Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение и развитие.






Обучение и развитие не совпадают не­посредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.

Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне бли­жайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обу­чения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, опре­деляемого зоной ближайшего развития.

Когда мы наблюдаем за ходом развития ребенка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения требует от ребенка больше, чем он может дать на сегодняшний день, т. е. ребенок в школе осуществля­ет деятельность, которая заставляет его подыматься выше самого - себя. Это, конечно, относится к здоровому школьному обучению.

Правильное решение вопроса о соотношении развития и обу­чения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руковод­ствуется педагог, включает в себя (сознает он это или нет) опре­деленную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (созна­ет он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обу­чения.

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включается в самый процесс развития ре­бенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обуче­ния не в том, чтобы приспосабливать педагогический процесс к будто бы независимой от него.природе ребенка, а в том, чтобы формировать развитие. Личностные психические свойства ребен­ка, его способности, черты характера и т. д., а также различные на разных ступенях развития и у разных индивидов особенности психических процессов (восприятия, памяти и т. д.) не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под руководством учителя ак­тивно включается в жизнь коллектива, осваивая правила и овла­девая знаниями, добытыми в ходе исторического развития позна­вательной деятельности человечества. Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитате­ля формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как учитель руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка воспитателя-учителя “внести” в ребенка позна­ние и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ре­бенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умст­венного и нравственного развития ребенка.

Формирующиеся в ходе развития, на основе задатков как пред­посылок развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпо­сылкой, но и результатом его деятельности; их развитие в ходе ее не только проявляется, но и совершается.

Если школьник понимает, на доступном ему уровне, основания тех операций, которыми он овладевает, то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития. Если же путем многократных упражнений ребенок научается производить те или иные операции, не осознавая их логики, это не продвигает его в общем развитии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.