Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из именного Указа императрицы Анны Иоанновны от 11 сентября 1740 г.






 

Согласно данному документу была учреждена I Контора новокрещенских дел. Указ предусматривал меры по обращению в христианство нерусских наро­дов, обучению новокрещеных основам православной веры, поощрению браков между инородцами и рус­скими. Он содержал перечень льгот, привилегий при­нявшим православную веру, а также их поощрений.

...Для умножения христианского закона и вящ-щего утверждения в вере новокрещеных иноверцев, в дополнение прежних состоявшихся указов, указа­ли Мы, во всех оных [Казанской, Астраханской, Си­бирской, Нижегородской и Воронежской] губерни­ях (кроме Сибирской, в которой, о такой же пропо­веди слова Божия, учинено будет особое определе­ние) у обращения оных иноверцев в христианскую греческого исповедания веру и наставления их спа­сительному пути (на место оного архимандрита Алек­сея) быть отправленному для того из синода из учи­телей Московской Академии Архимандриту Дмит­рию Сеченову, которой окончал Богословию, да при нем для вспоможения и розсылок к новокрещеным в жилищах их ради надзирания и обучения оных христианскому закону, Казанского Благовещенско­го собора и образа Казанския Богородицы про­топопами, придав к ним, для лучшего и вероятней-шего новокрещеным разговоров, из священного пи­сания переводу, из обретающихся в Казанской епар­хии знающих их языки, людей, пять человек; а еже­ли таковых в той епархии не сыщется, то из имею­щихся в семинарии Казанской новокрещенских пять детей, человек, к тому способных, с потребным чис­лом гарнизонных и отставных солдат, и поступать следующим порядком:

...При означенном же иноверцов в Христиан­скую веру обращении, ежели которые из них Святого Крещения восприять не пожелают, таковым при­нуждения ко крещению отнюдь не чинить, и им за то ничем не угрожать, но поступать в том по образу Апостольской проповеди, со всяким смирением, ти-хостию и кротостию без всякого кичения, угроже-ния же и страха, дабы не подать им причины инако толковать...

...Всем новокрещеным нашим указом объя­вить, чтобы они в церковь святую к славословию божию приходили не леностно... и о некрещеными от сообщения, сколько возможно, удалялись; а кото­рые от безстрашия лености же и нерадения своего в церковь в вышеозначенные дни приходить не будут, на токовых вместо денежного штрафа полагать лег­кую церковную епитимию1, например: велеть в цер­кви публично класть по несколько, поклонов и про­чим тому подобным склонять по разсмотрению оп­ределенных к ним духовных персон..., а в которых деревнях между такими новокрещеными жить бу­дут русские люди, тем накрепко приказывать, что­бы они поступки тех новокрещеных, что касается до Христианской веры и закона, накрепко смотрели, и ежели кого из новокрещеных усмотрят, что он по­ступает не так, как правоверному Христианину над­лежит, и в церковь божию для моления в двенаде-сятные и Господские праздники и в воскресные и высокоторжественные дни не приходят и Магоме­танские обычаи содержат, таких в начале увещевать, дабы от того престали; а буде не послушают, тогда священникам того приходу объявлять, которые дол­жны упомянутых новокрешеных от всякого суеве­рия и лености отвращать и к истинному пути Хрис­тианского закона приводить и наставлять, а на не­покорных оныя епитимий налагать;...а буде по сви-

1 Епитимия — церковное наказание согрешившему, который должен публично покаяться и вместе с тем отка­заться от известных жизненных благах. дотельству явится великая вина, то церковным по­каяниям, или другими, по разсмотрению их, штра­фами штрафовать; однако ж таких дел, что до ново­крещеных иноверцев о вере и неисполнении христи­анского закона касаться будет, далее трех дней от­нюдь не продолжать и по приказному обычаю ни­чем их не завязывать; но всякое снисхождение, сколько возможно, им показывать, дабы чрез такие ласковые к ним поступки и наставление праведно­му и беспорочному житию, прочим иноверцам к Восприятию Христианского закона придать охоту.

...Крестившихся в прошедших годах из Маго­метанского закона и из идолопоклонников, у ново-рождаемых от них детей, для утверждения в Хрис­тианской вере, восприемниками1 и восприемница­ми быть старинным русским людям, и для того сколько возможно тех новокрещеных увещевать, чтобы они по крещению детей своих восприем­никами брали русских людей, кто кому из них при­ятен и всячески тщится сей между ими вводит обы­чай...; не меньше же того и сие потребно, чтоб ново-крещеные с русскими брачились и чрез то свойство и дружбу меж собою возобновляли..., ныне склонять, чтобы русские люди, дочерей своих за крещеных иноверцев давали, не требуя за них по иноверческо­му обычаю приданого, но чтоб по прежним россий­ским обычаям за дочерьми приданое давали; а на-иротиву того и иноверцев склонять, чтоб и они та­ким же образом поступали...

...Упомянутых новокрещеных иноверцев, кото­рые живут в одних деревнях с некрещеными, пере-Весть в другие деревни и поселить вместе с креще­ными же иноверцами и старинными русскими людь­ми, и земли и всяких угодий давать им при поселе-

1 Восприемники — поручители за веру принимающе­го крещение, обязанные наставлять его в правилах христи-пнекой жизни и в последующее время. нии по стольку же, сколько они на прежних жили­щах имели;...чтоб им о переселении того излиш-ных убытков и разорений не приключилось...

...которые иноверцы вышли в Казанскую губер­нию и в другие города целыми семьями или от се­мейства и сиротства одинакие и восприяли веру гре­ческого исповедания, а другие, смотря на них, та-кож выходят и просят, чтоб их просветить святым крещением и желают, дабы дозволено было им жить вместе с русскими людьми, а на прежния жилища не отсылать; однако же Казанская губернская кан­целярия без указа того чинить и мест, где им жить вместе с русскими людьми, отводить не смеет, и для того такие новокрещеные, переходя, живут по раз­ным местам и требуют неотступное себе определе­ния, и понеже того, чтоб они между русскими людь­ми жили, немалой интерес требует:

1) Что они между ими скорее в христанском законе утвердятся.

2) Оставшие иноверцы в тех местах, где оные новокрещеные вместе с ними жили, будут за них подушные деньги платить и провиант ставить.

3) Другие иноверцы, увидя их свободное житие и увольнение от податей и поставки рекрут, из сво­ей же воли православную Христианскую веру вос-приять и вместе с русскими людьми жить пожела­ют; того ради таким вышедшим и восприявшим веру греческого исповедания иноверцам жить вмес­те с русскими людьми позволить и отводить их мес­та, смотря по семейству их, сколько потребно, и сверх того (для повода другим ко обращению в православ­ную веру) упомянутым новокрещеным иноверцам всякую милость и благодеяние показывать и ни ма­лейшего озлобления не чинить, разве кто из них при-личиться в таком воровстве, или в разбое, или в смертном убийстве, или в другой какой важной вине и дойдут до розыска, таковыми по ясным до­казательствам и уликам розыскивать и поступать, как указы повелевают, без упущения; однако преж­де розыска иметь довольное разсуждение, чтоб ско­рыми неразсмотрительными розысками их не озло­бить и от веры Христианской не отогнать, и такие касающиеся до новокрещеных иноверцов дела в судебных местах разсматривать по самой истинной правде и невинных защищать и оборонять и до ра­зорения не допускать и стараться такие дела решить без дальних волокит.

...И понеже все новокрещеные иноверцы между русскими людьми в одних деревнях умещены быть Не могут, а иные и сами может быть пожелают, чтоб для их поселения отвесть особое место; того ради для поселения таких новокрещеных иноверцов, выб­рать меж Саратовым и Царицыным удобныя к по­селению их места, которыя до сего времени в дачу казакам и другим никому не отданы и отмежевать пашенной земли и сенных покосов и прочих всяких угодий на тысячу дворов по толиковому же числу, по скольку на двор по писцовому наказ: или в Ин-германландии под поселение отводить велено и на том месте для житья и безопасности от тамошних нерегулярных неприятелей, некоторое укрепление сделать у все то место, где они свои дворы построить имеют, обнести полисадником, и как им строиться, размерят, улицы регулярно и места разделить, что­бы каждому довольное строение построить и огоро­ды поделать было можно, також и имеющуюся око­ло того их жилища землю под пашню разделить все­ми по препорции, в том же месте выбрать удобные.лучшие места под строение церквей и на оных при каждой дву стах пятидесять дворах построить по одной деревянной и к каждой церкви определить священников...

...А которые новокрещеные семьями или оди­нокие на поселение не пожелают, а похотят жить в Казани и в других городах между русскими людь­ми, своими домами, или у купечества и других чинов, в работе из найма или без найма, таким в том дать дозволение и ни малого запрещения не чинить; но где и у кого похотят, тут им и жить позволить...; в вечное услужение таких новокрещеных отнюдь никому не отдавать, но жить им, у кого сколько вре­мени похотят...

...Понеже по указам дяди нашего, блаженныя и вечнодостойныя памяти, Государя императора Пет­ра Первого, состоявшимся 1 сентября 1720, 23 авгу­ста 1721, 17 июля 1722 и в подтверждение оных. Нашим Всемилостливейшим особливым указом же 3 апреля 1731 годов, повелено Казанской губернии новокрещеным разных городов людям, сколько оных ни обретается и которые впредь Святое крещение воспримут, во всех государственных сборах и из дел давать льготы на три года, дабы тем придать к вос­приятию Греческого закона лучшую охоту, того ради по содержанию вышепомянутых указов, с них ново­крещеных в те три года подушных денег и других чрезвычайных поборов и определенного с иноверцов провианта с них не спрашивать, а взыскивать вмес­то их оныя на оставших в тех местах некрещеных иноверцах; а которые из оных иноверцов определе­ны к поташным заводам и к другим казенным ра­ботам, оных от тех работ свободить на три года, а те работы исправлять наймом, а кто из них будут бра-читься, с венечных памятей не токмо лазаретных, но и с венечных памятей денег никогда не брать...

...С упомянутых новокрещеных иноверцев и которые впредь православную веру примут, как рек­рут, так и в рекрутские складки денег отнюдь нико­му не спрашивать и к тому их не привлекать и не приневоливать, а ставить по расположениям рекрут и в рекрутския складки деньги за них платить ос-тавшим некрещеным иноверцам; а ежели они впредь с новокрещеных будут обирать рекрут, или в рек­рутские складки деньги, с тех взыскав вдвое, отда­вать тем новокрещеным.

 

...Приходящим к крещению в награждение за восприятие святого крещения, против прежних дач, покупая из положенной на новокрещеных суммы, давать каждому по кресту медному, что на персях носят, весом каждой до пяти золотников, да по од­ной рубахе с порты и по сермяжному кафтану с шап­кою и рукавицы, обуви чирики, с чулками; а кто нознатнее, тем при крещении давать кресты сереб­ряные по четыре золотника, кафтан из сукон краше­ных, какого цвета кто похочет, ценою по 50 копеек аршин, а вместо чириков сапоги ценою по 45 копе­ек, женскому полу волосники и очельники, по руба­хе холщевой, да от денег мужеска пола, кои от рож­дения свыше 15 лет, по 50 копеек, а от 10 до 15 лет по рублю, а кои ниже 10 лет, тем по 50 копеек; женска пола от 12 лет и выше по рублю, а прочим кои ниже 12 лет, по 50 копеек; сверх же того, кото­рые святое крещение с женами и с детьми примут нсею семьею, давать в домы их по иконе...

...Для обучения иноверческих детей учредить четыре школы: первую в Казани в Федоровском монастыре; вторую в Казанском уезде по Зюрейской дороге в дворцовом селе Елабуге; третью в Свияжс-ком уезде в городе Цивильске; четвертую в Казанс­ком уезде в городе Царевококшайске, и обучать оных повокрещенских детей русской грамоте по алфабе-ту и слогах букваря с десятословием, часослова, псал­тыри и катехизиса и скорописному; однако же при­том за ними смотреть, чтоб они и своих природных языков не позабыли; а на каком основании оныя школы учредить и сколько в которой учителей и учеников содержать и почему им из вышепомяну-той положенной суммы жалованья платить и о про­чем о всем в Синоде учинить штат и для апробации подать в кабинет наш немедленно.

Полное собрание законов Российской империи.

Т.Н.— СПб., 1830. — С. 248-256.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.