Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовно-нравственное воспитание






Основные вопросы:

II. Гуманизация и нравственное совершенствование человека. 2. Наука и моральный облик ученого. 3. Нормы экологического бытия.

1. Гуманизация и нравственное совершенствование человека Когда мы говорим о духовно-нравственном аспекте эколо­гии, то мы имеем в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфере, но и к самому себе, животному и растительному миру, ко всему окружающему. Достигается нравственность человека прежде всего через мо­рально-этическое воспитание детей в семье, в школе, вузе, через общественные и государственные организации, все атри­буты власти и управления. В экологическом воспитании на первый план выдвигается формирование у людей экологической культуры: гуманистичес­кой, духовно-нравственной.

Гуманизм — мировоззрение, проникнутое любовью к чело­веку, уважением к человеческому достоинству, заботой о бла­ге людей. Духовность есть нравственность, эстетический уро­вень бытия.

Экологическая этика состоит в утверждении того, что при­рода — наш общий дом, достояние всего человечества. Под­держание ее в благоприятном для жизнедеятельности состоя­нии — обязанности всех людей вместе и каждого в отдельности.

Исходным понятием экологической этики является утверж­дение того, что всякая жизнь уникальна, неповторима и само­ценна. Благоговение перед жизнью — основа нравственного поведения человека. Этичные отношения между людьми — необходимая предпосылка гуманного отношения к природе. Природопреобразующая деятельность каждого человека должна исходить из принципа: относись к природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе; разрушая природу, причиняешь ущерб себе и нашим потомкам. И поэтому мы все несем нравствен­ную ответственность перед ними за сохранение многообразия и богатства природного мира как основы сбалансированных про­цессов в биосфере. Человек обязан соблюдать этические пра­вила, охраняющие как свою жизнь, так и любую другую. На­слаждение убийством, даже в форме игры, осуждается как тяж­кое моральное преступление. Те люди, которые проводят экс­перименты на животных или как-то иначе причиняют живот­ным страдания, никогда не должны успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели.

Свобода природопользования ограничивается нравственны­ми и правовыми нормами и естественными законами развития жизни на Земле. Игнорирование их ведет к деградации приро­ды и человека, нарастанию социально-экономических труднос­тей, а в конечном счете — к гибели человечества и живой при­роды.

Человек всегда хочет быть чем-то большим и иным, чем он есть. Сознавая абсолютный идеал своей жизни, он возвыша­ется тем самым над своей эмпирической природой, и это воз­вышение есть самое подлинное проявление человеческого бы­тия в мире. Настоящий человек стремится воевать со злом, организовывать нашу жизнь по-новому, делать настоящее доб­ро. Но в который раз забывает, что для этого нужны прежде всего силы добра, умение их взращивать и копить в своей душе. Подлинный смысл жизни в утверждении в ней вечного и не­преходящего. К сожалению, в наше время огромный сонм митинговых ораторов и газетчиков так упорно и неистово про­поведуют каждый свою правоту и добро, что души и проповед­ников, и доверчивых слушателей опустошаются до конца, и никто уже не знает, для чего живет, где справедливость и ис­тина, почему злоба и вседозволенность, безнравственность и маразм вершат свой пир во всех человеческих делах, в том чис­ле и экологических. Глубоко правы те, которые проповедуют: спасение человечества в духовном развитии и культуре, целе­вые и моральные установки которой направлены на защиту всего живого и интересов природы в целом.

Человеческое поведение —- сложный динамический процесс диалектического развития отношений человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающийся обо­юдными изменениями взаимодействующих компонентов. Эта постоянно изменяющаяся среда служит по отношению к чело­веку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу, его личностные качества. Она же непо­средственно и опосредованно определяет его деятельность, ибо «предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побуждения к дей­ствию, мотивы»1. Однако это ни в коем случае не означает, что внешний мир — единственный фактор, определяющий че­ловеческую активность. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничего в ее развитии невыводимо из внешних воздействий»2. Чтобы по­нять поведение человека, необходимо разбираться в содержа­нии его внутреннего духовного мира как своеобразного прием­ника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.

«Изучение психического облика личности, — писал Л.С. Ру­бинштейн, — включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хо­чет человек, что для него привлекательно, к чему он стремит­ся? Это вопрос о его направленности, об его установках и тен­денциях, потребностях, интересах, идеалах. Но всед за во­просом о том, чего хочет человек, естественно встает вопрос второй: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарова­ниях человека, о его одаренности.

Однако способности — это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что из его тенденций и устано­вок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стерж­невых особенностей его личности. Это вопрос о характере че­ловека»1.

Чтобы сберечь природу, общество в целом должно иметь определенный уровень культуры, нравственности. Нравствен­ность в отрыве от конкретных условий человеческого общества не существует. Это уже не нравственность, а обман, жонгли­рование абстрактными философскими понятиями. Обеспече­ние условий для здоровой жизни человека, сохранение всего многообразия растений и животных, восстановление природ­ных, в том числе уникальных, ландшафтов, защита культур­ных и исторических ценностей от негативных антропогенных воздействий, т.е. обеспечение условий, в которых могла бы формироваться гармонично развитая личность, — процесс хоть и многотрудный, но нравственный. И напротив, специалис­тов, тем более руководителей производств, преследующих толь­ко ведомственные интересы, но не проникшихся необходимос­тью экологически грамотно организовать деятельность своих предприятий, следует с полным основанием обвинить в без­нравственности.

Реальный гуманизм, понимание уникальности, неповтори- \ мости как природы, так и «рода человеческого» во многом за­висит от глубины проникновения экологического знания в са­мые различные пласты человеческой культуры.

Экологическая культура имеет свои историю и традицию. 1 Она представляет собой совокупность элементов культурного наследия, передающуюся от поколения к поколению и сохранившуюся в определенных социальных слоях общества в тече­ние длительного времени, вводит прошлое в настоящее. В этом уникальном пласте концентрируется историческая память на­рода. Традициям народной культуры придают жизненную силу общечеловеческие ценности, значимость которых не меркнет в любые человеческие эпохи.

Особая роль в духовной, жизни России всегда принадлежала крестьянской культуре, которая возникла в недрах народной жизни и впитала в себя весь многообразный опыт общения с природой и совместной жизнедеятельности людей. Культура села являет собой не только отражение диалога с природой, но и с его историей. «Селянин шел к земле тогда, когда она его звала. Зов земли был постоянным, то более громким, нетер­пеливым, то чуть слышным, спокойным, в зависимости от времени года и очередных полевых работ. Крестьянин умел его слушать, и это слушание наполняло его жизнь заботами и радос­тями, будило в нем творческое начало, поддерживало интерес к жизни»1.

Трудовая связь с землей всегда требовала творческого на­пряжения, будила интуицию, воспитывала эстетически и ду­ховно. Сельская культура, закрепленная в сознании людей, овеществлялась предметами крестьянского быта и выражалась в системе человеческих взаимоотношений, преданиях, ритуа­лах. Массовое творчество происходило в устно-фольклорных формах. Наличие положительных черт в крестьянском куль­турном наследии признают многие исследователи, видя в нем наличие таких ценностей, как преданность земле, единение человека с природой, активные формы творчества и досуга. Разрушение цельности крестьянской культуры в результате вы­теснения из жизни общества традиционных норм, обычаев гро­зит перерасти в глобальную проблему «экологии культуры». Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков и им самим.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.