Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неадекватная доступность отнесения к категории






Неготовность к восприятию, вероятно, в наибольшей степени обус­ловлена теми причинами, которые связаны с человеческими желаниями и опасениями. Я имею в виду искаженные ожидания того рода, которые возникают, когда желательность или нежелательность тех или иных со­бытий влияет на усвоение вероятностей их наступления. Упомянутые выше эксперименты Маркса1 и Ирвина2 служат упрощенными примера­ми того, как желательность некоторого результата повышает оценку ве­роятности его получения. В этой сфере действуют и иные, более посто­янные личностные тенденции. Хорошо известно, что одни люди более склонны ожидать, а потому и быстрее воспринимать наименее желатель­ные из ожидаемых явлений, другие же, напротив, — наиболее желатель­ные. Это, несомненно, определенные виды приобретенной установки по отношению к весьма вероятным событиям, даже если она поддержива­ется особенностями темперамента. Как происходит такое научение и почему его результаты столь трудно поддаются корректирующему влия­нию среды, не вполне ясно. Со временем становится все яснее лишь то,

1 См.: Marks R.W. The effect of probability, desirability, and «privilege» on the state of
expectations of children // Journal of Personality. 1961. Vol. 19. P. 332-3S1.

2 См.; Irwin F.W. Stated expectations as functions of probability and desirability of
outcomes // Journal of Personality. 1953. Vol. 21. P. 328-33S,



Гелю 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


что, прежде чем мы узнаем, как возникает адекватная и неадекватная готовность к восприятию, нам необходимо гораздо лучше понять, каким образом организмы усваивают вероятностную структуру окружающей среды. Этот тезис был сформулирован Брунсвиком уже несколько лет назад1, и с тех пор им руководствовались многие исследователи пробле­мы вероятностного научения: Буш и Мостеллер; Брунер, Гуднау и Остин; Эстес; Галантер и Герстенхабер; Хойк и Хаймен; Эдварде и др.2.

1 См.: Brunswik Е. Systematic and representative design of psychological experiments.
Berkeley: University of California Press, 1947.

2 См.: Bush R.R., Mosteller C.F. Stochastic models for learning. N. Y.: Wiley, 1955;
Bruner J.S., Ooodnow J.J., Austin GA. A study of thinking. N. Y.: Wiley, 1956; Estes W.K.
Individual behavior in uncertain situations: an interpretation in terms of statistical association
theory // Decision processes / Ed. R.M.Thrall, C.H.Coombs, R.L.Davis. N. Y.: Wiley, 1954.
P. 127-137; Calanter E„ Gerstenhaber M. On thought: extrinsic theory of insight // American
Psychologist. 1955. Vol. 10. P. 465; Hake H.W., Hyman R. Perception of the statistical
structure of a random series of binary symbols // Journal of Experimental Psychology.

1953. Vol. 45. P. 64-74; Edwards W. The theory of decision making // Psychological Bulletin.

1954. Vol. 51. P. 380-417.


6. Теория перцептивного цикла. Понятие когнитив­ной схемы. Виды когнитивных схем и их функции в восприятии

Д. Норман [СХЕМЫ]1

Семантические сети являются мощным инструментом, и они послу­жили исходным пунктом для многих современных исследований. Но они уже существенно видоизменены. Поэтому, не обсуждая того, что можно (или чего нельзя) проверить экспериментально, я перейду к рассмотрению свойств репрезентационной системы. Но сначала семантические сети нуж­но модифицировать, чтобы они годились для более крупных единиц зна­ния. В результате создается метод, называемый схемой.

Вспомним первоначальный вопрос: потребляют ли пищу люди, на­селяющие вновь открытую планету? Как получить ответ при помощи се­мантических сетей? И как мы сможем перейти от очевидных ответов к более глубоким и ценным? Мы не сможем этого сделать — во всяком случае, если не используем некоторые приемы, позволяющие установить, как можно приложить старое знание к новым ситуациям. Процессы, ис­пользующие знание, не менее важны, чем само знание. Собственно гово­ря, они сами являются знанием — знанием, как действовать, а не знани­ем о чем-либо.

Схемы: пакеты знания

Что мы знаем о пище, что могло бы подвести нас к ответу на за­данный [выше] вопрос о людях на другой планете? В моем экземпляре словаря Уэбстера сказано, что есть — это значит «принимать через рот в качестве пищи». А рот, согласно тому же словарю, — это «отверстие, че­рез которое пища поступает в тело животного». Пища — это «материал <...> используемый в организме для обеспечения роста, восстановления, жизненных процессов и для получения энергии». Эти определения идут

1 Норман Д. Память и научение. М.: Мир, 1985. С.69-79.



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


по замкнутому кругу, но смысл их ясен. Вот мой вариант, основанный на моих собственных знаниях.

Потребление пищи — это поглощение материала, дающего возмож­ность биологическим структурам тела расти, восстанавливать поврежден­ные части и получать достаточное количество энергии для повседневной активности. Отверстие, через которое этот материал поступает в организм, называется ртом, а сам материал называется пищей.

Такой пакет информации, как это определение, образует организо­ванный комплекс знаний — схему.

Схемы соответствуют более глубокому уровню знания, чем простые структуры семантических сетей, и значительно укрепляют репрезентаци-онную теорию. Схемы дополняют семантические сети в нескольких от­ношениях. По существу это комплексы знаний, относящиеся к некоторой ограниченной области. У нас могут быть, например, схемы, касающиеся книг, клавиатуры пишущей машинки или игры в бейсбол. Схемы обра­зуют отдельные пакеты знания, которые состоят из тесно взаимосвязан­ных структур знания (возможно, что содержание их частично представ­лено небольшой семантической сетью).

Теория схем еще не полностью разработана. Позже мы рассмотрим некоторые из предполагаемых особенностей схем — когда будем обсуж­дать возможные изменения в структурах знания у людей, изучающих сложный предмет, а сейчас достаточно указать лишь их основные свойства. Схемы могут содержать как знание, так и правила его использования. Схе­мы могут состоять из ссылок на другие схемы; скажем, схема орудий пись­ма отсылает к схеме пишущей машинки, которая в свою очередь отсылает к схемам ее составных частей, например, к схемам клавиатуры. Схемы могут быть специальные (например, схема моей собственной машинки) или общие (схема типичной пишущей машинки, сходная со схемой моей ма­шинки, но в чем-то отличная от нее).

Как могут схемы помочь ответить на вопрос, едят ли инопланетя­не? Пища служит для организма источником материала и энергии для восстановления, роста и других процессов. Растут ли инопланетяне по мере созревания? Могут ли они заживлять повреждения путем нового роста? Нужна ли для их существования энергия? Данных для ответа на первые два вопроса у нас нет (здесь возможны лишь правдоподобные догадки), но мы можем ответить на последний вопрос. Любая живая или неживая система, осуществляющая активную функцию — например, дви­жение, мышление или просто поддержание своей температуры на уров­не, отличном от окружающей среды, — нуждается в энергии. Если иноп­ланетяне осуществляют какой-либо из этих процессов, они должны по­треблять энергию. Но должны ли они есть? Ответ на это — и да, и нет. Если инопланетяне должны восполнять затраченную ими энергию, то тогда они должны поглощать ее в какой-то форме. Если энергия посту­пает с пищей, то тогда должно существовать отверстие — рот. Разумеет-


Норман Д. [Схемы]



ся, это не единственный возможный ответ. Какие у нас есть схемы по­требления энергии не через рот? Я могу представить себе по меньшей мере две такие схемы. Энергия могла бы быть электромагнитной или же поступать с жидкостью или газом, поглощаемыми через кожу или на­ружные слои тела без какого-либо специального «рта».

Первый ответ звучит правдоподобнее. Я предположительно заклю­чаю, что да, инопланетяне едят, что у них есть рот, способ направлять пищу в рот и способ избавляться от отходов (сомневаюсь, чтобы они могли из­влекать из пищи 100% энергии).

Разумеется, возможны и другие пути получения энергии. Инопла­нетяне могли стать чем-то вроде наших автомобилей и каждый месяц останавливаться у колонки большого завода жидкого топлива и вводить шланг в отверстие в верхней части тела. Из шланга в это отверстие по­ступает органическая жидкость. Можно ли назвать это питанием? Будет ли такая жидкость «пищей»?

Или предположим, что инопланетяне проходят метаморфоз от рас­тения к животному. В первые два года жизни они растут подобно ово­щам. Достигнув окончательных размеров, они отрываются от своих кор­ней и превращаются в животных — в людей. С этого момента они живут за счет энергии, накопленной в их теле в период растительной жизни. С возрастом они уменьшаются, пока не усохнут и не умрут. В зрелой фор­ме они не едят (и не выделяют отходов).

Смысл всего этого упражнения, конечно, состоит в том, что для того, чтобы делать выводы, недостаточно простого использования средств па­мяти. Имеющееся знание должно быть рассмотрено, переформулировано, применено по-новому. Хранение нужной информации и извлечение того, что было вложено раньше, — самые очевидные, но, пожалуй, наименее важ­ные аспекты использования памяти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.