Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое воспитание. Процессы экологического воспитания и образования нераз­делимы, они находятся в постоянном взаимодействии






Процессы экологического воспитания и образования нераз­делимы, они находятся в постоянном взаимодействии. Особо важное значение в становлении высоконравственного отноше­ния человека к природе имеет экологическое воспитание в семье и в школе. Здесь закладываются основы гуманного отношения к природе.

Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природ­ной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т.д. Семейная жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение форми­руют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Воспитание детей в семье идет посредством авторства родите­лей. Собственное поведение родителей и влияние их на де­тей — «самая решающая вещь». «Не думайте, что вы воспиты­ваете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или показываете ему. Вы воспитываете его в каж­дый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Воспитываете детей своим подлинным авторством»1.

О важном значении семейного воспитания В.А. Сухомлин-ский писал: «Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старшие, это такая основа детского мыш­ления, которую не может заменить в этом возрасте никто»2.

В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него при­мером для подражания. Когда одного маленького мальчика спросили, что он будет делать, когда вырастет, тот ответил с достоинством и решительностью: «Я буду напиваться, как мой отец». Этим сказано все о том, в каком кругу он воспитывает­ся. Наша жизнь, отраженная таким образом в душе детей, пе­редается вместе с ними в будущее, к нашим внукам и пра­внукам. Дети чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем не убедится, что не от сердца говорится». Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем

смысле слова.

В дошкольных образовательных учреждениях России реше­ние проблемы экологического воспитания осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков; развитие экологического сознания, экологической культу­ры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста1.

За 1991 — 1995 гг. усилилось внимание к проблемам экологи­ческого воспитания как со стороны ученых, так и со стороны практических работников. Для детей-дошкольников подготов­лена соответствующая программно-методическая литература, учебно-наглядные пособия нового поколения, а также разви­вающие игры, диафильмы, кинофрагменты и другие экранно-звуковые средства более 50 наименований. По темам «Эколо­гия и дети», «Пусть будет прекрасна Земля», «Дети и природа» и т.д. проводятся межрегиональные, областные, городские конференции, постоянно действующие семинары, дискуссии, выставки, конкурсы на лучшую постановку экологического воспитания.

По программе «Экополис. Культура и здоровье» (автор М.П. Ролих) созданы 14 комплексов, внедряющих новые мо­дели обучения и воспитания, обеспечивающие непрерывность образования детей.

Школа и семья призваны заложить у человека отношение к природе как источнику уникальных материальных и духовных ценностей. В этом плане ныне значительно усиливаются эко­логические аспекты воспитания и образования в школьных про­граммах и учебных планах, более предметно ведется внешколь­ная работа. Уже накоплен некоторый опыт экологического вос­питания в стране и за ее пределами.

Вот некоторые интересные факты воспитательного характе­ра, взятые из опыта школ Москвы и Нью-Йорка.

1. В конце июля 1991 г. два десятка школьников из Моск­вы были высажены с борта вертолета на «необитаемый» остров Мудьюг в Белом море. Маленькие «десантники» начали игру «Робинзонада—91», организованную московской школой вы­живания «Пал-Вис». «Робинзонов» поставили в условия, вос­создающие картины из детских книг Гайдара и Стивенсона, Купера и Джека Лондона. Как известно, герои этих удиви­тельных книг никогда не самоутверждались за счет подавления или уничтожения слабых. Наоборот, ценность героев в само­отверженности, желании помочь попавшим в беду людям. Впол­не понятно, что «десантников» предварительно готовили. Они прошли тренировочный поход по Подмосковью. Была прове­дена подготовка, близкая к условиям «необитаемого острова»: пробовали есть жареные лягушачьи лапки; умелые ставили силки на зверье, занимались рыбной ловлей.

По условиям игры «Робинзонада—91» дети должны были про­держаться на «необитаемом острове» 11 дней, питаться только тем, что самим удастся добыть на острове, пользоваться ми­нимальным запасом выданного еще в Москве продовольствия —

2 кг на человека.

Задача экспедиции: научиться выживанию должно не толь­ко общество в целом, но и каждый отдельный человек, и осо-. бенно ребенок. Основа для выживания — духовное развитие личности, адаптация и гармонизация человека с природой. Вос­питывать эти качества необходимо с детства.

Как же сложилась самостоятельная жизнь на маленьком

острове?

Мудьюг — остров мертвых — встретил детей неприветливо. Здесь при дефиците пресной воды и избытке ядовитых змей надо было по условиям «Робинзонады» действовать самостоя­тельно и осмотрительно. На острове дети разделились на груп­пы по 2—3 человека. Были и робинзоны-одиночки. Каждая груп­па придумывала свои названия: «Камышовые коты», «Панте­ры», получала небольшую территорию в свое владение, чтобы на ней вести «борьбу за существование». Началась самостоя­тельная жизнь обустройством лагеря, где надо было прожить почти две недели. Одна неделя прошла без происшествий. Один из мальчиков заблудился в болотах и проплутал в них часов шесть. К Владику Сундакову, одному из самых младших ро-бинзонов, живущему в одиночестве, ночью пришел кабан. Переворошив все вокруг его палатки и продержав мальчика в осаде всю ночь, могучий зверь на рассвете исчез. Владик по­тратил весь день и возвел вокруг палатки форт, чтобы шум ломающейся ограды предупредил его о последующих посеще­ниях. Уйти в общий лагерь он не согласился.

Приходили и совсем странные «гости». Однажды к руково­дителю школы со слезами на глазах прибежал один из робинзо-нов и рассказал, что к нему спустился с неба «серебряный всад­ник», вылечил его и исчез. Испуганный ребенок не знал, мож­но ли ему вернуться в палатку... Кстати, многие из участников «Робинзонады» не выдержали испытаний на «необитаемом острове» и перешли в общий лагерь. До конца срока продержа­лись всего семеро. Мало кто из ребят выдержал и психологи­ческий тест на общение с неожиданно появившимися на ост­рове «пиратами». На вопрос, удалась ли «Робинзонада», ответ был дан утвердительно. По приезде в Москву робинзоны сразу же стали договариваться о новых совместных походах1.

2. Дети в США очень активно участвуют в самых разных экологических движениях. В штате Нью-Йорк существует орга­низация «Дети против загрязнения». Они, например, органи­зовали кампанию за применение в школьных буфетах одноразо­вой посуды из полистирола, который легче и лучше, чем бу­мага, перерабатывается в стройматериалы. Они же пикетиро­вали рестораны Макдональдса под лозунгами «Пошли это на­зад!» Речь шла все о той же одноразовой посуде, которая, буду­чи вынесена из ресторана, не попадала в рассортированные отходы.

Как известно, американцы — большие любители карнава­лов и всяческих праздничных шествий. Вот один из примеров таких карнавалов. Католический колледж праздновал оконча­ние учебного года. Пели, приплясывали, дудели, свистели, жевали, пили воду из бумажных стаканчиков. Завершал ше­ствие ряд мальчишек, вооруженных палками с острыми гвоз­дями на концах. Они очень ловко и так же приплясывая, как и вся колонна, подцепляли гвоздями бумажки, стаканчики, обертки от жвачки и отправляли все в пластиковый пакет. И уже самым последним шел дворник с походным пылесосом в руках. Еще один случай. В штате Вирджиния, неподалеку от Вашингтона, русские туристы побывали в частной школе. Им показали классы, спортивные площадки, бассейн и в заклю­чение школьную ферму —-настоящую ферму на берегу пруда с утками, гусями, овцами, коровой и теленком, лошадью с же­ребенком. На ферме по очереди дежурят классами, а если кому нравится, приходят и без всяких дежурств. В школе учатся дети из семей среднего достатка.3. Не раз приходилось слышать, как по душам и с любовью ведут беседу со своими юными друзьями наши школьные учи­теля и воспитатели детских садов. Запомнилась беседа о соба­ках. Рассказ шел о том, как в незапамятные времена человек приручил собаку и сделал ее своим другом, как собаки, при­вязанные к своему хозяину-кормильцу, охраняли его домаш­ний очаг, его стада, помогали ему в охоте, как, разлученные с хозяином, они переплывали бурные реки, пересекали гор­ные хребты и ущелья, а после смерти хозяина отказывались от пищи и умирали на его могиле. Ребята узнали о том, как боль­шие собаки-водолазы спасают утопающих людей, как верно и беззаветно служат они в пограничных войсках, помогая отваж­ным часовым нашей страны вылавливать шпионов и диверсан­тов. Из рассказа ребята узнали и о том, какую трудную работу выполняют собаки на дальнем Севере, какие преодолевали труд­нопроходимые места в снежной пустыне собачьи упряжки, что­бы довезти сидящего на нартах хозяина до нужного ему места. С помощью человека собака научилась загонять овец в овчар­ню, выносить раненых с поля боя.

Такие беседы не прошли бесследно. Ребята стали гораздо лучше относиться к животным, деревьям и птицам, и это было важно, так как в детских душах пробудилось то, что впослед­ствии должно было сделать их настоящими людьми.

В экологическом воспитании школьные учителя умело ис­пользуют русскую и мировую литературу. В ней есть прекрас­ные произведения, в которых с глубокой любовью изображены разные животные: стихи Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Кольцова, рассказы Тургенева, изумительный «Холстомер» Л. Толстого и посвященный Холстомеру «Изумруд» Куприна, «Каштанка» Чехова, «Сны Чанга» И. Бунина, романы Джека Лондона «Джерри островитянин» и «Майкл, брат Джерри», «Внук Тальони» П. Ширяева, «Русский лес» Л. Леонова, рас­сказы и очерки М. Пришвина, «Медвежонок» Сергеева-Ценс-кого, полные человеческой жалости и грусти стихи Есенина «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке», стихотворение Мая­ковского о лошади и многие другие.

После прочитанных книг и бесед с учителями ребята при­стальнее и внимательнее вглядывались в жизнь природы и убеж­дались в том, что человек должен быть чутким и сердечным участником того великого, что непрерывно совершенствуется в живой природе. Воспитывать в человеке любовь к природе с первых лет жизни — одна из самых важных задач семьи и шко­лы. Ведь это формирование человеческого характера. С этой целью для юношей и девушек необходимо широко открыть две­ри библиотеки, чтобы книги о любви к живому стали достояни­ем широкой массы молодежи, потому что сохранить природу смогут только люди, лишенные равнодушия, жестокости и зла. Уровень общественного экологического сознания во мно­гом определяет направление и интенсивность природоохранной деятельности государственных и неправительственных органи­заций. Процессы воспитания, образования, информационно-просветительской деятельности способствуют преодолению по­требительской политики природопользования в стране, разви­тию экологических прав и обязанностей граждан, формирова­нию их экологического мировоззрения. Это задачи экологи­ческого воспитания и образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.