitive psychology. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1967.


Найссер У. [Перцептивный цикл.Схемы и их функции]



крывает квалифицированному наблюдателю бесконечно богатую инфор­мационную фактуру, два перцептивных акта никогда не являются тож­дественными.

Рамки

Обсуждая понятие схемы, нельзя обойти молчанием два важных по­нятия, имеющих с ним по крайней мере фамильное сходство. Первое пред­ложено Марвином Минским и относится к области искусственного ин­теллекта и робототехнике1, другим мы обязаны социологу Эрвину Гоффма-ну2. Любопытно, что оба воспользовались одним и тем же словом рамка (frame). Хотя на первый взгляд эти понятия имеют мало общего, оба они отражают попытку подчеркнуть решающую роль контекста и значения в когнитивной активности. (Акцент на контексте в настоящее время делает­ся и в других областях психологии, начиная с психологии памяти3 и кон­чая социализацией ребенка4. Это можно считать признаком того, что соци­альные науки начинают наконец всерьез заниматься сложно организован­ными компонентами повседневной человеческой жизни.)

К настоящему времени попытки создания программ, которые позво­лили бы ЭВМ распознавать конфигурации, имеют уже довольно долгую историю. Последние годы ознаменовались значительным прогрессом в этой области. Некоторые реально существующие машинные системы, на­пример, делают возможным трехмерное описание неупорядоченной груды имеющих разную, подчас довольно сложную форму кубиков на основе лишь одной фронтальной фотографии, анализируемой входным сканирующим устройством5. Минский (в лаборатории которого главным образом были выполнены эти работы) пришел тем не менее к выводу, что адекватное рас-

1 См.: Mtnsky MA. Framework for representing knowledge // Winston P.H. (Ed.). The
Psychology of Computer Vision. N. Y.: McGraw-Hill, 1975.

2 См.: Goffman E. Frame analysis. Cambridge: Mass., Harvard University Press, 1974.

3 См.: Jenkins J J. Remember that old theory of memory? Well, forget it! // American
Psychologist. 1974. 29. P. 785-795.

4 См.: Bronfenbrenner U. Developmental research, public polisy and the ecology of childhood
// Child Development. 1974. 45. P. 1-5.

5 См.: Guzman A. Computer recognition of three-dimensional objects in a visual scene.
Cambridge: Mass., MIT Project MAC, MAC-TR-59, 1968; Waltz D. Understanding line drawings
of scenes with shadows // Winston P.H. (Ed.). The Psychology of Computer Vision. N. Y.:
McGraw-Hill, 1975; Winograd T. Understanding natural language // Cognitive Psychology.
1972. 3. P. 1-191. Программа Уолца, вероятно, наиболее интересна для психолога, занима­
ющегося перцептивными процессами, поскольку в ней остроумно используются ограни­
чения самих естественных оптических структур. Уолц заметил, что число различных
типов затенения выпуклых и вогнутых поверхностей реальных объектов весьма ограни­
чено, и включил знание об этих ограничениях в свою программу.


620 Тема 16, Основные теоретические подходы к изучению познания

познавание и описание ситуаций реальных сцен никогда не будет возмож­ным на основе одних только полученных в данный момент входных сиг­налов. Он полагает, что для каждой новой ситуации у ЭВМ должна быть готова рамка или иерархия рамок, предвосхищающих основные моменты того, что должно появиться. Если ЭВМ осматривает комнату, она должна ожидать, что найдет стены, двери, окна, мебель и т.д.; только таким обра­зом можно интерпретировать наличную информацию, оказывающуюся в противном случае принципиально неоднозначной. Минский считает, что в отсутствие информации такая система будет осуществлять «априорное оз­начивание», например, постулировать существование стены с правой сторо­ны, даже если она не получила каких-либо релевантных подтверждений.

Точка зрения Минского имеет много общего с позицией, излагаемой в данной книге. Имеются и существенные различия, но рассматривать их здесь значило бы уйти слишком далеко в сторону1. Такое сближение между исследованиями искусственного интеллекта и когнитивной психо­логией является весьма обнадеживающим, несмотря на то что (насколь­ко мне известно) никакой сколько-нибудь эффективной программы для ЭВМ, основанной на теории рамок, до сих пор еще не было создано.

Гоффман пользуется термином «рамка» совсем иначе. В своем бле­стящем анализе повседневных событий социальной жизни он отмечает, как часто они протекают в конвенциально установленных рамках, полнос­тью или частично меняющих их значение. Его центральным примером является театральное представление, когда зрители знают, что наблюдае­мые ими поступки и высказывания должны восприниматься не буквально, а как-то иначе. Повседневная жизнь полна таких примеров. Одни и те же похвальные слова могут быть искренними в одном случае, ироническими — в другом, пересказом чужих слов — в третьем; пьянство может восприни­маться одними как болезнь, а другими как сознательный безнравственный поступок; политические организации проводят конференции исключитель­но с целью быть показанными по телевидению (т.е. показаться в определен­ных рамках), мошенники тщательно инсценируют (обрамляют) ситуацию таким образом, чтобы она была неправильно понята их жертвой. Если ис­ходить из того, что психология действительно должна серьезно занимать­ся изучением восприятия событий повседневной жизни, ей надо быть го­товой к столкновению с теми сложностями, о которых говорит Гоффман. Во многих отношениях его подход к анализу воспринимаемого социального

1 Наиболее важное различие состоит, вероятно, в том, что у Минского рамки, в сущно­сти, статичны. Он не учитывает эффекты движения, а также временные структуры света, порождаемые движением. Более того, для него рамки - это, видимо, скорее места для размещения информации, чем планы получения новой информации. Кроме того, я счи­таю, что перцептивные схемы устраняют двусмысленность путем выбора конкретной аль­тернативы, а не посредством получения дополнительных сведений, как это происходит в случае рамок. Наконец, понятие априорное означивание требует более тщательного ана­лиза, чтобы его можно было применить к восприятию у человека. В нынешнем виде применение его повлечет за собой смешение восприятия и воображения.


Найссер У. [Перцептивный цикл.Схемы и их функции]



мира аналогичен концепции экологической оптики Дж.Гибсона, анализи­рующего воспринимаемое физическое окружение и информацию, которую оно содержит.

Сбор и сохранение информации

Понятие сбора информации является центральным как в моих рас­суждениях, так и в аргументации Гибсона. Согласуется ли оно с класси­ческой точкой зрения на информацию как на нечто допускающее кван-тификацию, передачу, хранение и переработку? 1 Я считаю, что эти две точки зрения вполне совместимы2, однако связь между ними нуждается в пояснении.

Согласно определению Шеннона, информация — это в первую оче­редь выбор альтернатив. Об информации можно говорить тогда, когда данная система находится в каком-то одном из ряда возможных состоя­ний. Информация считается переданной (по определению), когда состоя­ние одной системы, Б, таким образом обусловлено состоянием другой системы, А, что в принципе наблюдатель может узнать нечто об А, ис­следовав В. Если Б было передано достаточно информации (без шума), то А можно описать с большими подробностями. Именно такая связь суще­ствует между доступным глазу структурированным световым потоком (Б) и объектами, от которых этот свет отражен (А). Информация об объ­ектах присутствует в свете, поскольку в силу оптических законов между ними существует зависимость. (Эта зависимость обычно является совер­шенной, т.е. свободной от того, что в теории информации называют «шу­мом».) Информация, содержащаяся в свете, специфицирует простран­ственное расположение и многие другие свойства окружающих нас объ­ектов. Дж.Гибсон утверждает, что в нормальной среде эта спецификация всегда единственна; нет такого мыслимого мира, в котором могла бы появиться оптическая структура, тождественная актуально существую­щей. (Оптическая структура в данном случае означает как изменения во времени, так и распределение в пространстве.)

Воспринимающий также представляет собой физическую систему, находящуюся в контакте с оптическим потоком. Состояние такой систе­мы отчасти определяется структурой этого потока; это означает, что сис­теме передается информация. Когда это происходит — т.е. когда не-

1 См.: Shannon СЕ. A mathematical theory of communication // Bell System Technical
Journal. 1948. 27. P. 379-423, 632-656; Broadbent D.E. Perception and communication.
N. Y.: Pergamon Press, 1958; Garner W.R. The processing of information and structure.
Potomac: Md., Lawrence Erlbaum Associates, 1974.

2 В частных беседах Дж.Гибсон высказывал противоположную точку зрения. Он счи­
тает, что его концепцию нельзя согласовать с традиционной.


622 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания<






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.