Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О живописце И.И. Шишкине






 

Имя Ивана Ивановича Шишкина — одно из са­мых известных имен, какими блистает изобразитель­ное искусство. Произведения Шишкина выразили народное, национальное представление о нашей зем­ле, о ее лесах и степных просторах, они вошли в тот основной, классический фонд искусства, по которо­му судят об облике целого народа. Эпическая мощь, колоссальный размах, неисчерпаемые запасы рус­ской силы и русского богатства — вот главная, объе­диняющая черта, единый мотив всех многочислен­ных шишкинских полотен.

Иван Иванович родился 25 января 1832 года в городке Елабуге, на слиянии Тоймы и Камы. Отец его был небогатым и не совсем обычным для купе­ческой среды человеком. Арендуя мельницу, он, как любитель, занимался археологией, изучал свой край, переписывался с учеными, выпустил даже книгу по истории Елабуги.

Будущий художник рано увлекся рисованием и, не желая стать чиновником, бросил гимназию. Он твердо решил посвятить себя живописи. Его учени­ческие и студенческие годы — в 1852-1856 гг. в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1856 по 1860 гг. в Петербургской Академии ху­дожеств — прошли в нужде: учиться пришлось на «медные» деньги. Беспрестанный художественный труд стал всей жизнью Шишкина. Окончив в 1860 г. Академию с Большой золотой медалью, он получил право на заграничную командировку. С 1862 по 1865 гг. он живет в Германии, Швейцарии, Чехии и Сло­вакии. За картину «Вид в окрестностях Дюссель­дорфа» художнику присвоили звание академика художеств. И. И. Шишкин был одним из членов-учредителей товарищества передвижников. В 1872 г. за картину «Сосновый бор» на выставке товарище­ства передвижников Шишкин получает первую пре-

мию, а 1873 г. за картину «Лесная глушь» ему при­сваивается звание профессора. Умер он шестидеся­ти лет, 20 марта 1898 года, как истинный труже­ник: смерть застала его за работой над очередным полотном.

Чудесные лесные окрестности Елабуги опреде­лили художественный вкус Шишкина. Сызмальства пристрастившись к лесу, Шишкин стал его певцом, его поэтом...

Он писал в деревне Дубках под Сестрорецком, на острове Валааме на Ладожском озере, в селе Брат­цеве под Москвой, под Тулой, в Крыму под Гурзу­фом, в Беловежской пуще и главным образом на родной Каме под Елабугой, где рождались его луч­шие полотна. Картины Шишкина привлекают прав­дивостью, мастерством формы и решения. Они про­никнуты чувством любви к родному краю...

У Шишкина был высокий взгляд на задачи художника-пейзажиста. Интересна дошедшая до нас запись, сделанная со слов ученика Шишкина — ка­занца Фомина: «О пейзаже Шишкин говорил, что это самый молодой род живописи..., что наше по­коление еще не умеет понимать все таинства приро­ды, но что в будущем придет художник, который сделает чудеса, и что он будет русский, потому что Россия — страна пейзажа...»

4 марта 1962 года на родине художника в г. Елабуге... открыт Дом-музей И. И. Шишкина.

Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. — Казань, 1973. — С. 332-335.

 

18. Из положения о Казанской художествен­ной школе от 26 марта 1898 г.

Казанская художественная школа была основана в 1895 г. Готовила художников-преподавателей для средних учебных заведений. Находилась в ведении Петербургской академии художеств, имела четыре

отделения: живописное, граверное, архитектурное и скульптурное. При школе действовали воскресные бесплатные рисовальные классы, музей, библиотека.

Казанская художественная школа есть среднее ху­дожественное учебное заведение и имеет целью содей­ствовать: художественному развитию местного населе­ния и подготовительному образованию для художни­ков-живописцев, скульпторов, архитекторов и гра­веров, имея в виду поступление их в высшее художест­венное училище при Императорской Академии худо­жеств. Школа заботится об образовании и развитии художественного вкуса среди местных ремесленников...

Школа содержится: 1) на счет субсидии, отпус­каемой из сумм Императорской Академии худо­жеств, ассигнуемых на художественную деятельность Академии; 2) на пособия, отпускаемые Казанью и земствами Казанской и окрестных губерний; 3) на счет доходов от платы за учение; 4) на счет случай­ных поступлений, как-то: пособия и пожертвования учреждений, частныхз лиц, доходы с выставок...

Общее наблюдение за деятельностью школы принадлежит попечительному комитету под предсе­дательством казанского губернатора...

Ученики и ученицы, окончившие полный курс и успешно выдержавшие испытание, удостаиваются звания учителя рисования, черчения и чистописа­ния в средних учебных заведениях, способнейшие из них получают право поступления в Высшее худо­жественное училище при Академии художеств...

Положение о Казанской художественной школе, — Казань, 1898. — С. 1, 2, 4, 11.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие...............................………………………………………………………….. 4

Часть I. ИСТОРИЯ КРАЯ С ДРЕВНЕЙ­ШИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ XVI в.

Тема: «Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии»....................................... 5

Тема: «Волжская Булгария в X — нач. XIII вв.»......................................................................11

Тема: «Монгольские завоевания и Волж­ская Булгария».........................................................23

Тема: «Улус Джучи (Золотая Орда). Бул-гарские земли в золотордынский период»..........30

Тема: «Казанское ханство».........................................................................................................40

Часть П. ИСТОРИЯ КРАЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (вторая половина XVI — рубеж Х1Х-ХХ вв.)

Раздел 1. Народы Среднего Поволжья в составе Русского государства................................62

Тема: «Освободительная борьба народов края во второй половине XVI в.»........................62

Тема: «Система управления Казанским краем во второй половине XVI в.».........................65

Тема: «Социально-экономическая и рели­гиозная политика правительства в Среднем Поволжье во второй половине XVI — начале XVII вв.»......................................................67

Тема: «Экономическое и социальное раз­витие края в XVII в. Религиозная политика правительства».............................................................................................................................72

Раздел 2. Среднее Поволжье в составе Рос­сийской империи XVIII в....................................80

Тема: «Край в период петровских преоб­разований»..............................................................80

Тема: «Религиозная политика царизма в крае в XVIII в.».......................................................85

Тема: «Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху»......................92

Тема: «Народы края в восстании Е.И.Пу­гачева».....................................................................98

Тема: «Культура края в XVIII в.».............................................................................................105

Раздел 3. Казанская губерния в первой половине XIX в.......................................................109

Тема: «Социально-экономическое развитие Казанской губернии в первой половине XIX

в. Движения социального протеста».......................................................................................109

Тема: «Край в Отечественной войне 1812г..Декабристы»..................................................123

Тема: «Культура края в первой полови­не XIX в.»................................................................130

Раздел 4. Казанская губерния в порефор­менный период.....................................................155

Тема: Крестьянские реформы 60-х гг. в Ка­занской губернии.............................................155

Тема: Социально-экономическое развитие Казанской губернии в пореформенный пе­риод....................................................................................................................................................159

Тема: «Общественное движение 70-90-х гг. в Казанской губернии».................................166

Тема: Национальное движение...............................................................................................171

Тема: «Наука и культура в Казанской гу­бернии во второй половине XIX в.»...................184

 

Учебное издание

Составители:

Фаяз Шарипович Хузин

Владимир Иванович Пискарев

Искандер Аязович Гилязов

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА

В 2-х книгах

Книга I

(Учебное пособие для общеобразовательных учреждений)

Компьютерная верстка 3. НМадьлровой Корректор ФШТубайдуллина

Татарское Республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ)

Изд. лиц. № 184 от 16.04.1997 г. Подписано в печать с оригинал-макета 15.12.2003. Формат 84x108 Узг. Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная». Печать офсетная. Печ. л. 15, 0. Тираж 10 000 экз. Заказ Я-861

Татарское Республиканское издательство

«Хэтер» (ТаРИХ) 420014, Казань, Кремль, а\я 54.

Полиграфическо-издательский комплекс «Идель-Пресс». 420066, Казань, ул.Декабристов, 2.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.