Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоуправление в обучении.






Уровень развития личности уча­щегося оказывает непосредственное влияние на характер усвое­ния знаний, на темп продвижения по этапам. Он может ускорить или замедлить переход от предшествующих ступеней усвоения к последующим, от наглядно-действенных способов к абстрактным и, наоборот, от внешних действий к операциям, совершаемым только во внутреннем плане, и, наоборот, от репродуктивных к продуктивным способам усвоения и наоборот. Ведущей закономерностью возрастного развития является переход от неосознаваемых, неуправляемых форм деятельности к осознанным, самоуправляемым. Еще Л. С. Выготский, рассматри­вая процесс овладения ребенком знаками, созданными в истории развития человечества, трактовал этот процесс как путь к овладе­нию собственным поведением, -как путь к саморегулированию. Учебное действие может осуществляться по типу непосредст­венной реакции на стимул. В этом случае овладение деятельно­стью фактически еще не имеет места.

Первая стадия овладения деятельностью возникает в тех условиях, когда способ деятельности становится предметом осознания ученика. Наличие готового образца и предписание, как надо действовать, крайне ограничи­вают возможности активного мышления и проявления саморегу­ляции учащихся. Однако такие действия по образцу и готовым предписаниям должны занимать определенное место в процессе учения, ибо они составляют необходимую стадию в овладении соб­ственной познавательной деятельностью.

Более высокий уровень самоуправления учащихся возникает при постановке перед ними задач проблемного типа, требующих от них самостоятельного поиска способа решения проблемы. Эф­фективное управление в этом случае достигается, если учащиеся получили необходимые для решения сведения, если обеспечена система последовательных проблемных ситуаций и если учащийся овладел приемами разрешения проблемных ситуаций.

Очень важное значение имеет пробуждение у школьников по­требности в рационализации мышления, побуждающей и к само­стоятельному открытию новых приемов.

Обучаемость и мотивация. В зависимости от уровня обучаемо­сти и от направленности личности, включающей мотивацию и от­ношение к учению, учащиеся могут быть подразделены на следу­ющие группы, характеризуемые этими критериями:

1) высокий уровень развития интеллекта и обучаемости и по­ложительная направленность;

2) высокая обучаемость и отрица­тельная направленность;

3) низкая обучаемость и положительная направленность;

4) низкая обучаемость и отрицательная направ­ленность.

Для учителей возникает острая проблема: как приобщить к проблемной системе обучения учеников четвертой группы? Проти­воречие здесь состоит в следующем: для того чтобы вызвать и за­крепить положительное отношение к учению, необходимо давать таким ученикам легкие задачи, но для того чтобы развивать ин­теллект и обучаемость, нужны относительно трудные задачи. Раз­решение этого противоречия состоит в формировании в первую оче­редь положительной стойкой мотивации учения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.