Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! К. Насыри об открытии в Казани первой русско-татарской школы для детей мусульман
В 1871 г. просветитель К. Насыри открыл в Казани школу для обучения татарских детей русской грамоте. В своей этой он рассказал о мытарствах, связанных с созданием и работой этой школы. Порой не грех бывает похвастаться, когда есть чем. В Казани для детей мусульман открылась школа с русским языком обучения. Кому принадлежит эта заслуга? Если зададут такой вопрос, мы ответим: школа, вне всякого сомнения, открылась благодаря стараниям некоего учителя1. По существу, решение об ее открытии было принято в 1871 году. Возможно, кое-кто еще помнит, как в календаре 1871 года учитель этот выступил с некоторыми разъяснениями соответствующего проекта министра. Статья, осветившая начинание, совершенно новое для мусульман, дала повод русским ученым утверждать, что у мусульман есть тяга к знанию русского языка. Несколько статей на эту тему, появившихся в печати, послужили поддержкой правительственного решения. В результате, некто вскоре был назначен ответственным за это дело и направлен в Казань2. В ноябре месяце вышеозначенный начальник разыскал того учителя и отрекомендовался ему. Он просил его принять на себя хлопоты по организации и открытию школы, уверяя, что никому другому не справиться с подобной задачей. Учитель, решив, что, в сущности, невыполнимых дел нет, и понадеявшись на свои силы, взвалил на себя эти заботы. В беседе он пожаловался господину инспектору, что был вынужден в отчаянии оставить прежнюю службу; тот не преминул воспользоваться этим обстоятельством, постарался успокоить учителя, пообещав с три короба всяческих благ, и таким образом склонил его к согласию. Разумеется, все хлопоты по организации входили в прямые обязанности инспектора, но что бы он стал делать без помощника? На счастье послало ему провидение такого человека. Познания господина инспектора в области татарского языка были в то время слишком скудны. Вот почему, услышав жалобы на неустроенность жизни, он поспешил заверить учителя, пересыпая свою речь киргизскими словами: «Не горюйте, при случае я доложу министру о ваших заслугах», вселив этим в его сердце надежды на будущее. Учитель успокоился, вообразив, что имеет дело с влиятельным господином, который может давать советы самому министру. Между прочим, еще до знакомства с господином инспектором учитель имел учеников, которым давал уроки русского языка. Ко времени прибытия инспектора в Казань учитель жил на квартире у Сагди Яхина. Й позже, когда он перебрался в номера Сая Ибрая, к нему ходило три ученика. Этих детей привели к нему по объявлению, помещенному в календаре 71 года. Но вот настало время взяться за поручение инспектора. Он начал с поисков помещения. Задача эта оказалась совершенно невыполнимой. Хозяева, узнав, для какой цели снимают комнаты, отказывались сдать их даже за пятьдесят рублей. Вплоть до февраля 72 года не удалось подыскать ничего. Наконец, совершенно отчаявшись, были вынуждены снять квартиру над кабаком по улице Мокрой. Сюда по объявлению, вывешенному на воротах, собралось шесть-семь, а может, десять учеников. Вот где пришлось хлебнуть лиха; внизу день и ночь горланят песни, дерутся, за стеной ютятся сапожники, портные, скорняки. Во дворе — пивной завод. По соседству... публичный дом. На улицу выйдешь — мерзко, в дом войдешь — та же мерзость. Вокруг что ни слово — скверная брань. С грехом пополам продержались на этом месте месяца два. Едва повесили над воротами вывеску, как кто-то донес в полицейский участок. Приходили городовые, допытывались, кто да что. Нашлись и такие, кто требовал прогнать учителя из Казани; каждый из его учеников был подвергнут в медресе порке: так их принуждали от- казаться от уроков русского языка. И вот школа опустела. Что было делать? Пойти доложить инспектору? Но как станешь жаловаться на своих же мусульман? Обстоятельства дела удалось довести до сведения инспектора через одного человека, который все время отирался около него. Инспектор вызвал к себе учителя из медресе и припугнул его. Ценою немалых стараний снова удалось заполучить несколько учеников. По правде говоря, все это были не посторонние дети: бывшие ученики, родственники учеников или дети этих родственников. О других учениках в то время не приходилось и мечтать. Так набралось человек пятнадцать. Подыскали другое помещение на Захарьевской улице. Прибили у входа вывеску, которую недоброжелатели тут же окрестили «церковной». Снова нашлись доносчики, которые требовали прикрыть «это дело». Квартальный вызвал хозяина квартиры и задал ему взбучку, за-чем-де сдаешь комнаты такому подозрительному субъекту. Случай этот быстро получил огласку, так что для нас десятирублевые квартиры подскочили в цене до пятидесяти рублей. Хозяев трудно винить, они вольны запросить, сколько им вздумается. Бедняга учитель смирился с этим, но инспектор заставлял его торговаться и стоять на своем. Вот какие испытания выпали на его долю. На новом месте с трудом удалось сколотить класс из двадцати-двад-цати пяти человек. Пришлось пустить в ход все средства — уговаривать родителей самому или действовать через посредников. В школу пришло еще шесть мальчиков. Один из них был постарше других, из бедной семьи. Вскоре он перестал бывать на уроках, сославшись на отсутствие обуви. Глядя на него, бросили учиться и другие ребята. Огорченный этим, учитель купил парнишке галоши, взяв с него обещание аккуратно ходить на уроки товарищей помладше. Весной, когда земля подсохла, этот же ученик снова исчез из школы — занялся продажей лимо- нов. Остальные мальчики, которых он приводил с собой, последовали его примеру. Чтобы вернуть их, учитель был вынужден ежедневно выплачивать подростку десять копеек серебром сверх того, что он выручал от продажи лимонов. Такими путями в течение месяца удалось заполучить в класс тридцать человек. Доброе слово, внимательное отношение делали свое — мальчики мало-помалому освоились. Но однажды на урок явился инспектор и принялся проверять, много ли слов усвоили ученики. Он указывал пальцем на предметы и строго вопрошал: «Это что?» Мальчики помладше, которые никогда в жизни не слышали русской речи и только приступили к изучению азбуки, ужасно перепугались. И это понятно, ведь матери с детства пугали их: «Не плачь, не то отдам тебя русскому!». А инспектор для них — тот же русский. Тогда же, в присутствии детей, инспектор попросил приготовить ему сведения о детях и указать, кто из купеческого сословия, кто из крестьян, кто из мещан. Из всего сказанного дети разобрали только одно слово — «крестьяне» — и пришли в ужас, вообразив, что их собираются обратить в русскую веру. Слова «крест», «крестить» они слышали часто. На другой же день почти все ученики исчезли из класса. Явились лишь три хозяйских сына. Пришлось проводить урок с ними. Детей не было ни на другой день, ни на третий, а там в классе и вовсе не осталось ни души. Что оставалось учителю? Грустить и ломать голову над тем, как поправить дело. Писать донесение инспектору бесполезно, потому что господин инспектор — человек новый, среди мусульман никогда не жил, с обычаями и нравами их не знаком. Он знает одно — чуть что, пугать полицией. И опять-таки, легко ли жаловаться на своих? Снова пойдут разговоры, а уж он, бедняга, и без того сыт ими по горло. Опять пришлось ходить по домам и набирать детей. Так прошло лето, учитель в третий раз переехал в новое помещение на той же улице. Осенью, во время макарьевской ярмарки, он через родственников и знакомых нашел еще пять-шесть учеников и осторожно намекнул инспектору на причину постигшей их неудачи. В том году инспектор не досаждал своими проверками. В течение всей зимы в классе число учеников было постоянно — не меньше тридцати пяти, некоторые из них научились неплохо читать, писать и считать. Господин инспектор, как оказалось, летом побывал в Германии и привез оттуда несколько картин. В один сентябрьский день, когда все ребята были в сборе, он явился со своими картинами в класс. Повесив их на доску, инспектор принялся экзаменовать детей, показывая на картины и спрашивая: «Что это? А это что?» Он кричал, брызгал слюной, потел, исходил пятнами, носился в раздражении по классу, бешено вращая глазами, дети сидели ни живы, ни мертвы от страха. Что могли ответить ему ребята, которые едва освоили азбуку? Они и слова-то толком выговаривать не умели....Какая польза кричать на детей, которые пока знают так мало! Говорит, что в Гамбурге обучают таким методом. К чему насаждать в России заграничные порядки? Нам довольно знаний, накопленных в самой России. Мы — жители России. Всего, чем она богата, нам вполне достаточно. Картины, верно, стоят несколько сот рублей. Ну что ж, денег в казне много. За короткое время, вдруг, Германию сюда не пересадить. Народ России стал приобщаться к образованию во времена Петра Великого. Нельзя сразу же дать человеку всех знаний....Учитель был уверен, что в этом году в классе у него будет не меньше пятидесяти человек, но вмешательство инспектора снова все испортило. Отцы и матери, узнав о случившемся, заподозрили школу в том, что она учит поклоняться иконам, и перестали пускать детей в класс. К началу января оставалось всего пять-шесть человек. Однако к марту — апрелю число учеников удалось довести до тридцати. Господин инспектор, наконец, осознал свою ошибку. В течение зимы он не заглянул в школу ни разу... ...Мучения его [учителя] тянулись долгих три года. Дело было совершенно новое, никто до него ничем подобным не занимался. Он искренне стремился принести пользу своему народу. Но этого никто не оценил. Много унижений и несправедливостей пришлось ему перенести. Желание угодить мусульманам вызывало недовольство начальства; стоило проявить послушание начальству, как мусульмане с ненавистью бежали из школы. «Не такое уж это богоугодное дело, — говорили родители мальчикам, — беды не будет, если бросить учебу». Дошло то того, что прежние знакомые учителя перестали кланяться ему при встрече. Они вообразили, что он занимается делом, подрывающим устои ислама. Особенно несносны фанатики и реакционеры, которые всюду распространяют слухи, будто человек этот хочет опозорить мусульманскую веру. Подобные разговоры повергали учителя в уныние. Даже заработок не доставлял ему радости. Он не торопился получать деньги, не ходил за ними порой по пять-шесть месяцев. Если бы правительство могло учесть всю меру усердия, проявленного им в деле открытия школы, то ему полагалось бы никак не меньше пяти тысяч рублей. Он погубил немало здоровья и времени, вынужденный с самого начала строить обучение по неверной методике. Все это оказалось абсолютно никчемным. Последующие преподаватели, безусловно, смогут извлечь из его опыта правильные выводы. И народ постепенно успокоится, привыкнет, не станет высказывать несправедливые упреки. Так уж повелось, что в каждом деле кто-то начинает первый и на его долю не выпадает ничего, кроме ругани. Общеизвестна, например, участь Колумба, Гутенберга и других. Важность их открытий люди оценили лишь в наши дни. Судите сами, легко ли было начинающему: школа над кабаком, троекратная смена помещения, прежде чем она приняла свой современный вид. Теперь она ничем не уступает гимназии. Все устроено по образцу европейских школ: хорошие классы, скамьи, дети во время занятий сидят тихо, ведут себя прилично — видано ли когда-нибудь такое! Вот уже двадцать лет, как обучает он сыновей русских и татар, а сколько полезных трудов написано за это время. Лучшие люди Казанской губернии не упускают случая, чтобы поблагодарить его при встречах и в письмах. Насыри Каюм. Избранные произведения. — Казань, 1977. — С. 72-80.
|