Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление как сочетание чувственных представлений






Согласно структурной психологии, исходными элементами психи­ческого (сознательного) опыта являются отдельные чувственные, т.е. специфически модальные представления, которые были выявлены на ма­териале сенсорно-перцептивных, мнемических процессов. Между отдель­ными элементами-представлениями устанавливаются связи, или ассоци­ации — по сходству, контрасту, совпадению в пространстве и времени и др. Законы ассоциаций и были универсальным языком описания и объ­яснения психических процессов. Тем самым мышление выступало как ассоциирование чувственных представлений. Хотя исследований, направ­ленных на выявление собственной природы мышления, в ассоцианизме почти не проводилось, это не означает, что специальные представления о нем отсутствовали. Для механистического подхода закономерно то, что они заимствовались из обыденной психологии или традиционной логи­ки. Здесь основная задача психологов сводилась к интерпретации извес­тных форм логического мышления на языке теории ассоциаций. Так, образование понятия объяснялось ассоциированием представлений, суж­дение было результатом ассоциации понятий, умозаключение (силло­гизм) — ассоциацией суждений.

Как же именно при сочетании чувственных представлений образу­ется понятие? — таков ключевой вопрос для исследователей мышления в рамках ассоцианизме. В ответе на этот вопрос и строились «теории»

1 Петухов В.В. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.20-22, 24-25, 27-32.


Петухов В.В. Основные теоретические подходы к изучению мышления 631

мышления. Существовал ряд таких теорий, в том числе так называемый механизм «наложения фотографий», согласно которому при ассоцииро­вании нескольких представлений их общие, существенные признаки ак­центируются, образуя в итоге понятие, а несущественные исчезают. Хотя в критике это предложение было практически сразу воспринято как не­совершенный архаизм (критикуемый, впрочем, до сих пор), идея тожде­ства существенного и общего характерна для ассоцианизма в целом. Наиболее оригинальной ее разработкой стала теория «диффузных репро­дукций» (Г.Мюллер), согласно которой сочетание двух (или более) чув­ственных представлений происходит следующим образом. Каждое из них вызывает у субъекта, подобно кругам на воде, ненаправленный, диф­фузный поток ассоциаций с другими представлениями (которые в свою очередь также могут вызывать новые ассоциации). При встрече этих по­токов — их наложении друг на друга, или репродукции — и выделяется признак, общий для исходных представлений и существенный для обра­зуемого понятия. <...>

Общие характеристики механистического подхода

При обобщении трех рассмотренных примеров механистического подхода обнаруживается видимое «противоречие»: в «теориях» мышле­ния рядом с «диффузной», хаотичной, случайно подкрепляемой активно­стью оказывается алгоритмическая программа. Однако именно оно и позволяет выделить основные особенности данного подхода в целом.

1. Мыслительный процесс фактически рассматривается как бес­
субъективный: здесь не возникает вопроса «кто мыслит?» и не требу­
ется ответа на него. Построенные по образцу естественнонаучных дис­
циплин механистические теории исключают из области исследования
внутреннюю активность мыслящего субъекта. Оставаясь непознанной,
эта активность либо мистифицируется, объявляется особой сущностью (в
психологии сознания), загадочным «черным ящиком» (в информацион­
ных теориях), либо признается несущественной для объяснения поведе­
ния (в классическом бихевиоризме). Ситуации, в которых субъект дей­
ствует автоматически, как бы теряя себя, соответствуют тем эмпири­
ческим условиям, на которые опираются механистические теории. Это
либо простые логические задачи, решаемые по алгоритму, либо, напротив,
сверхсложные, когда решение отыскивается хаотически и находится слу­
чайно.

2. С бессубъективностью мыслительного процесса связана его реак­
тивность,
обусловленность внешней ситуацией. Действительно, субъект,
лишенный внутренней направленности, пассивно подчинен либо собст­
венным диффузным ассоциациям, либо механизмам обусловливания


632 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

стимульно-реактивных связей, либо выполняемой алгоритмической про­грамме.

3. Неспецифичность данного подхода по отношению к мышлению проявляется в отсутствии не только вопроса «кто мыслит?», но и «что такое мышление?». Его определение, заимствованное в логике или житей­ском «здравом смысле», обычно не рефлексируется. Тем самым меха­нистический подход как бы переступает через необходимый этап опреде­ления специфики предмета и сразу приступает к его объяснению. Клю­чевым становится вопрос о том, как осуществляется (наряду с другими) мыслительный процесс.

4. Отсутствие понимания специфики этого процесса, а следователь­но, и задачи его исследования приводит к тому, что объяснение подменя­ется моделированием мышления в указанных эмпирических условиях.

5. Для моделирования мышления используется наличный понятий­ный и методический аппарат как универсальный язык описания психи­ческих процессов. Как уже отмечалось, специального языка для описа­ния мышления механистический подход не предлагает.

Следует отметить, что в чистом виде данный подход встречается сейчас достаточно редко. Точнее, при расширении исследуемой эмпирии он сталкивается с проблемами учета активности мыслящего субъекта, выделения специфики мышления «в узком смысле». В истории всех трех рассмотренных направлений были попытки решения этих проблем, обогатившие представления о мышлении. <...>

Телеологический подход

Название данного подхода происходит от слова «telos» — цель. Не только целенаправленность, но сама целесообразность, назначение мыш­ления со своей психологической формой и содержанием становится пред­метом научного исследования. В современной психологии выделение специфики мышления стало нормой, исходным условием изучения пси­хологических процессов его функционирования. Наиболее полно и ярко телеологический подход был заявлен в теоретической и эксперименталь­ной школе, возникшей в 10-е гг. нашего [XX] века в немецком городе Вюрцбурге.

Вюрцбургская школа психологии мышления — одно из направлений психологии сознания, с которым мы встречаемся только в данном разделе общей психологии. Основателями школы были О.Кюльпе и К.Бюлер, к ее представителям относятся Н.Ах, А.Марбе, О.Зельц и др. Центральные ис­следовательские вопросы касались: а) введения понятий, учитывающих активность мыслящего субъекта; б) описания свойств мышления как осо­бой психической реальности и выделения его содержания; в) объяснения психологических механизмов мыслительного процесса.


Петухов В, В. Основные теоретические подходы к изучению мышления








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.