Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы продуктивной и репродуктивной






ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

До самого последнего времени имелась только одна последовательно продуманная попытка представить законы протекания психических явле­ний в рамках законченной теории. Мы обязаны этим ассоциативной пси­хологии, которая в течение почти двух столетий господствовала также и над мыслью своих противников. Ее теоретические предположения так хо­рошо оправдывались еще в течение последних десятилетий, в особенности для исследования памяти, что требовались основательные причины для того, чтобы оправдать отход от этих предположений. Однако благодаря но­вейшим исследованиям экспериментальной психологии мышления подоб­ные основательные причины обнаружились.

Для классической ассоциативной психологии наши психические яв­ления, и в том числе также и деятельность нашего разума, являются сис­темой диффузных репродукций.

Следы в памяти одновременных психических процессов так связаны (ассоциированы) между собой, что при возвращении одного из процессов снова протекают и другие. Благодаря этому психический процесс, повтор­но возникающий более часто, становится центром системы ассоциаций, рас­ходящихся по всем направлениям. Обращенное к нам слово «а» будет, на­пример, иметь тенденцию снова возбуждать представления всех предметов, которые при его предшествовавшем применении были в нашем сознании. Каждое из этих представлений снова станет центром системы расходящих­ся ассоциаций, и таким образом все репродуктивные тенденции, возбуж­денные словом-раздражителем, будут расходиться по всем направлениям, диффундировать. Поэтому психические явления в изображении классичес­кой ассоциативной психологии могут быть обозначены как система диф­фузных репродукций.

1 Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.В.Гип-пенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 28-34.


Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности



Естественно, ассоциативная психология не проглядела тот факт, что отнюдь не все представления, ассоциированные с тем же самым исходным членом, при его возвращении также снова вступают в сознание. Она объяс­няет это тем, что различные, конкурирующие между собой репродуктивные тенденции взаимно тормозят друг друга, так что только лишь наиболее сильная ассоциация с исходным членом может добиться победы и поднять соответствующее ей представление над порогом сознания.

Как бы подкупающе ни выглядела эта теория на первый взгляд, она встречается с трудностями не только там, где основывающееся на памяти решение задачи невыполнимо и где, следовательно, еще не может суще­ствовать ассоциации между задачей и решением; она оказывается недей­ственной уже в отношении репродуктивного решения задач.

При задаче, примененной в одной из экспериментальных серий, подо­брать к некоторому понятию соответствующее родовое понятие было пред­ложено наряду с другими также слово-раздражитель «немец». Решение «германец» должно было бы тогда объясниться на основе ассоциативной теории следующим образом. Благодаря задаче «родовое понятие», все ро­довые понятия, в том числе также и германец, были приведены в повышен­ную готовность. Если далее последует слово-раздражитель «немец», то сре­ди репродуктивных тенденций этого слова победит связанная со словом «германец». Это объяснение упускает, однако, из виду, что между понятия­ми, приведенными в состояние готовности этой задачей, находились также неподходящие понятия, например, понятие «пруссак», которое, например, в отношении к «рейнландцу» является родовым понятием. Сообразно этому понятие «пруссак» было бы точно так же приведено в повышенную готов­ность, и так как оно также ассоциировано со словом-раздражителем «не­мец», то вместо высшего понятия к слову-раздражителю могло бы с равной вероятностью быть воспроизведено подчиненное понятие, что противоречит опыту в отношении подобных задач.

Основная ошибка теории диффузных репродукций заключается в том, что она вынуждена рассматривать взаимное усиление и торможение изоли­рованных репродуктивных тенденций как единственный фактор, определя­ющий направление психических процессов. Затруднения разрешаются, если мы будем рассматривать эти процессы не как систему диффузных репродук­ций, а как систему специфических реакций. Мы имеем подобную систему, когда возбуждающие раздражители так четко дифференцированы, что с оп­ределенным раздражителем соответственным образом постоянно связана одна-единственная реакция, так что в идеальном случае диффундирование конкурирующих реакций вообще не имеет места.

Если мы предлагаем испытуемому задачу, то стремление к решению задачи представляет раздражитель, которым может быть возбужден ряд специфических реакций. Мы называем специфические реакции, которые в отдельности или вместе с другими служат для разрешения задачи, - операциями, причем в зависимости от задачи возникнут интеллектуаль-

40 Зак. 2228



Тема 16, Основные теоретические подходы к изучению познания


ные операции, или же моторные операции (движения), или же опе­рации и того и другого рода.

В
А
Рис. 1

 

 

Для каждой отдельной опера­ции точно определено специфичес­ким возбуждающим раздражите­лем ее место внутри целостной опе­рации так, что обеспечен строгий порядок всего процесса. Отдельные операции в соответствии с их функцией при выполнении задачи мы называ­ем методами решения. Методы решения в более узком смысле имеют мес­то постольку, поскольку применение какой-либо операции направляется сознаванием того, что она должна служить средством для решения задачи.

Одним из наиболее важных методов репродуктивного решения за­дач является операция припоминания. Мы проанализируем ее как при­мер интеллектуальной операции.

Пусть дана задача подыскать соподчиненное понятие к слову «охо­та». Пусть испытуемый на основе своих научных занятий обладает ком­плексом знаний того, что охота и рыболовство являются родственными понятиями как занятия первобытных народов, причем этот комплекс в данный момент не находится в состоянии высокой репродуктивной готов­ности. Этот комплекс знаний обладает следующей общей структурой, сим­волически представленной на рис.1.

Но сознавание задачи, которое лежит в основе операции припоминания в качестве исходного переживания, имеет структуру, указанную на рис.2.

Сознавание задачи, следовательно, относится к подлежащему актуа­лизации комплексу знаний как схема какого-либо комплекса к полному комплексу, и процесс припоминания, который подымет в сознание комплекс знаний, представляется частным случаем интеллектуальной операции вос­полнения комплекса.

Если мы признаем, что подобные операции восполнения комплекса
при известных условиях из возбуждения первоначально возникают непро­
извольно, то впоследствии они при соответствующей антиципации их резуль­
тата могут быть вводимы и произвольно точно так же, как и движения,
первоначально непроизвольные. Исходным переживанием целеосознанной
интеллектуальной операции всегда должна быть схематическая антиципа­
ция цели, так как всякое сознание цели включает в себя мысли-
­
тельное достижение цели. Но по­
скольку полная антиципация
результата при мыслительных
целях невозможна (это предпола­
гало бы знание решения, которое
нужно ему найти), то схематичес-
Рис. 2 кая антиципация дает определе-


Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности



ние результата операции как раз достаточное для того, чтобы обеспечить со­образное цели направление интеллектуальных операций восполнения ком­плекса, абстракции и др.

Согласно теории специфических реакций каждое упорядоченное про­текание психических процессов основывается на координации усматрива­емых и неусматриваемых методов решения, которые выступают как сред­ство осуществления определенных целеполаганий. Теперь следует сказать, как путем актуализации психических операций или методов решения, т.е. путем процессов репродуктивного характера, могут возникнуть продук­тивные духовные достижения. Здесь нужно различать следующие главные случаи, проанализированные до настоящего времени.

I. Первый главный случай. С наличием любого целеполагания пер­
воначально связана (как общий метод решения) попытка снова использо­
вать уже использованные иначе методы решения. Операции, требующиеся
для нахождения новых методов решения, являются целесообразными лишь
тогда, когда в распоряжении не имеется старых.

Мы называем операцию, направленную на актуализацию уже изве­стных методов решения, актуализацией средств; если же средства не толь­ко известны, но были также ранее и применимы - рутинной актуализа­цией средств.

Искомое средство может быть актуализировано при помощи опера­ции восполнения комплекса, и операция рутинной актуализации средств является специальным случаем операции восполнения комплекса.

Было бы ошибочно думать, что в научном, художественном или изоб­ретательском творчестве рутинная актуализация средств касается только подчиненных технических вспомогательных операций. Напротив, культур­ный прогресс основывается как раз на том, что все те научные методы или художественные средства выражения, которые с трудом были добыты пред­ками в процессе медленного развития и частично благодаря выдающимся достижениям отдельных лиц, являются для последующих поколений рутин­но-актуализируемыми компонентами творческого процесса. Поэтому в исто­рии культуры гениальные личности появляются не как изолированные эр­ратические глыбы, а как указующие точки постоянных линий развития.

II. Второй главный случай. Если для осуществления какого-либо
целеполагания уже образовавшиеся методы решения недостаточны, то опе­
рация актуализации средств неприменима. В этом случае выполняются
интеллектуальные операции, которые ведут к открытию новых методов
решения.
Эти операции заканчиваются тем, что отношение цели и средства
между целеполаганием и известным методом решения внезапно входит в
сознание, выделяется из ситуации, абстрагируется от нее. Поэтому эти опе­
рации будут обозначаться как операции абстракции средств.

Как и при всех детерминированных операциях, при операциях абст­ракции средств направление процесса абстракции определяется соответ­ствующей схематической антиципацией. Хотя ищущий средство и не име-



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


ет теперь соответствующей антиципации уже примененного метода реше­ния, но он обладает в памяти комплексом известного процесса (П), который влечетза собой результат Рг Этот комплекс откликнется в памяти на схе­матическую антиципацию операции абстракции средства, и тождество это­го процесса с искомым средством, осуществляющим результат Р1( внезап­но проникнет в сознание. Мы обозначаем этот частный случай как репро­дуктивную абстракцию средств.

Если в памяти отсутствует комплекс описанного рода или же если он не является актуализируемым, то операция репродуктивной абстрак­ции средств не удастся. Однако впоследствии можно случайно наблюдать некоторый процесс П, который влечет за собой результат Рх, тогда этот процесс подействует как процесс возбуждения для уже подготовленной операции абстракции средств. Антиципация средства, совпадающая с воз­никшим в данный момент результатом, станет снова актуальной, и тож­дество процесса П с искомым средством снова внезапно проникнет в со­знание. Мы обозначаем этот частный случай как случайно обусловлен­ную абстракцию средств.

После того как Франклин задумал провести к земле из облаков гро­зовое электричество при помощи действия острия, он нуждался в подходя­щем соединении с грозовыми облаками. Антиципация подобного соедине­ния могла путем репродуктивной абстракции средств пробудить воспоми­нание о подымающемся змее и повлечь за собой выполнение намерения при помощи змея, подымающегося на проволоке. Вероятно, использование змея и возникло этим путем. Но мыслимо также и то, что случайное зре­лище подымающегося змея впервые подало мысль о применении змея пу­тем случайной абстракции средств. Этот пример типичен, так как эта вто­рая возможность возникновения связи цели и средства всегда имеется там, где наблюдение явлений природы влечет за собой открытие методов реше­ния в области науки и техники, а наблюдение эстетических воздействий -открытие художественных средств выражения.

Так, открытие Фарадеем индукционных токов основывалось на яс­ном примере случайно обусловленной абстракции средств. Фарадей долгое время напрасно пытался вызвать токи при помощи магнита. Наконец слу­чай пришел к нему на помощь. Он сделал наблюдение, что в момент вдви­гания и вынимания магнитного сердечника катушки гальванометр, соеди­ненный с катушкой, дает моментальный отброс. Благодаря предваритель­ной подготовке абстракции средства в силу предшествующей постановки проблемы это само по себе мало замечательное явление оказалось для ис­следователя достаточным, чтобы установить, что в замкнутом, но не подвер­женном действию тока проводнике благодаря движению магнита должен возникнуть ток. Этим был открыт принцип индукционных токов. Также и объяснение Дарвином происхождения видов борьбой за существование возникло путем случайной абстракции средств. Возвратясь из своих зоо­логических исследовательских путешествий, он при случайном чтении


Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности 629

привлекавшего тогда внимание народнохозяйственного труда Мальтуса о проблеме народонаселения нашел изображение борьбы за существование для людей. Сам Дарвин говорит о своем объяснении: «Это - учение Маль­туса, перенесенное в усиленной степени на животное и растительное цар­ство в целом».

К продуктивной и случайно обусловленной абстракции средств присо­единяется в качестве третьего частного случая непосредственная абстракция средств. Она может иметь место там, где метод решения возникает из самой структуры задачи. Примерами могут служить решения простых задач из эвклидовой геометрии. Необходимые вспомогательные построения при до­казательстве какой-либо теоремы находятся путем актуализации средств или путем репродуктивной абстракции средств. Но если они выполнены, то те пути решения, по которым отныне нужно идти, выявляются путем непос­редственной абстракции средств из структуры проблемной ситуации, воспро­изведенной при помощи чертежа проблемной ситуации.

III. Третий главный случай. Во втором главном случае целепола-гание предшествует открытию требующегося метода решения. В тре­тьем главном случае применяются ценностные сочетания воздействий, которые уже перед настоящим целеполаганием были открыты при по­мощи непроизвольно возникших или произвольно вызванных процессов абстракции, но лишь впоследствии были продуктивно использованы. Сюда принадлежит, например, отношение переживания и поэтического творчества.

Уже анализ случайно обусловленной абстракции средств показал значение случая как необходимого фактора упорядоченной продуктивной духовной деятельности. Использование переживаний или других непред­намеренно возникших событий в качестве средства этой деятельности демонстрирует роль случая в полном объеме. Посредством создания цен­ностных воздействий случай не только может послужить для открытия методов решения, но может впервые создать самое целеполагание, посколь­ку впоследствии детерминация направляется на произвольное достиже­ние ценностного результата, возникшего сначала непреднамеренно.

Полученное нами представление о законах продуктивной деятельно­сти приводит нас к следующему пониманию духовного развития. Жизнь не есть процесс, в постоянном потоке которого что-то новое возникает таин­ственным, не поддающимся закономерному объяснению образом. Напротив, мы утверждаем, что как раз константные закономерные связи духовных операций и возвращение одинаковых условий возбуждения составляют предпосылку развития и возникновения нового. Так, благодаря констант­ным закономерностям с определенными условиями возбуждения общих операций абстракции средств и актуализации средств возникают новые методы решения и новые продукты, которые являются носителями духов­ного развития.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.