![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О просветительских взглядах К. Насыри
Абделькаюм Абданнасир Насыри родился 2(14) февраля 1825 года в д. Верхние Ширданы Свияж-ского уезда Казанской губернии....Его отец и дед были людьми образованными, известными своей ученостью в крае... Детские годы он провел в родной деревне. Первоначальное образование получил у своего отца. В 1841 г. Каюма привезли в Казань и отдали в 5-е медресе, где он учился до 1855 г. Здесь он изучал арабский, персидский и турецкий языки, в совершенстве овладел литературным татарским и втайне от других учил русский. Насыри выделялся среди других учеников усердием, любознательностью и стремлением к получению новых знаний. В 1855 г. Насыри предложили должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. С этого времени началась педагогическая деятельность будущего ученого. Позднее он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии. Стремясь повысить свой интеллектуальный уровень, Насыри поступает в Казанский университет на правах вольнослушателя1. В это время уже начинает формироваться собственная позиция Насы-ри — просветителя, посвятившего всю свою жизнь служению татарскому народу, вызволению его из оков средневековья и приобщению к сокровищницам современной науки и культуры. С 1871 г. Насыри начинает издавать ежегодный календарь, выходивший систематически в течение двадцати четырех лет. Он полностью посвящает свое время научно-пропагандистской, литературной работе. Жил он в то время очень бедно — на средства, получаемые от частных уроков, переводов татарских документов на русский язык и от продажи своих книг, которых едва хватало на жизнь. Все заработки Насыри уходили на печатание собственных сочинений. Он был вынужден заниматься реализацией книг, выступая одновременно и издателем почти всех своих сочинений. Поскольку в то время издательское дело было неприбыльным, Насыри не получал больших доходов от своей работы. Он был первым сочинителем и распространителем книг по современным естественным и гуманитарным наукам среди татарского населения. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение В 1885 г. активная научная деятельность Насыри получает официальное признание у русских ученых-тюркологов. Его избирают действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. И это время он общается с учеными-востоковедами И. Готвальдом, Н.И. Иль-минским и В.Д. Смирновым. В 1859 г. Насыри написал свое первое произведение «Маджму ал-ахбар» («Сборник статей»). Его первым печатным трудом был учебник «Нахв ки-табы» («Книга по синтаксису»), увидевший свет в 1860 г. В том же году он издал научно-популярное сочинение для школьников и лиц, занимающихся самообразованием, — «Буш вакыт» («На досуге»). Насыри уделяет первостепенное внимание педагогике, распространению новых знаний. Он составляет ряд учебников по различным наукам: арифметике, геометрии, географии и другим. Издание календаря ставит Насыри в один ряд с представителями классического французского Просвещения — Д. Дидро, Вольтером и Ж. Руссо... Просветительская деятельность Насыри, посредством календаря пропагандировавшего новые знания во многих областях современных наук, аналогична мировым образцам эпохи Просвещения. Основным автором статей календаря выступал сам Насыри. Множество материалов он переводил с русского языка, имея целью поднять уровень знаний татарского народа на более высокую ступень. Календарь становится средоточием научно-пропагандистской деятельности ученого. Через него Насыри ведет прямой диалог с татарским населением, — какие науки необходимы и почему, что следует знать образованному мусульманину. Он становится пропагандистом светских знаний, пробуждая в татарском народе интерес к современным достижениям науки. В то же время Насыри, наряду с Марджани, становится одним из первых татарских энциклопедистов... В области языкознания Насыри совершил своеобразную революцию. Во второй половине XIX в., по его мнению, необходим язык, общепонятный для всех слоев населения.... Он пишет на живом татарском языке, доступном широкому кругу читателей. Живой татарский язык явился одной из мощных сил, которая выводила татарский народ из средневековья, открывая новые возможности для приобщения татар к ценностям современной европейской культуры и цивилизации. Вклад Насыри в реформирование татарского литературного языка стал выдающимся его вкладом в дело просвещения татар. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Делая упор на необходимость овладения современными европейскими ценностями, Насыри не забывает и о Востоке. Он стремился приобщить татар к лучшим достижениям духовной культуры Востока. Насыри перевел на татарский язык с турецкого несколько произведений, среди которых «Повесть об Авиценне». В ней он показал образ великого ара-бо-мусульманского философа Ибн Сины1, оказавшего значительное влияние на татарскую духовную культуру средневековья... Татарский просветитель ум ставил выше религии (необходимо учитывать среду и время его нижеследующего высказывания): «Если с кем-либо придется беседовать, то не думай о том, какую религию он исповедует, а обрати внимание на его ум. Ибо его религия нужна ему, а ум — тебе и ему». Насыри был одним из пропагандистов гелиоцентрической теории. Ученый пишет о Солнечной системе, законе всемирного тяготения, причинах лунного и солнечного затмения, доводя таким образом до татарского народа последние достижения естествознания... Просветительство Насыри, формировавшееся под более сильным влиянием русской культуры, в сравнении с Марджани, сыграло большую роль в приобщении большей части татарского общества к современному знанию и наукам Нового времени.
|